о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным



РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2012 года       Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Орловой Л.В.

при секретаре Лазаревой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-101-2012 по иску Москвитина Д.В. к Администрации г. Иркутска о признании незаконными бездействие, отказ в предоставлении земельного участка, возложении обязанностей по утверждению схемы земельного участка, заключению договора купли-продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска Москвитин Д.В. указал, что имеет на праве собственности нежилое строение-гараж, общей площадью .... кв.м., инвентарный номер <Номер обезличен>, с кадастровым номером <Номер обезличен> литера Б по адресу: <адрес обезличен>.

В порядке ст. 36 Земельного кодекса РФ истец обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, приложив необходимые документы, однако Администрация г.Иркутска письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> отказала в удовлетворении просьбы, сославшись на предоставление документов в неполном объеме, а также то, что участок не сформирован.

Истец Москвитин Д.В. просит суд признать бездействие, а также отказ Администрации г. Иркутска незаконными, возложить обязанность на ответчика по утверждению схемы, заключить договор купли-продажи земельного участка.

В судебном заседании истец Москвитин Д.В. исковые требования поддержал, повторив доводы иска.

Представитель ответчика -Администрации г. Иркутска Саенко М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила суду письменный отзыв, в котором указала, что гараж находится на земельном участке площадью .....м., истец в заявлении выразил просьбу о предоставлении участка площадью .... кв.м., обоснований и необходимых документов при этом в Администрацию г. Иркутска не представил.

Суд, выслушав пояснения истца Москвитина Д.В., представителя ответчика Саенко М.В., исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

     Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

      Как следует из п.1 ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

      Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

      нарушены права и свободы гражданина;

      созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

      на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

      При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами, заявленных требований (ч.3 ст.246 ГПК РФ).

      В соответствии с ч.1 ст.247 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

      Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с данным Кодексом.

          В силу абзаца 2 п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане-собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами

         Как следует из п.2 ст.28 и п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

      Как установлено судом, Москвитин Д.В. <Дата обезличена>, обратился в Администрацию г.Иркутска. с письменным заявлением, в котором, ссылаясь на то, что на земельном участке по <адрес обезличен>, находится гараж общей площадью ....м., просил Администрацию г.Иркутска в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ предоставить ему в собственность земельный участок площадью .... кв.м..

      В оспариваемом Москвитиным Д.В. решении органа местного самоуправления- ответе на указанное заявление (письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ) указано, что предоставить в собственность земельный участок не представляется возможным, т.к. необходимо предоставить пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, а также в силу того, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> имеет площадь .... кв.м.

Из представленного суду свидетельства о государственной регистрации права, выданного <Дата обезличена>, судом установлено, что на имя Москвитина Д.В., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зарегистрировано право на объект недвижимости- гараж, нежилое одноэтажное здание, общей площадью .....м. с кадастровым номером <Номер обезличен>, литера Б, по адресу: <адрес обезличен>.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, участок имеет кадастровый номер <Номер обезличен>, площадь составляет .... кв.м.

В судебном заседании истец Москвитин Д.В., Из суду пояснил, что на земельном участке площадью .... кв.м. находится два объекта недвижимости: гараж, принадлежащий истцу Москвитину, а также здание, находящееся в собственности Администрации г. Иркутска. Обосновывая исковые требования, истец представил письменные пояснения. В обоснование доводов указал, что площадь земельного участка размером в .... кв.м. им рассчитана исходя из СНиП <Номер обезличен> свода правил <Номер обезличен>., т.е. с учетом необходимого размера проезда, обслуживания гаража.

Суд полагает, что доводы иска основаны на ином толковании права.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

          Суду не представлено доказательств тому, что истец получил согласие Администрации г. Иркутска, как землепользователя спорного участка.

          Не представлено истцом суду доказательств тому, что имело место также обращение в Администрацию г. Иркутска с вопросом о разграничении существующего земельного участка.

    В соответствии с п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе :

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.           

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.

       Как следует из Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории г.Иркутска, утвержденного решением Думы г.Иркутска от <Дата обезличена>, Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска в любых случаях обращения граждан с заявлением о предоставлении земельного участка должен проверить представленные документы и наличие оснований для предоставления земельного участка на соответствующем праве, по результатам рассмотрения обеспечить подготовку и согласование проекта соответствующего акта о предоставлении земельного участка или вынести мотивированный отказ.

       В соответствии с п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Оценивая доводы истца, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не указано какому закону противоречит формирование спорного земельного участка и предоставление его истцу по заявлению.

Разрешая вопрос о возложении на ответчика обязательств по утверждению схемы земельного участка и заключению договора купли-продажи, суд полагает, что требования противоречат положениям Земельного Кодекса РФ.

В силу ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такового документа из сведений, содержащихся в документе, определяющем местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Так, в соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного законодательства. Местоположение границ смежных земельных участков определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

          Обращаясь с заявлением в Администрацию г. Иркутска о предоставлении земельного участка площадью .... кв.м., истец не представил документ, подтверждающий площадь испрашиваемого участка.

Таким образом, суд, оценив собранные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что оснований для признания незаконными: бездействие, отказ Администрации г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> по предоставлению в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, а также обязании органа местного самоуправления утвердить схему расположения земельного участка площадью .... кв. м., заключении договора купли-продажи не имеется, поскольку документов, подтверждающих право истца Москвитина Д.В. на земельный участок в испрашиваемом размере .... кв. м в материалах дела не имеется.

Фактическое землепользование должно осуществляться на законных основаниях с предоставлением доказательств, подтверждающих соответствие площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования строения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении исковых требований о признании незаконными: бездействие, отказ Администрации г. Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> по предоставлению в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, Москвитину Д.В. - отказать.

В удовлетворении исковых требований о возложении на Администрацию г. Иркутска обязанности по утверждению схемы земельного участка, а также заключению договора земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, Москвитина Д.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: