22 ноября 2011 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи С.В. Галата,
при секретаре Е.И. Калашниковой,
с участием: представителя истца помощника прокурора Л.Р. Алексеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3592/11 по иску прокурора Свердловского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска об обязании исполнения требований санитарно - эпидемиологических норм и правил, установлении ограждения территории и установлении наружного электрического освещения,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился прокурор Свердловского района г.Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска об обязании исполнения требований санитарно - эпидемиологических норм и правил, установлении ограждения территории и установлении наружного электрического освещения.
В обоснование иска истец указал, что прокуратурой Свердловского района г. Иркутска проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории Свердловского района г. Иркутска. В ходе проверки установлено, что в МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска частично отсутствует ограждение территории учреждения. В соответствии с требованиями п. 2.2.3 «СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002) территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями; в соответствии с п. 2.2.11. «СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002) участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк. Данные требования администрацией лицея не соблюдаются. Таким образом, администрацией МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска допускаются нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об образовании. Кроме того, возможность беспрепятственного прохода на территорию школы может способствовать совершению антиобщественных действий и преступлений в отношении несовершеннолетних. На основании вышеизложенного прокурор Свердловского района г. Иркутска просит суд обязать МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска исполнить требования п. п. 2.2.11, 2.2.3 «СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила»; обязать МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска установить ограждение территории участка учреждения и установить наружное освещение участка в соответствии с нормами освещенности.
В судебном заседании помощник прокурора Л.Р. Алексеева исковые требования поддержала в полном объеме, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Также представитель ответчика МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска директор МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска В.И. Четвертаков, действующий на основании приказа заместителя председателя комитета - начальника Департамента образования Администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, представил в суд заявление о признании исковых требований.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ письменное заявление ответчика о признании исковых требований приобщено к материалам дела.
Суд в соответствии со ст.39 ГПК РФ принимает признание иска представителем ответчика В.И. Четвертаковым, полагая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представитель третьего лица - Комитета по социальной политике и культуре Администрации г.Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки суду не сообщил.
В силу ст.113 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, учитывая признание иска ответчиком, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, заявленных прокурором Свердловского района г.Иркутска, и необходимости их удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что в ходе проведенной Прокуратурой Свердловского района г. Иркутска проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории Свердловского района г. Иркутска, было выявлено, что в МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска отсутствует ограждение земельного участка и освещение территории учреждения.
Истец ссылается на положения п. 2.2.3 «СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002), в соответствии с которыми территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями, и на положения п. 2.2.11. «СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002), в соответствии с которым участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк.
Однако суд находит данные доводы истца несостоятельными, поскольку «СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002) утратили силу с 1 сентября 2011 года в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, утвердившего новые Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
В соответствии 3.1. «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 N 19993) территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. А в п. 3.9. «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 N 19993) указано, что территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
Данные требования администрацией МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска не соблюдаются, что подтверждается объяснительной директора МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска В.И. Четвертакова, предоставленной в прокуратуру Свердловского района г. Иркутска.
В соответствии со ст.11 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии п.7 ст.51 Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.
Таким образом, администрацией МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска допущены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выразившиеся в отсутствии ограждения территории МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска и отсутствии освещения территории учреждения.
В материалах гражданского дела имеется объяснительная директора МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска В.И. Четвертакова, в которой указано, что территория школы имеет ограждение по периметру земельного участка в виде забора комбинированного вида - бетонные плиты и кирпичное основание с металлической решеткой. Имеются нарушения целостности ограждения территории со стороны дороги (река Кая) и со стороны хладокомбината. Освещение территории учреждения производится прикрепленными к зданию фонарями в количестве 17 штук. Данное количество осветительных приборов и их расположение обеспечивают освещение всей прилегающей к лицею территории. Поврежденных или неработающих приборов нет. Финансирование учреждения в части восстановлении целостности ограждения запланировано на 2012 год, о чем направлена бюджетная заявка в Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска. Департаментом образования в адрес учреждения направлено гарантийное письмо о предоставлении данного финансирования.
Как установлено в судебном заседании МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска не является распорядителем денежных средств, в связи с чем, восстановить ограждение территории учреждения и установить наружное освещение участка не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования по данной статье расходов. Расходовать имеющиеся средства на установку освещения администрация МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска не имеет права, так как они выделяются строго на определенные цели по определенным статьям расходов, их использование не по назначению является нецелевым использованием денежных средств. Объем денежных средств, выделяемых для МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска, ежегодно утверждается Департаментом образования комитата по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска.
При этом следует отметить, что в соответствии с нормами действующего законодательства образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
В п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 32 Закон РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 «Об образовании» указано, что к компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.
Таким образом, администрация образовательного учреждения, не зависимо от поступления финансирования из муниципального бюджета, должна принимать меры к созданию необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников образовательных учреждений.
Учитывая признание иска ответчиком, оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, заявленных прокурором Свердловского района г.Иркутска, и необходимости их удовлетворения полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Свердловского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска исполнить требования п. п. 3.1., 3.9. «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»; обязать МОУ лицей <Номер обезличен> г. Иркутска установить ограждение территории участка учреждения и установить наружное освещение участка в соответствии с нормами освещенности.
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней.
Судья С.В. Галата