22 февраля 2012 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Ивановой О.Н., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по иску Кретова СИ к ОАО «Авиационная компания «Континент» о взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: В обоснование иска указано, что <Дата обезличена> истец приобрел авиабилеты на рейс № ЛК 202 Иркутск-Краснодар на <Дата обезличена> и № ЛК 201 Краснодар-Иркутск на <Дата обезличена>, стоимостью 25 500 рублей. Указанные рейсы были отменены авиакомпанией, однако, денежная сумма, уплаченная за авиабилеты, возвращена не была. В связи с чем, истец Кретов С.И. просил взыскать с ответчика ОАО «Авиационная компания «Континент» стоимость авиабилетов в размере .... рублей, расходы по составлению претензии в размере .... рублей, неустойку в размере .... рублей, компенсацию морального вреда в размере .... рублей. Истец Кретов С.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Ответчик ОАО «Авиационная компания «Континент» в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства повесткой. В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального Кодекса РФ (далее - ГПК РФ), в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствии, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Истец настаивала на рассмотрении дела в порядке заочного производства. При таких обстоятельствах у суда имеется основание для рассмотрения настоящего дела в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ. Суд, выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично. К данному выводу суд пришел по следующему основанию: Оценивая доводы и объяснения сторон, а также представленные ими доказательства, суд, принимая решение, руководствуется статьей 196 ГПК РФ, согласно которой суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по делу и подлежит ли иск удовлетворению. В этой связи, исходя из заявленных требований и их оснований, суд применяет к правоотношениям сторон нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Воздушного Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Как установлено в судебном заседании из представленных суду авиабилетов <Дата обезличена> Кретов С.И. приобрел для себя билеты на рейсы ОАО «Авиационная компания «Континент» от <Дата обезличена> ЛК 202 по маршруту Иркутск - Краснодар, а также от <Дата обезличена> ЛК 201 по маршруту Краснодар - Иркутск. Таким образом, Кретов С.И. заключил договор воздушной перевозки пассажиров по указанным маршрутам. При приобретении билетов им была уплачена провозная плата в размере .... рублей. Сложившиеся между сторонами правоотношения отвечают признакам договора перевозки пассажира, изложенным в ст. 786 Гражданского Кодекса РФ и ст.105 Воздушного Кодекса РФ в соответствии с которыми билет подтверждает факт заключения договора воздушной перевозки пассажира. Исходя из ст. 795, ст. 796 Гражданского кодекса РФ и ст. 120 Воздушного кодекса РФ, ответственность перевозчика действующее законодательство связывает со случаями, когда произошла задержка или отмена рейса полностью. Об отмене вышеуказанных рейсов свидетельствует отметка на авиабилетах сменного начальника АВК от <Дата обезличена>. Сроки доставки пассажиров определяются расписанием движения самолетов. Продавая билет на определенный рейс, перевозчик берет на себя обязательство доставить пассажира в пункт назначения в соответствии с расписанием. Пассажир должен быть перевезен "на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете" (ст. 103 Воздушного кодекса РФ). В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено нормами ГК РФ, другими законами или договором. Статья 107 Воздушного кодекса РФ предусматривает возможность одностороннего расторжения договора воздушной перевозки пассажира вследствие обстоятельств, связанных с поведением самого пассажира, но не предусматривает возможности одностороннего изменения договора по усмотрению перевозчика. Перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия в пункт назначения (ст. 795 ГК РФ). В этих случаях в соответствии с Гражданским кодексом перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортными уставами и кодексами. В соответствии со ст.120 Воздушного Кодекса РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, размер неустойки за отмену рейса ОАО «Авиационная компания «Континент» составляет .... рублей (50% от стоимости провозной платы.) Данная сумма не превышает 50% провозной платы (50% =.... руб.). В связи с чем, суд находит законными и обоснованными требования истца в данной части. Доказательств обратного в соответствии со ст.56 ГПК РФ стороной ответчика представлено не было. Как установлено в судебном заседании, рейсы № ЛК 202 и № ЛК 201 в нарушение ст. 786 ГК РФ, ст. 103 Воздушного кодекса РФ, ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» были отменены по инициативе ОАО «Авиационная компания «Континент», тем самым указанная авиакомпания в одностороннем порядке отказалась от выполнения договора воздушной перевозки пассажиров. В соответствии с порядком предъявления требований к перевозчику, установленным ст. 124 Воздушного кодекса РФ, Кретов С.И. направил <Дата обезличена> в адрес ОАО «Авиационная компания «Континент» письменную претензию о возмещении причиненных неисполнением договора воздушной перевозки пассажира убытков, неустойки, компенсации морального вреда. Как указывает истец ОАО «Авиационная компания «Континент» о результатах рассмотрения претензии не уведомила. Согласно ч.2 ст. 107 Воздушного кодекса РФ в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, ему возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку. По указанному основанию ОАО «Авиационная компания «Континент» обязана возвратить Кретову С.И. сумму в размере .... рублей, уплаченную истцом за воздушную перевозку. В соответствии со ст.13 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Согласно ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Таким образом, суд находит обоснованными требования истца о взыскании убытков в размере .... рублей, оплаченных истцом за составление претензии в порядке ст.124 ВК РФ в адрес ответчика, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. Рассматривая требование Кретова С.И. о компенсации морального вреда в размере .... рублей, суд находит данное требование подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Истец суду пояснил, что в результате противоправных действий ОАО «Авиационная компания «Континент» ему причинен моральный вред, в виде нравственных и физических страданий, так как целью поездки являлось оздоровление и отдых. Данное обстоятельство в значительной степени объясняет ситуацию, в которой оказался истец (ухудшение самочувствия, психологические переживания), поскольку, Кретов С.И. по вине ответчика испытала крайние неудобства и не смог в полной мере реализовать свое право на отдых, гарантированное ст.37 Конституции Российской Федерации. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень вины ответчика, конкретные обстоятельства данного дела и в соответствии с требованиями разумности и справедливости, считает справедливым взыскать компенсацию морального вреда в сумме .... рублей. В соответствии с ч.1, ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика ОАО «Авиационная компания «Континент» подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере .... копеек (по требованию имущественного характера .... рублей по требованиям неимущественного характера). Кроме того, в соответствии с п. 6, ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Таким образом, с ответчика ОАО «Авиационная компания «Континент» подлежит взысканию штраф в местный бюджет муниципального образования «город Иркутск» в размере .... рублей (....). На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Кретов СИ к ОАО «Авиационная компания «Континент» о взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда, - удовлетворить частично. Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» в пользу Кретов СИ неустойку за отмену рейса в размере .... рублей, убытки в сумме, уплаченной за воздушную перевозку в размере .... рублей, за составление претензии .... рублей, а также компенсацию морального вреда в размере .... рублей, а всего .... рублей. В удовлетворении исковых требований Кретов СИ к ОАО «Авиационная компания «Континент» о взыскании неустойки за отмену рейса в размере .... рублей, - отказать. Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» госпошлину в доход государства в размере .... рубля 50 копеек Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в местный бюджет муниципального образования «город Иркутск» в размере .... рублей. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий О.Н.Иванова