о компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2012 года                                     Свердловский районный суд г.Иркутска

в составе председательствующего судьи Васиной Л.И.,

с участием прокурора ФИО6,

при секретаре Шубиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1405/12 по иску Кочеров Ю.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Иркутской области о взыскании за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным применением меры пресечения,

УСТАНОВИЛ:

Кочеров Ю.А. обратился в Свердловский районный суд <адрес обезличен> с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным применением меры пресечения.

В обоснование иска Кочеровым Ю.А. указано, что <Дата обезличена> прокуратурой Свердловского района г.Иркутска было возбуждено уголовное дело <Номер обезличен> по факту незаконного использования сотрудниками ОВО при Свердловском РУВД <адрес обезличен>, в том числе им (истцом), своих служебных полномочий, повлекших тяжкие последствия, по ч.3 ст.285 УК РФ. В тот же день он был задержан в порядке ст. 122 УПК РФ и помещен в ИВС <адрес обезличен>. Органами следствия ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.285 УК РФ. <Дата обезличена> прокурором <адрес обезличен> в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и он помещен в ИЗ-38/1 <адрес обезличен>. Куйбышевский районный суд <адрес обезличен>, рассмотрев его жалобу на незаконность избранной в отношении него меры пресечения, изменил меру пресечения в виде заключения под стражу на подписку о невыезде. <Дата обезличена> уголовное дело <Номер обезличен> было прекращено, как и уголовное преследование, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть по реабилитирующему основанию - в связи с отсутствием в его действиях какого-либо состава преступления. Мера пресечения в виде подписки о невыезде отменена. До настоящего времени он (истец) испытывает нравственные страдания и унижение, будучи вынужденным подтверждать в различных инстанциях факт прекращения в отношении него уголовного преследования и его реабилитации, как при устройстве на работу, получении разрешения на оружие, так и при реализации иных своих прав и свобод. На основании изложенного, просит взыскать с Министерства Финансов РФ компенсацию морального вреда, причиненного незаконным применением меры пресечения, в размере ....

В судебном заседании истец Кочеров Ю.А. доводы иска о компенсации морального вреда поддержал по заявленным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что вся его семья переживала, поскольку его арест был произведен в день рождения матери. Его мать потеряла много лет жизни, у него отец работал в управлении, потом погиб, старший брат работал в правоохранительных органах, ушел на пенсию.

Представитель Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, суду уважительность причины неявки не известна.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства Финансов Российской Федерации, в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель Управления Федерального казначейства по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил суд о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области, в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.      

Представитель Прокуратуры Иркутской области Российской Федерации Зуев А.О., действующий на основании доверенности <Номер обезличен>, против удовлетворения иска Кочерова Ю.А. не возражал, суду пояснил, что сумма компенсации чрезмерно завышена и подлежит уменьшению, поскольку истцом не доказан размер физического и нравственного страдания.

Выслушав истца Кочерова Ю.А., представителя Прокуратуры Иркутской области Зуева А.О., обозрев материалы уголовного дела <Номер обезличен>, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление Кочерова Ю.А. подлежит удовлетворению в части. К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции Российской Федерации).
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции Российской Федерации).

Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении, согласно п.2 ст.136 УПК РФ, предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с п.2 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 ГК РФ.

Согласно ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (ст. 1100 ГК РФ).

Исковое заявление Кочерова Ю.А. вытекает из права истца на возмещение вреда и убытков, причиненных ему в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Сам факт незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу является самостоятельным основанием для компенсации истцу морального вреда, в связи с чем, это обстоятельство, в соответствии со ст. 61 ГПК РФ, не подлежит доказыванию.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Оценивая фактические обстоятельства, при которых Кочерову Ю.А. был причинен моральный вред, суд принимает во внимание следующие документы, содержащиеся в материалах уголовного дела <Номер обезличен>.

Из протокола задержания подозреваемого (л.д. 54-55) видно, что <Дата обезличена> Кочеров Ю.А. был задержан, и постановлением старшего следователя прокуратуры Свердловского района г.Иркутска от <Дата обезличена> (л.д.66) взят под стражу по уголовному делу <Номер обезличен> по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 285 УК РФ.

Кочеров Ю.А. освобожден из-под стражи в зале суда <Дата обезличена> в связи изменением меры пресечения на подписку о невыезде, о чем свидетельствует постановление Куйбышевского районного суда <адрес обезличен> от <Дата обезличена>.

Согласно имеющемуся в материалах уголовного дела <Номер обезличен> постановлению следователя прокуратуры <адрес обезличен> от <Дата обезличена>, уголовное дело <Номер обезличен> и уголовное преследование в отношении Кочерова Ю.А. прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УПФ РФ.       

Таким образом, период незаконного уголовного преследования истца Кочерова Ю.А. составляет не полных 11 месяцев, период нахождения под стражей - 11 дней.

Суд принимает как обоснованный довод истца о том, что в результате незаконного уголовного преследования по факту незаконного использования своих полномочий, пострадала его репутация как сотрудника ОВО, что при наличии у него права на реабилитацию также, безусловно, влечет компенсацию морального вреда.

Наряду с вышеуказанными фактическими обстоятельствами, при которых истцу был причинен моральный вред, суд также учитывает, что в силу абзаца 3 ст.1100 ГК РФ в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суд, при определении размера компенсации морального вреда, кроме фактических обстоятельств причинения морального вреда, учитывает индивидуальные особенности потерпевшего и другие обстоятельства дела, свидетельствующие о тяжести перенесенных им страданий.

К таким фактам суд относит:

1) что ранее истец не был судим и впервые привлекался к уголовной ответственности, в связи с чем суд находит обоснованными доводы истца о том, что истец как лицо, ранее не находившееся в местах лишения свободы, в связи с незаконным применением мер уголовного преследования испытывал моральные и нравственные страдания.

2) к индивидуальным особенностям истца, которые повлияли на тяжесть перенесенных им страданий, суд также относит тот факт, что истец на момент возбуждения уголовного дела являлся сотрудником ОВО при Свердловском РУВД г.Иркутска.

Обсуждая размер компенсации морального вреда, с учетом установленных обстоятельств: срока уголовного преследования, характеристики истца, который на тот период времени являлся сотрудником ОВО при Свердловском РУВД <адрес обезличен>, суд находит сумму в размере .... рублей завышенной.

С учетом всех указанных выше доводов, суд находит достаточной и разумной сумму в размере .... рублей, в остальной части требования истца Кочерова Ю.А. завышены.

Иных доказательств, влияющих на выводы суда о размере компенсации морального вреда, в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, стороны суду не представили.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

В силу ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда согласно Гражданскому Кодексу РФ или другим законам, причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При установленных обстоятельствах дела, с учетом представленных суду доказательств, законности, обоснованности, и справедливости судебного решения, сложившейся судебной практики, суд приходит к выводу, что с Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кочерова Ю.А. подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере .... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кочеров Ю.А. - удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Кочеров Ю.А. компенсацию морального вреда в размере .... рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья:                                                                                 Васина Л.И.