Решение об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие



ЗАОЧНОЕ

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<Дата обезличена>                         Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе: председательствующего судьи Магомедова М.М.,

с участием прокурора Кармановой М.А.,

при секретаре Серебренниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по иску Прокурора Свердловского района г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Закрытому Акционерному Обществу «Труд-Байкал» о понуждении произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился Прокурор Свердловского района г. Иркутска г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО «Труд-Байкал» о понуждении произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В качестве оснований иска Прокурор Свердловского района г. Иркутска указывает, что в результате проверки исполнения требований природоохранного законодательства установлено, что ответчикявляется действующей организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющихся видами негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии с действующим федеральным законодательством размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду является платным. Кроме того, установлена обязанность плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду по окончании каждого отчетного периода (квартала) представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет указанной платы по форме и в порядке, установленном действующим законодательством. Из информации, представленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, следует, что в 2010 году ответчиком не осуществлялась плата за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с положениями ст. 51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу 40 процентов. Ответчик своим бездействием, выразившимся в том, что он не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушил интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», заключающиеся в том, что соответствующие бюджеты не дополучают суммы, являющиеся статьей их формирования. В связи с чем, указанные публичные образования не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя размещение отходов производства и потребления, ответчик оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В качестве правового обоснования своих требований истец ссылается на положения ст. 12 ГК РФ, ст. 22, 45 ГПК РФ, ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», и полагает, что ЗАО «Труд-Байкал» обязано произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Помощник прокурора Свердловского района г. Иркутска Карманова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы иска, настаивала на его удовлетворении.

Представитель ответчика ЗАО «Труд-Байкал» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

Суд с письменного согласия прокурора Свердловского района г. Иркутска Инютина В.А. рассматривает дело в порядке заочного производства, о чем в соответствии с ч. 2 ст. 224 ГПК РФ вынесено протокольное определение.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области Вотто И.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие представителя.

В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд с учетом мнения помощника прокурора Свердловского района г. Иркутска Кармановой М.А. полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, просившего рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Свердловского района г. Иркутска Карманову М.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду; негативное воздействие на окружающую среду является платным.

В силу ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. В соответствии с п. 1 указанного Порядка данный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, заключающееся в том числе в размещении отходов.

Исходя из положений главы II Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 (далее-Методические рекомендации), плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются, в том числе юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно Приказу Ростехнадзора от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», п.3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204, срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

Судом установлено, что ответчик ЗАО «Труд-Байкал» является организацией, осуществляющей размещение отходов производства и потребления, являющееся видом вредного воздействия на окружающую среду, и, следовательно, в соответствии с указанными нормами имеет обязанность по внесению платы за вредное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 12.02.2007 № 04-09/170 плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.

Из содержания Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу - 20%, в бюджет Иркутской области по нормативу - 40%, в бюджет муниципального образования «город Иркутск» по нормативу - 40%.

В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций функции администраторов платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также установления порядка проверки представляемых плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетов платы, применения единого порядка определения и внесения платы, а также правильности оформления и представления отчетности по плате, выполняют территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В силу п. 33 Методических рекомендаций расчет платы подается плательщиками в территориальные органы Службы не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ № 780 от 23.06.2010 года Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.

Согласно пп. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 года «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам полномочий по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также организует прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливает нормативы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Иркутской области выполняет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области, которое в силу требования ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ осуществляет учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет.

Как следует из указанных норм, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, осуществляющую полномочия администратора на соответствующей территории. Предоставление указанных расчетов является необходимым предварительным условием для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как видно из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области № 1/06-877 от 10.03.2011 года, Управление Росприроднадзора представило перечень предприятий-природопользователей, находящихся на территории г. Иркутска и имеющих задолженность за 2010 год по оплате за негативное воздействие на окружающую среду. В данные перечень под № 12 входит ЗАО «Труд-Байкал».

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что ответчик своим бездействием, заключающемся в том, что он не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не представил его в уполномоченный орган - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, лишив его тем самым возможности в полной мере осуществить функции администратора данной платы по проверке правильности исчисления и полноты осуществления платежей в бюджет, фактически нарушил интересы Российской Федерации, Иркутской области и муниципального образования «город Иркутск». Нарушение интересов указанных публичных образований состоит в том, что они не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов, в связи с чем не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды и выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие ответчика по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, и как следствие, ее невнесение в соответствии с расчетом, является и нарушением требований федерального законодательства, предусматривающего обязательность внесения указанной платы.

Исковое заявление подано также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которые заключаются в следующем.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Осуществляя размещение отходов производства и потребления, ЗАО «Труд-Байкал» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Не производя расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не внося такую плату в соответствии с расчетом, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Прокурора Свердловского района г. Иркутска в защиту интересов Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования «город Иркутск», в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении ответчика ЗАО «Труд-Байкал» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Закрытое Акционерное Общество «Труд-Байкал»» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и предоставить данный расчет в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Ответчик вправе подать в Свердловский районный суд г. Иркутска заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                                                          Магомедов М.М.