о сохранении жилого дома в перепланированном состоянии, установлении факта принятия наследства, признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2011 года              Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Петуховой Т.Э. при секретаре Богдановой С.С., с участием представителя истцов Анциферовой Н.Г., Селезнева Г.Г. Никульцова Л.Ю., действующего на основании доверенностей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3916/11 по иску Анциферовой Н.Г., Селезнева Г.Г. к администрации г. Иркутска, Селезневу И.П., Селезнева Н.Г. об установлении факта принятия наследства, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признания права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

    Анциферова Н.Г., Селезнев Г.Г. обратились в суд с иском к администрации г. Иркутска, Селезневу И.П., Селезневой Н.Г. об установлении факта принятия наследства, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности на жилой дом, в обоснование требований указав, что на земельном участке по адресу <адрес обезличен> расположен двухэтажный жилой дом, сособственниками которого являются: Селезнева А.И. - .... доли, Селезнева Н.Г. - .... доли, Селезнев Г.Г. - ...., Селезнев И.П. - .... доли, Селезнева Н.Г. -.... доли. В 1985 году Селезнева А.И. - мать истцов, не оставив завещания, умерла. Являясь единственными наследниками к имуществу умершей, истцы в установленном порядке с заявлением о принятии наследства не обратились. Несмотря на это, они фактически приняли наследственное имущество своей матери в виде .... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес обезличен>, поскольку приняли меры по сохранению наследственного имущества и защите его от посягательств и притязаний третьих лиц. На протяжении всего времени после смерти наследодателя владеют и пользуются указанным имуществом, производит за свой счет его текущий и капитальный ремонт, уплачивает налоги, производят коммунальные платежи. Не обратившись в установленном порядке с заявлением о принятии наследства, Селезнев Г.Г. и Анциферова Н.Г. пропустили установленный законом срок для его принятия, в связи с чем, утратили возможность получить документы для вступления в права на наследственное имущество. Однако, фактически, приняв наследственное имущество, они не лишены возможности признать за собой право на наследственное имущество в судебном порядке. Также истцы указали, что в 2006г. была произведена перепланировка указанного жилого дома общей площадью 65,9 кв.м., в том числе жилой 44,2 кв.м.: демонтирована часть перегородки между кухней (пом.1) и жилой комнатой (пом.2) на 1 этаже (лит.А по генплану); произведена реконструкция печей на 1-ом и 2-м этажах (лит А по ген.плану), демонтирована часть перегородок между жилыми комнатами (пом.2 и пом.3) и кухней (пом.1) на 2 этаже, в результате перепланировки общая и жилая площадь составляет 71,2 кв.м., в том числе жилая 50,2 кв.м.Данная перепланировка проведена самовольно, однако имеется заключение строительной организации о том, что дом пригоден для постоянного использования по назначению, его конструктивные решения отвечают требованиям СНиП, СанПиН и НПБ.

    В судебное заседание истцы Анциферова Н.Г. и Селезнев Г.Г. не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в адресованных суду письменных заявлениях просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.

    Представитель Анциферовой Н.Г. и Селезнева Г.Г. Никульцов Л.Ю., действующий на основании доверенностей от <Дата обезличена> реестр. <Номер обезличен> и реестр. <Номер обезличен> Никульцов Л.Ю. исковые требования Анциферовой Н.Г. и Селезнева Г.Г. поддержал, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении, просил суд об их удовлетворении, суду дополнительно пояснил, что истцы являются единственными детьми Селезневой А.И., после смерти матери в 1985 г. продолжают проживать в данном доме по адресу: <адрес обезличен>, тем самым фактически приняв открывшееся после смерти Селезневой А.И. наследство в виде .... доли в праве на указанный дом. Также пояснил, что дом является старым, имеется заключение специалистов о том, что состояние после проведения перепланировки дома не ухудшилось.

    Представитель ответчика - администрации <адрес обезличен> Шандурова М.М., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее участвуя в судебном разбирательстве, не возражала против признания права общей собственности истцов на принятое ими наследственное имущество, однако возражала против сохранения жилого дома в перепланированном состоянии, пояснив суду, что заключением специалиста о техническом состоянии жилого дома оно оценено, как недопустимое, характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей, требуются страховочные мероприятия.

    Ответчики - Селезнев И.П., Селезнева Н.Г. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в адресованных суду письменных заявлениях против удовлетворения исковых требований истцов не возражали, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Суд на основании ч.1 ст.48, ч.5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов Анциферовой Н.Г., Селезнева Г.Г., ответчиков Селезнева И.П., Селезневой Н.Г., представителя администрации г.Иркутска Шандуровой М.М.

    Суд, выслушав пояснения представителя истцов Никульцова Л.Ю., допросив специалиста, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

    В соответствии с техническим паспортом МУП БТИ г. Иркутска от <Дата обезличена> по адресу <адрес обезличен> расположен двухэтажный жилой дом общей площадью 71,2 кв.м., в том числе жилой площадью 50,2 кв.м.

    Согласно справке МУП БТИ г. Иркутска <Номер обезличен> от <Дата обезличена> собственниками 2-х этажного бревенчатого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен> являются: Селезнева А.И. - .... доли на основании свидетельства о наследовании от <Дата обезличена>; Селезнева Н.Г. - .... доли на основании свидетельства о наследовании от <Дата обезличена>; Селезнева Г.Г. - .... доли на основании свидетельства о наследовании от <Дата обезличена>: Селезневу И.П. - 1/6 доли на основании свидетельства о наследстве от <Дата обезличена>; Селезнева Н.Г. - .... доли на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <Дата обезличена> и решения Свердловского районного суда г. Иркутска от <Дата обезличена>

    По данным инвентаризации от <Дата обезличена> установлено, что в жилом доме демонтирована часть перегородки между кухней (пом.1) и жилой комнатой (пом.2) на 1 этаже (Лит. А по генплану), произведена реконструкция печей на 1-ом и 2-ом этажах (Лит. А по генплану), демонтирована часть перегородок между жилыми комнатами (пом.2 и пом.3) и кухней (пом.1) на 2 этаже (Лит. А по генплану). Фактическая площадь жилого дома (Лит. А по генплану) составляет 71,2 кв.м., в том числе жилая, 50,2 кв.м.

    Согласно п.1.7.1. постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

В соответствии со ст.25 Жилищного кодекса РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

    Согласно части 1 ст.29 Жилищного кодекса РФ самовольной является перепланировка жилого помещения, проведенная при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 ст. 26 настоящего кодекса или с нарушением проекта перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 ст. 26 настоящего кодекса.

    Поскольку истцами не предоставлено документов, подтверждающих законность произведенной в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес обезличен> перепланировки, суд приходит к выводу, что произведенная перепланировка является самовольной.

    Частью 4 ст.29 Жилищного кодекса РФ установлено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в перепланированном состоянии, если при этом не нарушаются права и интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

    В заключении общества с ограниченной ответственностью «Строительные системы АРБОЛ» № Зкл 90-11 от 24.11.2011г., указано, что в результате произведенной перепланировки жилого дома по адресу: <адрес обезличен>онструктивная схема осталась неизменной. Состояние конструкций стен, перекрытий пола и чердачного, фундаментов под конструкции стен и пола, а также фундаментов под печь, после произведенной перепланировки не ухудшилось. В связи с большим сроком эксплуатации (1917 год постройки) и отсутствием профилактических ремонтов в процессе эксплуатации общее состояние дома, независимо от проведенной перепланировки, можно оценит как недопустимое., т.е. такое которое характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей. Необходимо проведение страховочных мероприятий: - замена фундаментов, ремонт стен и перекрытий с их усилением, ремонт крыши. Объект недвижимости - индивидуальный жилой дом, общей площадью 71,2 кв.м., в том числе жилой 50,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен> пригоден для постоянного использования по назначению. Конструктивные решения отвечают требованиям СНиП, СанПиН и НПБ, то есть требованиям нормативных документов, обеспечивающим безопасность при эксплуатации зданий. Права и законные интересы других граждан не нарушены.

    Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста директор ООО «Строительные системы Арбол» Карпец О.В. суду пояснил, что он лично осматривал жилой дом по адресу: <адрес обезличен>, обследовал его конструкции, дом достаточно крепкий, поскольку сооружен из бревен большого диаметра. Однако время постройки дома до 1917 года, поэтому имеет место естественное снижение несущей способности. Перепланировка никак не повлияла на несущую способность жилого дома, носила локальный характер. Частично были убраны перегородки, которые не являлись несущими, уменьшены размеры печей. Реконструкция печей никак не влияет на несущую способность жилого дома, поскольку дымоходы печей не имеют прочной связи с элементами перекрытия жилого дома, что и имеет место в данном случае. Общее состояние дома было оценено как недопустимое, т.к. дом старый, при этом дом не аварийный, люди в нем живут, нужен постоянный контроль за состоянием дома, но после проведенной перепланировки состояние дома не ухудшилось.

    По сообщению отдела надзорной деятельности г. Иркутска № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен> соответствует требованиям пожарной безопасности.

    Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» выдало заключение от № 02-02.16/ 8032 о том, что выполненная перепланировка в жилом доме по адресу: <адрес обезличен>                                                       соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

     При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами представителя администрации г.Иркутска Шандуровой М.М. о невозможности сохранения жилого дома в перепланированном состоянии, т.к. в ходе судебного разбирательства подтверждено, что произведенная перепланировка дома не привела к ухудшению состояния конструкций дома, конструктивная схема всего дома не изменилась.

    В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что исковые ребования Анциферовой Н.Г., Селезнева Г.Г. о сохранении жилого дома по адресу: <адрес обезличен>,общей площадью 71,2 кв.м., в перепланированном состоянии подлежат удовлетворению.

    В соответствии со свидетельством о смерти <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданным повторно, Селезнева А.И. умерла <Дата обезличена>

    Из выданного повторно свидетельства о рождении Селезнева Г.Г. II-СТ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> видно, что его матерью является Селезнева А.И.

    Из свидетельства о рождении Селезневой Н.Г. СМ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что ее матерью является Селезнева А.И.

    Согласно выданному повторно свидетельству о заключении брака СМ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> после регистрации брака Селезневой Н.Г. присвоена фамилия Анциферова.

     В полученном по запросу суда ответе из архива нотариальной палаты по Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>указано, что наследственное дело к имуществу Селезневой А.И., умершей <Дата обезличена>, не заводилось.

В соответствии со ст. 527 Гражданского кодекса РСФСР 1964г., действовавшего на момент открытия наследства после смерти Селезневой А.И., наследование осуществляется по закону и по завещанию.

При наследовании по закону наследниками в равных долях являются:

в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти (ст.532 ГК РФСФСР 1964 г.).

        В соответствии со ст.546 ГПК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

        Аналогичные нормы о наследовании содержатся и в действующем в настоящее время Гражданском кодексе РФ.

        Статьей 1152 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства, независимо, от времени его фактического принятия, а также, независимо, от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

    На основании ст.1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

    В соответствии с п.п.1,4 ст.1154 Гражданского кодекса РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

      Судом установлено, что ни Анциферова Н.Г., ни Селезнев Г.Г. к нотариусу с заявлением о принятия наследства после смерти своей матери Селезневой А.И. не обращались, однако проживая на день смерти матери Селезневой А.И. и продолжая проживать после ее смерти в жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, истцы фактически приняли оставшееся после нее наследственное имущество, поскольку пользуются этим имуществом, несут расходы по его содержанию и ремонту, уплачивает налоги.

     В соответствии со ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факта принятия наследства.

    На основании ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

    Пунктом 2 ст.218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

     Следовательно, в связи с фактическим принятием Анциферовой Н.Г. и Селезневым Г.Г. открывшегося после смерти Селезневой А.И. наследства, в виде .... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, истцы Анциферова Н.Г. и Селезнев Г.Г. приобрели по .... доле в праве общей собственности на указанный дом в порядке наследования.

     Т.к. истцам Анциферовой Н.Г. и Селезневу Г.Г. принадлежит по .... доле в праве общей собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, на основании свидетельства о наследстве от <Дата обезличена>, с принятием ими наследства в виде .... доли в праве на указанный дом они приобрели право общей собственности по .... доле за каждым на дом по адресу: <адрес обезличен>.

      При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Анциферовой Н.Г. и Селезнева Г.Г. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

      Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства, в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

       В соответствии со ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

     

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 264-268, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

      Исковые требования Анциферовой Н.Г. и Селезнева Г.Г. удовлетворить.

     Сохранить жилой дом общей площадью 71,2 кв.м., в том числе жилой 50,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в перепланированном состоянии.

     Установить факт принятия Анциферовой Н.Г. и Селезнева Г.Г. наследства в виде .... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, открывшегося после смерти их матери Селезнева А.И., умершей <Дата обезличена>.

    Признать за Селезнева Г.Г. право собственности на .... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 71,2 кв.м., в том числе жилой 50,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

     Признать за Анциферовой Н.Г. право собственности на .... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 71,2 кв.м., в том числе жилой 50,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

     Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней.

    Судья