<Дата обезличена> Свердловский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Магомедова М.М., с участием прокурора Кармановой М.А., при секретаре Серебренниковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по иску прокурора Свердловского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Электросетьпроект» о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов, У С Т А Н О В И Л: В суд обратился прокурор Свердловского района г. Иркутска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Электросетьпроект» о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов. В качестве оснований иска прокурор Свердловского района г. Иркутска в исковом заявлении указывает, что в результате проверки установлено, что по сведениям ОГКУ «Центр занятости г. Иркутска» ЗАО «Электросетьпроект» не выполняется квота для приема на работу инвалидов, которая для ответчика составляет 4 рабочих места. В настоящее время принят на работу 1 инвалид. Согласно информации ЗАО «Электросетьпроект» о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за март 2011 г. среднесписочная численность работников ЗАО «Электросетьпроект» составила 144 человек. В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27 -оз от 29.05.2009 г. «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» квота для приема на работу инвалидов для ЗАО «Электросетьпроект» составляет 4 рабочих места. Соответственно ЗАО «Электросетьпроект» в пределах установленной квоты обязан создать или выделить 4 рабочих места для трудоустройства инвалидов. В настоящее время в ЗАО «Электросетьпроект» принят на работу только один инвалид, вакантные рабочие места для приема на работу инвалидов отсутствуют, в то время как установление квот для приема на работу инвалидов является одной из гарантий трудовой занятости, предоставляемой инвалидам органами государственной власти и органами местного самоуправления. Таким образом, ЗАО «Электросетьпроект» нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантируемое ст. 37 Конституции РФ, а также ст.20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку указанными нормами гарантировано право на трудоустройство всех инвалидов. Точно определить число инвалидов, которые могут обратиться в ЗАО «Электросетьпроект» в целях трудоустройства, не представляется возможным, так как помимо инвалидов, зарегистрированных в ОГУ «Центр занятости г.Иркутска» в качестве безработных, в ЗАО «Электросетьпроект» в целях трудоустройства имеют право обратиться и иные инвалиды. На основании изложенного, прокурор Свердловского района г. Иркутска просит обязать ЗАО «Электросетьпроект» выделить (создать) рабочие места для инвалидов. В качестве правового обоснования своих требований истец ссылается на положения ст. 20, 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», и указывает, что вакантные места для приема на работу инвалидов отсутствуют. Помощник прокурора Свердловского района г. Иркутска Карманова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, повторив доводы иска, настаивала на его удовлетворении. Представитель ответчика ЗАО «Электросетьпроект» - директор Дорофеев В.Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном суду отзыве, просил в удовлетворении иска прокурора Свердловского района г. Иркутска отказать. Представитель третьего лица отдела ОГКУ «Центр занятости г. Иркутска» Резанова Н.К., о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в представленном суду заявлении доводы иска поддержала в полном объеме. В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах, с учетом мнения помощника прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ЗАО «Электросетьпроект», представителя третьего лица ОГКУ «Центр занятости г. Иркутска», просивших рассмотреть дело в их отсутствие. В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, заявленных прокурором Свердловского района г. Иркутска об обязании ЗАО «Электросетьпроект» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Иркутской области № 27-оз от 25.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников и необходимости их удовлетворения полностью по следующим основаниям. На основании ч.2 ст.7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Согласно ст.ст.1, 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В силу ст.9 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Одним из основных направлений реабилитации инвалидов является содействие в трудоустройстве, производственная адаптация. В соответствии с пунктами 2, 3, 4 ст.20 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда путем: - установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; - резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; - стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов. Ст. 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2011 году от 08.04.2011 года, предоставленной ответчиком в ОГКУ «Центр занятости населения г. Иркутска» среднесписочная численность работников в январе составила - 138 человек, в феврале - 140, в марте - 144, численность работающих инвалидов более 15 дней в отчетном периоде с января 2011 г. по март 2011 г. составляет 1 человек, количество вакантных рабочих мест (должностей) для инвалидов на конец отчетного месяца отсутствует. Согласно ответа на запрос из ОГКУ «Центр занятости населения г. Иркутска № 1047 от 21.04.2011 года, ЗАО «Электросетьпроект», находится в списке организаций, не выполняющих квоту для приема на работу инвалидов. За март 2011 года, среднесписочная численность работников составляет 144 человека, установленная квота составляет 4 человека, работает инвалидов на конец периода - один, невыполненная квота - три. В настоящее время в ОГКУ «Центр занятости населения г. Иркутска» зарегистрировано 327 безработных из числа инвалидов. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям численность работников, которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Согласно п. 2 ст. 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29 мая 2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством, для некоммерческих организаций - 2 процента к среднесписочной численности работников; для коммерческих организаций - 3 процента к среднесписочной численности работников. При определении количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, округление производится до целого числа в меньшую сторону. В соответствии с п. 82 Приказа Росстата от 12.11.2008 года № 278 среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода. Судом установлено, что среднесписочная численность работников ЗАО «Электросетьпроект» на март 2011 года составила 144 человек. В настоящее время в ЗАО «Электросетьпроект» принят на работу один инвалид, вакантные рабочие места для приема на работу инвалидов отсутствуют. В соответствии Законом Иркутской области № 27-оз от 25.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» для коммерческих организаций, имеющих численность работников более 100 человек, квота устанавливается в размере трех процентов к среднесписочной численности работников. Статьей 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для устройства инвалидов. Поскольку среднесписочная численность работников ЗАО «Электросетьпроект» на март 2011 года составляет более ста человек, для инвалидов должны быть выделены или созданы рабочие места в количестве трех процентов к среднесписочной численности работников. Оценивая указанные требования закона, фактические обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик ЗАО «Электросетьпроект» в нарушение требований действующего законодательства не осуществил действий, направленных на исполнение обязанности по выделению или созданию рабочих мест для инвалидов в размере 3 процента от среднесписочной численности работников в добровольном порядке. При этом не влияют на вывод суда доводы представителя ответчика директора Дорофеева В.Т., изложенные в отзыве о том, что у организации ведется с фондом занятости работа по трудоустройству безработных граждан, а также их готовность принять на работу инвалидов, имеющих квалификацию инженер-энергетик, инженер-строитель, при условии возможности по состоянию здоровья выполнять работы в долгосрочных командировках в районы Крайнего Севера и приравненных к ним районах, на площадке проектируемых и действующих объектах электроэнергетики. Данные доводы представителя ответчика не основаны на законе, поскольку действующим законодательством (п.1 ч.2 ст.24 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ (ред. от 24.07.2009 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») установлена обязанность, а не право, работодателя в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, которая не ставится в зависимость от каких-либо условий, в частности, наличие данной обязанности не зависит от основного вида деятельности работодателя - юридического лица. При таких обстоятельствах, суд считает заявленные прокурором Свердловского района г. Иркутска исковые требования в интересах неопределенного круга лиц об обязании ЗАО «Электросетьпроект» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с квотой, установленной Законом Иркутской области № 27-оз от 25.05.2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», в размере трех процентов к среднесписочной численности работников обоснованным и подлежащими удовлетворению полностью. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: ОбязатьЗакрытое акционерное общество «Электросетьпроект» создать (выделить) рабочие места для инвалидов в размере 3 (трех) процентов от среднесписочной численности работников. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней.