Решение о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<Дата обезличена>                            Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе: председательствующего судьи Магомедова М.М.,

с участием прокурора Кармановой М.А.,

при секретаре Серебренниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по иску прокурора Свердловского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился прокурор Свердловского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Иркутская электросетевая компания» о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов.

В качестве оснований иска прокурор Свердловского района г. Иркутска в исковом заявлении указывает, что в результате проверки установлено, что по сведениям ОГКУ «Центр занятости г. Иркутска» ОАО «Иркутская электросетевая компания» не выполняется квота для приема на работу инвалидов, которая для ответчика составляет 96 рабочих места. В настоящее время принято на работу 10 инвалидов. Согласно информации ОАО «Иркутская электросетевая компания» о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за март 2011 года среднесписочная численность работников ответчика составила 3203 человека, в связи с чем, квота для приема на работу инвалидов для ОАО «Иркутская электросетевая компания» составляет 96 рабочих места. В настоящее время в ОАО «Иркутская электросетевая компания» принято на работу десять инвалидов, вакантные рабочие места для приема на работу инвалидов отсутствуют, в то время как установление квот для приема на работу инвалидов является одной из гарантий трудовой занятости, предоставляемой инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления. Таким образом, ОАО «Иркутская электросетевая компания» нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантируемое ст. 37 Конституции РФ, а также ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку указанными нормами гарантировано право на трудоустройство всех инвалидов. Точно определить число инвалидов, которые могут обратиться в ОАО «Иркутская электросетевая компания» в целях трудоустройства, не представляется возможным, так как помимо инвалидов, зарегистрированных в ОГКУ «Центр занятости г. Иркутска» в качестве безработных, в ОАО «Иркутская электросетевая компания» в целях трудоустройства имеют право обратиться и иные инвалиды.

На основании изложенного, прокурор Свердловского района г. Иркутска просит обязать ОАО «Иркутская электросетевая компания» выделить (создать) рабочие места для инвалидов. В качестве правового обоснования своих требований истец ссылается на положения ст. 20, 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», и указывает, что вакантные места для приема на работу инвалидов отсутствуют.

Помощник прокурора Свердловского района г. Иркутска Карманова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы иска, настаивала на его удовлетворении.

Представитель ответчика ОАО «Иркутская электросетевая компания» Чагдурова Е.А., действующая на основании доверенности, доводы иска не признала, полагала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве. В судебном заседании суду пояснила, что целями создания и деятельности ОАО «Иркутская электросетевая компания» являются удовлетворение общественных потребностей в области передачи и распределения электроэнергии на основании заключенных договоров и получение прибыли. С учетом характера своей деятельности ОАО «Иркутская электросетевая компания» обязано руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок. В соответствии с правилами безопасности весь персонал энергетической отрасли разделен на две категории: электротехнический и неэлектротехнический. В связи с особенностями деятельности общества электротехнический персонал составляет от 85 до 86 % от среднесписочной численности персонала организации. Приложением № 4 Приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14.03.1996 года № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии» установлен перечень видов заболеваний, при наличии которых люди не могут быть приняты на работу в энергетическую отрасль в качестве электротехнического персонала. Проверка состояния здоровья работника проводится до его приема на работу, а также периодически. Кроме того, в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды не допускаются к выполнению вредных работ и работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, в связи, с чем Общество, являющееся организацией, относящейся к отрасли электроэнергетики, не имеет право привлекать инвалидов к выполнению вредных работ и работ с вредными и (или) опасными производственными факторами. Также, выполнение требований законодательства о поддержке инвалидов должно осуществляться с соблюдением норм законодательства по охране труда. То есть при установлении квоты согласно ст. 2 Закона 27-оз учитывается среднесписочная численность работников применительно к тем рабочим местам, на которых могут работать, не ухудшая состояния здоровья, граждане, которые имеют ограниченную способность к трудовой деятельности. Кроме того, прокуратурой Свердловского района г. Иркутска не определен период установленной квоты.

Представитель третьего лица отдела ОГКУ «Центр занятости г. Иркутска» о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения помощника прокурора Карманова М.А., представителя ответчика Чагдуровой Е.А. суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ОГКУ «Центр занятости г. Иркутска» извещенного о времени и месте судебного заседания и не представившего сведения о причинах своей неявки.

Выслушав помощника прокурора Карманова М.А., представителя ответчика Чагдурову Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, заявленных прокурором Свердловского района г. Иркутска об обязании ОАО «Иркутская электросетевая компания» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Иркутской области № 27-оз от 25.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников и необходимости их удовлетворения полностью по следующим основаниям.

На основании ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В силу ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Одним из основных направлений реабилитации инвалидов является содействие в трудоустройстве, производственная адаптация.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда путем:

- установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

- резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

- стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

В ходе судебного разбирательства из пояснений представителя ответчика, изучения Устава ОАО «Иркутская электросетевая компания», свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия 38 № 002933346 от 30.06.2009 года, свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ Серия 38 № 002933348 от30.06.2009 года, выписки из протокола № 4 заседания Совета директоров ОАО «Иркутская электросетевая компания» от 24.04.2009 года установлено, что ОАО «Иркутская электросетевая компания», является коммерческой организацией, среднесписочная численность работников которой по состоянию на март 2011 года составляет 3 203 человека.

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям численность работников, которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29 мая 2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.

Квота устанавливается для организаций, осуществляющих деятельность на территории области и имеющих численность работников более 100 человек (далее - организация), в размере:

1) для некоммерческих организаций - 2 процента к среднесписочной численности работников; 2) для коммерческих организаций - 3 процента к среднесписочной численности работников.

Среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством. При определении количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, округление производится до целого числа в меньшую сторону.

В соответствии с п. 82 Приказа Росстата от 12.11.2008 года № 278 среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода.

Судом установлено, что среднесписочная численность работников ООО «Иркутская электросетевая компания» на март 2011 года составила 3203 человека. В настоящее время в ОАО «Иркутская электросетевая компания» принято на работу 10 инвалидов, вакантные рабочие места для приема на работу инвалидов отсутствуют.

В соответствии Законом Иркутской области № 27-оз от 25.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, квота устанавливается в размере трех процентов к среднесписочной численности работников.

Статьей 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для устройства инвалидов.

Как следует из информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2011 году от 06.04.2011 года, предоставленной ответчиком в ОГКУ «Центр занятости населения г. Иркутска» среднесписочная численность работников в январе составила - 3252 человека, в феврале - 3199, в марте - 3203, численность работающих инвалидов более 15 дней в отчетном периоде в январе - 11 человек, в феврале - 9 человек, в марте - 10 челвек, количество вакантных рабочих мест (должностей) для инвалидов на конец отчетного месяца отсутствует.

Согласно ответа на запрос из ОГКУ «Центр занятости населения г. Иркутска № 1047 от 21.04.2011 года, ОАО «Иркутская электросетевая компания», находится в списке организаций, не выполняющих квоту для приема на работу инвалидов. За март 2011 года, среднесписочная численность работников составляет 3203 человека, установленная квота составляет 96 человек, работает инвалидов на конец периода - десять, невыполненная квота - восемьдесят шесть.

Оценивая указанные требования закона, фактические обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик ОАО «Иркутская электросетевая компания», в нарушение требований действующего законодательства не осуществил действий, направленных на исполнение обязанности по выделению или созданию рабочих мест для инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников в добровольном порядке.

При этом не влияют на вывод суда доводы представителя ответчика Чагдуровой Е.А. о том, что с учетом специфики деятельности организации, целями которой является удовлетворение общественных потребностей в области передачи и распределения электроэнергии, весь персонал энергетической отрасли поделен на электротехнический и не электротехнический. В связи, с чем большинство работников общества от 85 до 86 % от среднесписочной численности персонала организации составляет электротехнический персонал, для которых установлен перечень видов заболеваний, при наличии которых люди не могут быть приняты на работу в энергетическую отрасль в качестве электротехнического персонала. Таким образом, требуемое количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов ОАО «Иркутская электросетевая компания» представить не может. Однако анализ среднесписочной численности персонала ОАО «Иркутская электросетевая компания» показывает, что в организации ответчика имеются должности, не связанные с электротехнической отраслью, это управленческий персонал: технический персонал, прочий управленческий персонал, производственно-технический персонал. Что касается доводов представителя ответчика, о том, что в соответствии с ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды не допускаются к выполнению вредных работ и работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, в связи, с чем Общество, являющееся организацией, относящейся к отрасли электроэнергетики, не имеет право привлекать инвалидов к выполнению вредных работ и работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, суд их считает необоснованными.

Каких-либо доказательств в подтверждение того обстоятельства, что все предоставленные штатным расписанием ответчика должности предусматривают выполнение работ, оказание услуги исключительно с вредными или опасными производственными факторами не представлены, в материалах дела отсутствуют. Более того, как следует из Устава ОАО «Иркутская электросетевая компания», утвержденного 03.09.2009 года, к видам деятельности ответчика относится не только осуществление работ и предоставление услуг в области электроэнергетики.

Кроме того, данные доводы представителя ответчика не основаны на законе, поскольку действующим законодательством (п.1 ч.2 ст.24 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») установлена обязанность, а не право, работодателя в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, которая не ставится в зависимость от каких-либо условий, в частности, наличие данной обязанности не зависит от основного вида деятельности работодателя - юридического лица.

Поскольку среднесписочная численность работников ОАО «Иркутская электросетевая компания» на март 2011 года составляет более ста человек, для инвалидов должны быть выделены или созданы рабочие места в количестве трех процентов к среднесписочной численности работников.

При таких обстоятельствах, суд считает заявленные прокурором Свердловского района г. Иркутска исковые требования в интересах неопределенного круга лиц об обязании ЗАО ОАО «Иркутская электросетевая компания» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Иркутской области № 27-оз от 25.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», в размере трех процентов к среднесписочной численности работников обоснованным и подлежащими удовлетворению полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ОбязатьОткрытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в размере 3 (трех) процентов от среднесписочной численности работников.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней.

Судья:                                                                                Магомедов М.М.