РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 ноября 2011 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Петуховой Т.Э., при секретаре Кухарь Н.В., с участием представителя Леник А.И. Сурдина Г.В., действующего на основании доверенности, представителя администрации г.Иркутска Ловцова Д.С., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3508/11 по заявлению Леник А.В. о признании незаконным отказа администрации г.Иркутска в предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, УСТАНОВИЛ: В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась Леник А.В. с заявлением, указав в обоснование доводов заявления, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес обезличен>. На заявление истицы о предоставлении ей в собственность земельного участка по указанному адресу получен отказ, согласно которому в предоставлении в собственность указанного участка отказано, т.к. данный участок находится в пределах красных линий. Заявитель указывает, что когда происходила процедура утверждения схемы расположения земельного участка департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике о красных линиях речь не шла, более того, указанная схема была утверждена распоряжением заместителя мэра г.Иркутска от 18.05.2011г. Заявитель Леник А.В. находит данный отказ незаконным, т.к. отказ в предоставлении земельного участка возможен только по основаниям, предусмотренным ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», а у нее имеется исключительное право на приватизацию спорного земельного участка в соответствии со ст.36 Земельного кодекса РФ. В связи с изложенным, заявитель просила суд признать незаконным отказ администрации г.Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в предоставлении в ее собственность земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, площадью 1193 кв.м., кадастровый номер <Номер обезличен>, возложить на администрацию г.Иркутска обязанность предоставить в собственность Леник А.В. указанный земельный участок. В судебное заседание заявитель Леник А.В. не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в представленном суду письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд на основании ч.1 ст.48, ч.5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя Леник А.В. В судебном заседании представитель Леник А.В. Сурдин Г.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от <Дата обезличена> реестр.<Номер обезличен>, требования Леник А.В. поддержал в полном объеме, повторив доводы, указанные в заявлении, просил принять решение об удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации г.Иркутска Ловцов Д.С., действующий на основании доверенности от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, представил суду письменные возражения на требования Леник А.В., в судебном заседании суду пояснил, что в настоящее время в администраици г.Иркутска принято решение о предоставлении в собственность земельных участков, по которым ранее гражданам было отказано в их предоставлении, в связи с чем Леник А.В. может повторно обратиться повторно в администрацию г.Иркутска с заявлением о предоставлении ей земельного участка по адресу: <адрес обезличен>. В письменных возражениях администрации г.Иркутска на требования Леник А.В., в частности указано, что решение об отказе Леник А.В. в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес обезличен> вынесено уполномоченным на распоряжение земельными участками на территории г.Иркутска органом-Администрацией г.Иркутска, данное решение принято в соответствии с п.п.5,6,7 ст.36 Земельного кодекса РФ, п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, ст.2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», постановлением мэра г.Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О градостроительной документации». Указанный участок находится в границах красных линий проектируемой зоны городского транспорта согласно разрабатываемому проекту планировки Северной части Свердловского района г.Иркутска, что подтверждается предоставленным суду ситуационным планом, подготовленным департаментом архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска. Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что требования Леник А.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Суд, исходя из оснований и предмета заявленных требований, характера правоотношений, из которых вытекают указанные требования, приходит к выводу, что заявителем оспаривается решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении ей в собственность земельного участка по адресу: <адрес обезличен>. Как следует из п.1 ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом установлено, что заявителю Леник А.В. на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена> на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес обезличен>. Право собственности Леник А.В. на указанный жилой дом зарегистрировано <Дата обезличена> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <Номер обезличен>. В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно п.3 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. Таким образом, суд, установив, что заявитель Леник А.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес обезличен> приходит к выводу, что она имеет право на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Порядок предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости предусмотрен ст.36 Земельного кодекса РФ. В соответствии с п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Согласно п.8 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участи принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 данной статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. В соответствии с п. 2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Из Письма Заместителя мэра г.Иркутска- Председателя КУМИ и ПР Администрации г.Иркутска <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, видно, что Леник А.В. отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен> по причине расположения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий. Данный отказ обоснован п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, п.8 ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», в письме указано на возможность предоставления испрашиваемого земельного участка в арендное пользование. В письме имеется также ссылка на то, что вопросы соблюдения требований градостроительного законодательства, установления красных линий, относятся к компетенции комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска. Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт отказа заявителю Леник А.В. со стороны администрации г. Иркутска в передаче ей в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий заявителю жилой дом. Проверяя законность и обоснованность оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка в собственность, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст.27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4)занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 5)предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; 8) предоставленные для нужд связи; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений- 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств- 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. На основании п.8 ст.27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. На основании п.8 ст.28 Федерального закона от <Дата обезличена> № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты), не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития. На основании п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи ( в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Согласно п. 12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ: территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Как видно из Распоряжения Председателя КУМИ и ПР г.Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, данным Распоряжением утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес обезличен>ю 1193 кв.м., для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. В Распоряжении указано, что земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности - достопримечательное место «Кайская гора». Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение. Из кадастрового паспорта (выписки из государственного кадастра недвижимости) земельного участка от <Дата обезличена> следует, что земельный участок по адресу: <адрес обезличен>ю 1193 кв.м., с категорией : из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, поставлен на государственный кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый <Номер обезличен>. В связи с чем суд приходит к выводу, что местоположение границ земельного участка по адресу: <адрес обезличен> было определено в установленном порядке, в том числе в соответствии с требованиями п.7 ст.36 ЗК РФ. Оспариваемый заявителем Леник А.В. отказ в предоставлении ей в собственность земельного участка по адресу: <адрес обезличен> обусловлен тем, что вышеуказанный земельный участок находится в границах красных линий. Судом установлено, что решением городской Думы г. Иркутска от 28.06.2007 года <Номер обезличен> был утвержден Генеральный план г. Иркутска. В п.2.2. данного решения предусмотрено, что в течение 3- х месяцев со дня его принятия должен быть разработан и утвержден план реализации генерального плана г.Иркутска. Постановлением мэра г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в целях обеспечения устойчивого развития территории г. Иркутска утвержден план реализации Генерального плана города Иркутска на период до 2020 года. Таким образом, в настоящее время в г. Иркутске действует Генеральный план города Иркутска 2007 года, утвержденный решением городской Думы г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, Исходя из смысла п.п.7,8 ст.42, ст.45 Градостроительного кодекса РФ состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города. В соответствии с п.26 ст. 16 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение документации по планировке территории осуществляется на основе генеральных планов городского округа. Таким образом, суд полагает, что проект планировки территории не может действовать в отрыве от действующего Генерального плана. Согласно подп. А) п.3 ст.42 Градостроительного кодекса РФ красные линии указываются в основной части проекта планировки территории. Судом в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что соответствующий проект планировки Свердловского района г.Иркутска на основе Генерального плана города Иркутска 2007 года, еще не утвержден. Представитель Администрации города Иркутска в письменных возражениях на требования Леник А.В. ссылается на то, что испрашиваемый ею участок находится в границах красных линий проектируемой зоны городского транспорта согласно разрабатываемому проекту детальной планировки Северной части Свердловского района г.Иркутска. В представленном суду представителем администрации г.Иркутска Ловцовым Д.С. ситуационном плане земельного участка по адресу: <адрес обезличен> обозначено, что земельный участок по <адрес обезличен> находится в границах красных линий согласно разрабатываемому проекту планировки Северной части Свердловского района г.Иркутска, а также согласно проекту детальной планировки Северной части Свердловского района г.Иркутска от <Дата обезличена> В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. На основании ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. В связи с изложенным суд приходит к выводу, что проект детальной планировки северной части Свердловского района г. Иркутска, от <Дата обезличена>, принятый ранее в развитие Генерального плана города 1970, в условиях действия Генерального плана 2007 года противоречит действующему Градостроительному кодексу РФ, поскольку в соответствии с указанным кодексом документы по планировке территории утверждаются на основе генеральных планов поселения. При этом, суд полагает, что с утверждением Генерального плана города Иркутска в 2007 году вновь возникли отношения, связанные с планировкой территорий, а, следовательно, к указанным отношениям подлежит применению действующий Градостроительный кодекса РФ, в том числе и его положения ст.45 о порядке подготовки и утверждения документации по планировке территорий. При таких обстоятельствах доводы представителя Администрации города Иркутска о том, что земельный участок по адресу: <адрес обезличен> находится в границах красных линий в соответствии с действующим в настоящее время проектом планировки северной части Свердловского района г.Иркутска, нельзя признать обоснованными. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашло подтверждение то обстоятельство, что земельный участок по адресу: <адрес обезличен> расположен в границах красных линий, определенных действующим в настоящее время проектом планировки территории. Суд также учитывает, что по смыслу п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, п.8 ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не допускается приватизация земельных участков общего пользования уже занятых улицами, площадями, автомобильными дорогами и т.д. Судом размещение на земельном участке по <адрес обезличен> каких-либо объектов общего пользования не установлено. Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного разбирательства не было подтверждено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен> является земельным участком, приватизация которого не допускается законом. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте согласно ст.27 ЗК РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п.12 ст.85 ЗК РФ, ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». В связи с чем суд приходит к выводу, что у Администрации г.Иркутска не было законных оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителя Леник А.В. земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен>, данный отказ нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, предусмотренное п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ. При этом суд исходит также из положений ст.36 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане вправе иметь в частной собственности землю. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Учитывая изложенное, принимая во внимание все приведенные нормы законодательства, суд полагает, что требования Леник А.В. являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Леник А.В. удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации города Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в предоставлении в собственность Леник А.В. земельного участка по адресу: <адрес обезличен>, площадью 1193 кв.м., кадастровый номер <Номер обезличен>. Обязать администрацию города Иркутска предоставить в собственность Леник А.В. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, площадью 1193 кв.м., кадастровый номер <Номер обезличен> для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней. Председательствующий судья: