о восстановлении на работе



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2012 года                                              Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Васиной Л.И.,

с участием прокурора Кармановой М.А.,

при секретаре Шубиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по иску Ступиной Е.Г. к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес обезличен> о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ступина Е.Г. обратилась в суд с иском к ИФНЧС России по <адрес обезличен> о признании незаконным приказа <Номер обезличен> от 08.12.2011 года об увольнении, восстановлении на работе в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3, компенсации морального вреда в размере <Дата обезличена> рублей.

В порядке ст.39 ГПК РФ истцом были изменены основания иска, а именно: вместо указанных ранее нарушений требований ч.3 ст.37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» со стороны работодателя в части издания приказа об увольнении в период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам Ступина Е.Г. ссылается на определение в дополнительном соглашении № 6 даты истечения срока действия трудового договора - достижение трех лет ребенком Баландиной Н.Б. и расторжение договора с работником до истечения указанной даты.

В обоснование иска Ступина Е.Г. указала, что 23.06.2008 года она принята на работу в ИФНС России по <адрес обезличен> на должность государственного налогового инспектора в отдел камеральных проверок № 3. В соответствии с дополнительным соглашением № 6 от 23.09.2010 года к служебному контракту от 23.06.2008 года срочный служебный контракт заключен с ней (истицей) на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет Баландиной Н.Б., то есть датой истечения служебного контракта является достижение ребенком Баландиной И.Б. трех лет, иной даты истечения служебного контракта не установлено. Согласно свидетельству о рождении сын Баландиной Н.Б. родился в июне 2010 года. Следовательно, срочный служебный контракт с ней (истицей) истекает в июне 2013 года. Считает ее увольнение согласно приказу от 08.12.2011 года по истечении срока действия служебного контракта (п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») незаконным, нарушающим ее права и гарантии, установленные ст.7 Конституции РФ. С учетом изложенного, просит признать незаконным приказ № 09-08/251 от 08.12.2011 года об увольнении, восстановить на работе в должности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 3, взыскать компенсацию морального вреда в размере <Дата обезличена> рублей.

В судебном заседании истец Ступина Е.Г. и ее представитель, допущенный к участию в деле в соответствии с ч.6 ст.53 ГПК РФ, ФИО8 поддержали заявленные исковые требования по доводам, приведенным выше, пояснив дополнительно, что в приказе от 08.12.2011 года № 09-08/250 «О досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком» днем выхода Баландиной Н.Б. на работу считать 12.12.2011 года. В данном приказе, по мнению стороны истца, указано на досрочный выход из отпуска Баландиной Н.Б., что подтверждает заключение служебного контракта со Ступиной Е.Г. до дня достижения трехлетнего возраста сыном Баландиной Н.Б. Кроме того, ответчиком не отменен приказ о предоставлении Ступиной Е.Г. отпуска по уходу за ребенком до 03.12.2013 года, следовательно, ее увольнение в период действия этого приказа незаконно. Принимая во внимание изложенное, просили об удовлетворении иска в полном объеме.

Представители ИФНС России по <адрес обезличен> ФИО9, ФИО10, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования Ступиной Е.Г. не признали, пояснив суду, что между истицей и Инспекцией был заключен служебный контракт № 317 от 23.09.2008 года (с последующими дополнениями <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>), срок действия которого был определен - на период нахождения отсутствующего сотрудника в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до трех лет. Таким образом, со Ступиной Е.Г. был заключен срочный служебный контракт. Главный государственный налоговый инспектор Баландина Н.Б., находившаяся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, на место которой была принята Ступина Е.Г., вышла на работу с 12.12.2011 года. В связи с этим обстоятельством, на основании п.2.ч.1 ст.33 Федерального закона № 79-ФЗ действие срочного служебного контракта со Ступиной Е.Г. было прекращено. Довод истца о некорректной формулировке, содержащейся в дополнительном соглашении <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в части срока действия служебного контракта - на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет Баландиной Н.Б., не соответствует действительности. Согласно ст.256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы. Пунктом 4 ст.25 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено заключение срочного служебного контракта в случае замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы. Указание в служебном контракте со Ступиной Е.Г. и дополнительных соглашениях, а также в соответствующих приказах формулировки «период отпуска по уходу за ребенком до трех лет» отвечает требованиям закона. Досрочное прекращение по инициативе работника отпуска по уходу за ребенком, т.е. до достижения ребенком трех лет, законодательством не запрещено. Положения ст.261 ТК РФ в отношениях со Ступиной Е.Г. не применимы, поскольку истица не являлась беременной женщиной, а увольнение состоялось по основанию, не относящемуся к инициативе работодателя. Учитывая, что увольнение истицы произведено с соблюдением требование закона, просят отказать в удовлетворении иска полностью.

Суд, выслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора Кармановой М.А., полагавшей исковые требований Ступиной Е.Г. не подлежащими удовлетворению, приходит к выводу о необоснованности исковых требований Ступиной Е.Г. и необходимости отказа в их удовлетворении. К такому выводу суд пришел на основании следующего.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено, что труд свободен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу ст.1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст.2 ТК РФ).

Судом установлено, что 23.06.2008 года Ступина Е.Г. была принята в ИФНС по <адрес обезличен> на должность государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок, с истцом заключен служебный контракт <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с последующими дополнениями <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, срок действия которого был определен - на период нахождения отсутствующего сотрудника в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до трех лет. На основании приказа от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Ступина Е.Г. уволена по истечении срока действия срочного служебного контракта на основании п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от <Дата обезличена> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с <Дата обезличена>.

Указанные юридические значимые обстоятельства установлены судом на основании следующего:

- из заявления Ступиной Е.Г. от <Дата обезличена> о приеме ее на работу в отдел камеральных проверок <Номер обезличен> на должность государственного налогового инспектора на период декретного отпуска ФИО12 с <Дата обезличена>;

- приказа от <Дата обезличена> № БР-09-16/160 о приеме Ступиной Е.Г. на работу в отдел камеральных проверок <Номер обезличен> на должность государственного налогового инспектора на период отпуска по беременности и родам и ходу за ребенком до трех лет ФИО12;

- служебного контракта <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенного между Ступиной Е.Г. и ИФНС России по <адрес обезличен>, где в разделе VI в качестве срока действия служебного контракта указано - на период отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до трех лет ФИО12;

- из дополнительного соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заявления Ступиной Е.Г. о переводе на другую должность от <Дата обезличена>, приказа от <Дата обезличена> № БР-09-16/237, согласно которым Ступина Е.Г. переведена в отдел камеральных проверок <Номер обезличен> на должность государственного налогового инспектора на период отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до трех лет ФИО13;

- из дополнительного соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заявлении Ступиной Е.Г. от <Дата обезличена>, приказа от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, согласно которым Ступина Е.Г. переведена в отдел камеральных проверок <Номер обезличен> на должность государственного налогового инспектора на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет Баландиной Н.Б.

Согласно ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовым актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Статьей 11 ТК РФ установлено, что трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Федеральным законом от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В статье 23 Федерального закона № 79-ФЗ определено понятие служебного контракта.

1. Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

2. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

3. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Согласно ст.24 названного Закона в служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона. В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются, в том числе: наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа; дата начала исполнения должностных обязанностей.

В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ч.6 ст.24 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии со ст.58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Срочный трудовой договор заключается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы (ст.59 ТК РФ).

Согласно статье 25 Федерального закона № 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

6.1) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 29.11.2010 N 317-ФЗ)

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Таким образом, с истцом Ступиной Е.Г. был заключен срочный служебный контракт на время выполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы.

Согласно п.2 ч.1 ст.77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (ст.79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.

В статье 33 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрены общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, в том числе: истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

В соответствии со ст.79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

В силу ст.35 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

1. Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

3. Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

4. По истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.

Анализ вышеприведенных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что прекращение трудового договора (служебного контракта) с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора, поскольку работник, давая согласие на заключение трудового договора (служебного контракта) в предусмотренных законом случаях на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода, в том числе в связи с выходом на работу работника, за которым в соответствии с действующим законодательством сохраняется место работы.

Согласно заявлению Баландиной Н.Б. от 29.11.2011 года указанный работник просит считать ее приступившей к исполнению обязанностей с 12.12.2011 года в связи с выходом из отпуска по уходу за ребенком.

Из приказа <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком», табеля учета использования рабочего времени, расчетной ведомости, расчетных листков Баландиной Н.Б. усматривается, что данный работник приступил к работе, табелируется с <Дата обезличена>, с этой же даты Баландиной Н.Б. начисляется заработная плата.

В адрес истца Ступиной Е.Г. <Дата обезличена> направлено предупреждение об истечении срока действия срочного служебного контракта (исходящий номер 09-50/023924), факт своевременного получения предупреждения стороной истца в судебном заседании подтвержден.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Ступина Е.Г. знала о принятии ее на работу по срочному служебному контракту на период отпуска Баландиной Н.Б. по уходу за ребенком, своевременно извещена о предстоящем увольнении, следовательно, основания для признания приказа об увольнении Ступиной Е.Г. незаконным и восстановлении истицы в прежней должности отсутствуют.

Доводы истицы о том, что срочный служебный контракт заключен с ней до достижения ребенком Баландиной Н.Б. трехлетнего возраста, то есть до <Дата обезличена>, а также о том, что она не могла быть уволена в период отпуска по ухода за ребенком, который ей предоставлен согласно приказу от <Дата обезличена> <Номер обезличен> до <Дата обезличена>, по мнению суда, необоснованны, поскольку с истцом был заключен срочный служебный контракт на период замещения работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, за которым сохраняется место работы. В силу ст.79 ТК РФ такой договор прекращает своей действие с выходом основного работника на работу.

Таким образом, законодатель связывает истечение срока действия срочного трудового договора (служебного контракта) с выходом работника на работу, а не с достижением ребенка работника трехлетнего возраста.

Следовательно, в данном случае срок действия служебного контракта со Ступиной Е.Г. истекал в момент выхода на работу Баландиной Н.Б.

Ссылка истца на то, что работодателем не отменен приказ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком в связи с чем приказ об увольнении незаконен, несостоятельна, поскольку в результате увольнения истицы на основании приказа от <Дата обезличена> <Номер обезличен> по истечении срока действия срочного служебного контракта на основании п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от <Дата обезличена> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с <Дата обезличена> прекращены трудовые отношения, соответственно и действие приказа о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком.

Довод Ступиной Е.Г. о том, что работодатель в нарушение положений ст.261 ТК РФ не предложил ей вакантные должности, имеющиеся на момент увольнения в Инспекции, не основан на нормах закона, поскольку гарантии, предусмотренные ст.261 ТК РФ, относятся к беременным женщинам (абзац 3), а также к случаям увольнения работника по инициативе работодателя (абзац 4), что не имеет место в рассматриваемом споре.

Что касается требования истицы о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему незаконным увольнением.

В силу п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» в соответствии со ст. 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения о компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требования разумности и справедливости.

Поскольку судом не установлено нарушений со стороны работодателя при увольнении Ступиной Е.Г., заявленное требование о взыскании компенсации морального вреда необоснованно и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Ступиной Е.Г. к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес обезличен> о признании незаконным приказа <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об увольнении, восстановлении на работе, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья:                                                                                 Васина Л.И.