Иск Прокурора о признании собственности г. Иркутска на здания удовлетворен



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года                                  Свердловский районный суд г. Иркутска под председательством судьи Смирновой Т.В., при секретаре Палагута Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1048/12 по иску прокурора г. Иркутска, действующего в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц, к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Сибирскому отделению Российской Академии Наук, федеральному государственному бюджетному учреждению науки Иркутскому научному центру Сибирского отделения Российской Академии Наук о признании права собственности на здания, признании отсутствующим права собственности, обязании передать имущество,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился прокурор г. Иркутска, действующий в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области, Иркутскому научному центру Сибирского отделения Российской Академии наук о признании права собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 1 327,5 кв.м., на здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 716,9 кв.м. В обоснование иска указано, что Прокуратурой г. Иркутска в ходе проведения проверки установлено, что в настоящее время Администрацией г. Иркутска осуществляется реализация полномочий органов местного самоуправления по организации дошкольного образования в зданиях, не переданных в установленном порядке в муниципальную собственность. Установлено, что по адресу: <адрес обезличен>, расположено здание начальной школы общей площадью 716,9 кв.м. Балансодержателем указанного здания является Иркутский научный центр СО РАН, здание отнесено в федеральную собственность. В настоящее время указанное здание используется под размещение муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 107. По адресу: <адрес обезличен>, расположено нежилое здание общей площадью 1 327,5 кв.м., которое так же отнесено в федеральную собственность, балансодержателем является Иркутский научный центр СО РАН. Указанное здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, используется под размещение муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 124. В ходе проверки установлено, что здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, и <адрес обезличен>, по состоянию на 27 декабря 1991 года использовались под размещение объектов образования, что подтверждается материалами инвентаризационных дел МУП «БТИ г. Иркутска». Согласно ч. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании», одним из видов образовательных учреждений являются дошкольные образовательные учреждения. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона РФ «Об образовании», за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом, учредитель закрепляет объекты права собственности, принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица. В соответствии с абз. 3 ч. 2 Приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», право собственности на указанные объекты возникло у муниципального образования г. Иркутска в отношении всех учреждений и объектов народного образования. Таким образом, право муниципального образования г. Иркутск возникло в силу закона 27 декабря 1991 года. На момент разграничения имущества в РФ по уровням собственности в спорных зданиях находились образовательные учреждения, поэтому право федеральной собственности зарегистрировано незаконно. Нежилые здание не выбывали из муниципальной собственности и в установленном порядке в собственность РФ не передавались. Несмотря на указанные положения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению муниципальным имуществом по Иркутской области, ИНЦ СО РАН созданы препятствия в использовании муниципального имущества, до настоящего времени здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, и Лермонтова, 297, числятся в федеральной собственности, во владение муниципального образования г. Иркутск как собственника объектов, не переданы. В связи с чем, прокурор г. Иркутска просил суд признать за муниципальным образованием г. Иркутск право собственности на здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, и <адрес обезличен>.

В последствии, определением суда от 15 декабря 2011 года, произведена замена ненадлежащего ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области на надлежащего - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Сибирское отделение Российской Академии Наук.

Кроме того, прокурор г. Иркутска увеличил исковые требования, окончательно просив суд признать за муниципальным образованием <адрес обезличен> право собственности на здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, и <адрес обезличен>; признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, и <адрес обезличен>; обязать Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук, Сибирское отделение Российской Академии наук, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом передать в установленном порядке здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, и <адрес обезличен>.

В судебном заседании помощник прокурора г. Иркутска ФИО2, действующая на основании поручения прокурора г. Иркутска от 05 марта 2012 года, поддержала исковые требования в полном объеме, повторив доводы искового заявления. Конкретизировала требования о понуждении передачи спорных объектов муниципальному образования, пояснив, что поскольку сами как таковые объекты не выбыли из пользования Администрации г. Иркутска, имеется в виду передача объектов в установленном порядке документально, на основании акта -приема-передачи с предоставлением всех технических документов.

Представитель Администрации г. Иркутска ФИО3, действующий на основании доверенности от 09 августа 2011 года, поддержал требования прокурора г. Иркутска. Суду пояснил, что спорные объекты недвижимого имущества являются муниципальной собственностью в силу закона, а именно - постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года, приложение № 3. Данное обстоятельство подтверждает информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11 июня 1997 года № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий». Не смотря на указанные положения закона, ИНЦ СО РАН направило в адрес образовательных учреждений договоры аренды спорных зданий, на иных основаниях предоставить здания отказывается. В настоящее время очереди в дошкольные учреждения состоят 28 777 детей, которые могут получить бесплатное дошкольное образование только в муниципальных дошкольных учреждениях г. Иркутска. Для ведения данной деятельности, общеобразовательные учреждения должны иметь на законных основаниях оснащенные здания и сооружения. Спорные здания в силу закона принадлежат г. Иркутску, однако ответчики препятствуют передаче данных зданий в муниципальную собственность. Отсутствие документов препятствует получение МДОУ лицензий на образовательную и медицинскую деятельность, без лицензии образовательная деятельность не может осуществляться, соответственно создаются препятствия в решении органами местного самоуправления вопросов местного значения, а именно - организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ИНЦ СО РАН ФИО4, действующий на основании доверенности от 11 января 2012 года, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в отношении федерального имущества: здание нежилое - школа № 24 по адресу: <адрес обезличен>; здание школы № 19 по адресу: <адрес обезличен>; нежилое здание по адресу: <адрес обезличен>, принято решение о передаче данных объектов в муниципальную собственность г. Иркутска. В отношении спорного здания детского сада № 107, расположенного по <адрес обезличен>, уже собран пакет документов для передачи в муниципальную собственность. В отношении здания по адресу: <адрес обезличен>, занимаемого детским садом № 124 возражает против передачи, поскольку ИНЦ СО РАН собирается использовать его по собственному усмотрению. Кроме того, одного согласия ИНЦ СО РАН для передачи имущества не достаточно, необходимо согласие СО РАН и Росимущества. Не отрицал, что на момент издания постановления о разграничении собственности, спорные объекты использовались под детские сады и являлись учреждениями г. Иркутска. Полагает, что спорные объекты не должны были быть переданы в муниципальную собственность, поскольку подпадают под приложение № 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", согласно ч. 2 п. 3 которого, высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности. Не отрицал, в спорных зданиях Администрация г. Иркутска провела капитальный ремонт, однако в связи с финансовой проверкой ИНЦ СО РАН выдано предписание, о недопустимости безвозмездно передавать здания в пользование. В связи с чем, Администрации г. Иркутска было предложено заключить договор аренды, который до настоящего времени не заключен. Просил в иске отказать.

Представитель ответчика Сибирского отделения РАН ФИО5, действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась. В суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано следующее. Ссылка прокурора г. Иркутска на постановление Верховного Совета от 27 декабря 1991 года необоснованна, поскольку согласно приложению № 1 к данному постановлению, в разделе 2 п. 3 предусмотрено, что высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук относятся исключительно к федеральной собственности. Спорное имущество в настоящий момент может быть передано в муниципальную собственность только в соответствии с федеральным законом № 122-ФЗ, согласно которому, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо согласие лица, у которого имущество находится на праве оперативного управления и федерального органа государственной власти. Порядок взаимодействия между РАН и Росимущством при управлении федеральным имуществом, закрепленным за РАН и ее организациями, определен соглашением от 24 сентября 2009 года, в соответствии с которым, вопросы о передаче имущества в иную форму собственности могут рассматриваться только при наличии согласия РАН на такую передачу. Право муниципальной собственности на спорное имущество никогда не возникало, а передача имущества возможна только при наличии согласия ИНЦ СО РАН, СО РАН и РАН. Кроме того, заявила о пропуске срока исковой давности, поскольку право федеральной собственности на спорное имущество возникло 21 января 1992 года на основании постановления Верховного Совета, ссылка на ст. 304 ГК неправомерна, поскольку заявлено требование о признании права собственности, которое отличное от требования об устранении нарушения права собственника, не связанного с лишением владения. В связи с чем, просила в иске отказать.

Ответчик Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела без участия представителя в суд не поступало, доверенность на ведение дела в суде ни СО РАН, ни ИНЦ СО РАН не выдал. О нахождении настоящего дела в производстве суда осведомлен, что подтверждается уведомлениями о получении судебных повесток, документов. С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

Представитель третьего лица департамента образования комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска ФИО6 в судебное заседание не явилась, ранее исковые требования прокурора г. Иркутска поддерживала. Суду пояснила, что в настоящее время сложилась сложная ситуация с детскими садами, в очереди на получение места находится 8 407 детей. ИНЦ СО РАН предлагает заключить договоры аренды с условием предоставления не менее 50% мест работникам ИНЦ СО РАН, что нарушает права остальных детей. Просила иск удовлетворить.

Заслушав помощника прокурора г. Иркутска ФИО7, представителя Администрации г. Иркутска ФИО3, представителя ИНЦ СО РАН ФИО4, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению. К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом исследованы учредительные документы Учреждения Российской Академии наук Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН: Устав, утвержденный 06 мая 2008 года; изменения и дополнения в Устав от 16 декабря 2011 года; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 24 октября 2008 года; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

В соответствии с приказами Федерального агентства по управлению государственным имущество от 15 апреля 2009 года, от 24 июня 2009 года, полномочия по управлению имуществом ИНЦ СО РАН в Иркутской области возложены на Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области.

Из соглашения о взаимодействии между федеральным агентством по управлению госимуществом и РАН в сфере управления федеральным имуществом, закрепленным за РАН от 24 сентября 2009 года видно, что вопросы, связанные с передачей имущества РАН третьим лицам могут рассматриваться при наличии согласия РАН в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Из технического паспорта МУП БТИ г. Иркутска видно, что здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, является нежилым строением, балансодержателем является Иркутский научный центр СО РАН.

Из технического паспорта МУП БТИ г. Иркутска на нежилое строение по адресу: <адрес обезличен>, видно, что назначение здания - начальная школа, балансодержателем является Иркутский научный центр СО РАН.

Судом установлено, что право собственности на спорные здания зарегистрировано за Российской Федерацией. Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11 апреля 2011 года, от 11 апреля 2011 года и не оспаривается сторонами.

Право Российской Федерации зарегистрировано на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петребурга и муниципальную собственность».

Судом установлено, что здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, на момент 1991 года имели назначение - детский сад, а так же использовались под это назначение. Данное обстоятельство подтверждается следующим.

Государственной приемной комиссией строительство данного объекта принято, что подтверждается решением Исполкома Иркутского городского совета депутатов от 19 декабря 1961 года.

Из решения № 89 Исполнительного комитета Иркутского городского совета депутатов трудящихся от 03 января 1962 года видно, утвержден акт государственной приемочной комиссии от 29 декабря 1961 года о вводе в эксплуатацию здания детских яслей-сада Восточно-Сибирского отделения Академии наук СССР в жилом микрорайоне поселка № 3 Ангаргэсстрой Свердловского района.

Из сообщения ИНЦ СО РАН от 129 января 2012 года видно, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, детский сад № 124 находится на балансе ИНЦ СО РАН с 26 февраля 1965 года; нежилое помещение по адресу: <адрес обезличен>, находится на балансе с 19 декабря 1961 года.

Судом исследована переписка между Прокуратурой Иркутской области, территориальным управлением ФА по управлению федеральным имуществом по Иркутской области, ИНЦ СО РАН по поводу передачи спорных объектов в муниципальную собственность.

Согласно данной переписке, по сведениям ФА по управлению федеральным имуществом по Иркутской области, в отношении федерального имущества: здание нежилое - школа № 24 по адресу: <адрес обезличен>; здание школы № 19 по адресу: <адрес обезличен>; нежилое здание по адресу: <адрес обезличен>, принято решение о передаче данных объектов в муниципальную собственность <адрес обезличен>. В отношении зданий, занимаемых МДОУ № 124 (<адрес обезличен>) и МДОУ № 107 (<адрес обезличен>) Сибирским отделением РАН направлен отказ от передачи указанных зданий в муниципальную собственность.

Из заявления комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска от 22 июля 2011 года видно, что с августа 2011 года с целью получения согласия СО РАН на передачу зданий детских садов по адресам: <адрес обезличен> (МДОУ детский сад № 107) и <адрес обезличен> (МДЛУ детский сад № 124) ведутсяпере6говоры с руководством ИНЦ СО РАН по решению вопроса о их передаче в муниципальную собственность. Согласно ответу председателя президиума ИНЦ СО РАН от 12 июля 2011 года, руководством принято решение не передавать здания детских садов в муниципальную собственность, а заключить договор аренды на безвозмездной основе с условием предоставления 50% мест для детей сотрудников СО РАН. В связи с чем, Администрация г. Иркутска просит дать заключения по поводу возможности заключения данного договора аренды.

Из письма СО РАН в адрес Федерального агентства по управлению госимуществом от 17 марта 2011 года видно, что 14 октября 2010 года в адрес Росимущества ИНЦ СО РАН был направлен пакет документов для принятия решения о передаче в муниципальную собственность пяти объектов недвижимости, закрепленных на праве оперативного управления за РАН ИНЦ СО. Но в связи с тем, что решение их правообладателя изменилось в отношении двух объектов, ИНЦ СО РАН отзывает свое согласие о передаче в муниципальную собственность двух объектов по адресу: <адрес обезличен>, и <адрес обезличен>. В отношении остальных трех объектов просят решить вопрос о передаче их в муниципальную собственность.

Из сообщения Росимущества от 29 июня 2011 года видно, что не представляется возможным принять решение о передаче зданий по адресу: <адрес обезличен>, в связи с тем, что СО РАН письмом от 17 марта 2011 года направило в Росимущество отказ от передачи указанных зданий. В отношении остальных зданий поручено в месячный срок рассмотреть представленный пакет документов для передачи. Данное обстоятельство подтверждается и письмом Росимущества от 29 июня 2011 года.

Администрация г. Иркутска неоднократно обращалась к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Министерства экономического развития РФ, к Российской Академии наук с просьбой принять решение о передаче здания детского сада по адресу: <адрес обезличен> муниципальную собственность. Данное обстоятельство подтверждается предложениями о передаче здания в муниципальную собственность от 20 октября 2011 года, от 26 мая 2011 года, от 31 января 2011 года. При этом из предложений видно, что часть имущества в виде средней школы № 19, средней школы № 24, дом детского творчества уже переданы в муниципальную собственность, а по трем объектам, в том числе и спорным, решение о их передаче не принято в связи с отзывом пакета документов СО РАН.

При этом, мэр г. Иркутска в своем письмах от 28 марта 2008 года, от 04 мая 2009 года, от 22 декабря 2009 года, от 01 ноября 2010 года, от 20 октября 2011 года, указывает, что в г. Иркутске сложилась трудная ситуация по обеспечению детей местами в дошкольных учреждениях г. Иркутска, очередь на предоставление мест составляет 24 734 ребенка, отсутствие передачи данных объектов в муниципальную собственность г. Иркутска препятствует нормальному функционированию муниципальных дошкольных учреждений, занимающих данные объекты. Учитывая большую социальную значимость передачи данных объектов в муниципальную собственность г. Иркутска, администрация г. Иркутска просит оказать содействие в решении данного вопроса, провести работу с ИНЦ СО РАН по подготовке пакета документов по передаче данных объектов в муниципальную собственность г. Иркутска.

Из заявления Администрации г. Иркутска от 08 июля 2011 года видно, что она просит СО РАН, ИНЦ СО РАН пояснить причину отзыва пактеа документов на передачу в муниципальную собственность спорных зданий.

В ответ на данное обращение мэра г. Иркутска, ИНЦ СО РАН указало, что в связи с многочисленными обращениями сотрудников ИНЦ СО РАН о невозможности получения мест в детских дошкольных учреждениях г. Иркутска, принято решение не передавать детские сады в муниципальную собственность, а заключить договор аренды с условием предоставления не менее 50% мест для сотрудников СО РАН.

Из распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 июля 2011 года, перечню объектов к данному распоряжению, видно, что объекты образования: здание школы № 24 (<адрес обезличен>), здание школы № 19 (<адрес обезличен>), нежилое здание (<адрес обезличен>), находящиеся в оперативном управлении Учреждения РАН ИНЦ СО переданы в муниципальную собственность.

Из ответа СО РАН на имя председателя президиума Иркутского научного центра от 19 октября 2010 года видно, что рассмотрев вопрос о передачи спорных зданий в муниципальную собственность, СО РАН считает такие действия преждевременными.

Кроме того, ранее в декабре 2010 года ИНЦ СО РАН не отказывался и готов был передать в муниципальную собственность здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен> (МДОУ № 124), что подтверждается ответом ИНЦ СО РАН в адрес Администрации г. Иркутска от 08 декабря 2010 года, а так же запросом ИНЦ СО РА в адрес КУМИ г. Иркутска для предоставлении документов для оформления передачи в муниципальную собственность спорных объектов - зданий детских садов от 03 февраля 2010 года.

Данное обстоятельство подтверждается и письмами ИНЦ СО РАН в адрес управления имущества и земельных ресурсов СО РАН от 14 октября 2010 года, от 02 августа 2010 года,

Судом установлено, что до настоящего времени Администрация г. Иркутска в лице МДОУ № 124 и МДОУ использовала спорные здания на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с ИНЦ СО РАН. Данное обстоятельство подтверждается договором от 01 января 2008 года, дополнительным соглашением от 03 января 2009 года. В последствии, ИНЦ СО РАН отказались заключать с Администрацией г. Иркутска договоры безвозмездного пользования, направив в адрес Администрации проекты договоров аренды с установленной ставкой арендной платы в частности за детский сад № 107 в размере <Номер обезличен>, а так же НДС в размере <Номер обезличен> рублей за один год.

Данное обстоятельство подтверждается письмом ИНЦ СО РАН от 25 ноября 2010 года в адрес заведующей детского сада № 124 о том, что договор безвозмездного пользования от 01 января 2008 года зданием по адресу: <адрес обезличен>, будет расторгнут с 01 января 2011 года, предлагает заключить договор аренды помещения МДОУ детского сада № 124. При этом стоимость арендной платы за здание детского сада № 124 в размере <Номер обезличен> рублей рассчитана на основании отчета об оценке от 22 ноября 2010 года, а так же одобрена СО РАН в размере <Номер обезличен> за один кв.метр.

Из письма ИНЦ СО РАН в адрес мэра г. Иркутска от 05 марта 2011 года видно, что в связи с проведенной финансовой проверкой ИНЦ СО РАН вынесено предписание за предоставление в пользование общеобразовательным и дошкольным муниципальным учреждениям на безвозмездной основе здания детских садов. В связи с чем, просит ускорить решение вопроса о заключении договор аренды, в противном случае, возмещение затрат по содержанию зданий, занимаемых дошкольными учреждениями, будет решаться в судебном порядке.

Согласно уставу МДОУ детский сад № 107 г. Иркутска, юридическим адресом учреждения является: <адрес обезличен>, учредителем учреждения является муниципальное образование <адрес обезличен>.

По информации комитета по социальной политике и культуре, количество детей состоящих в очереди на детский сад № 1078 составляет 188 человек.

Согласно пунктам 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права собственности подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права, которое возникло до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и не регистрировалось в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 названного Закона.

Согласно п. 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно ч. 2 приложения № 3 к данному постановлению, относятся к муниципальной собственности объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

Судом установлено, что на момент вынесения постановления от 27 декабря 1991 года и разграничения собственности на федеральную, муниципальную, спорные объекты, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, являлись объектами народного образования, а именно детскими садами.

Данное обстоятельство не отрицается представителем ответчика и подтверждается следующими документами.

Из распоряжения Сибирского отделения Академии наук от 22 октября 1991 года видно, что работники яслей-сада № 107 были премированы по итогам работы за 9 месяцев 1991 года.

Из трудовой книжки на имя ФИО8 видно, что она 16 июля 1971 года принята на должность воспитателя ясли-сад № 107, в 1994 году переведена заведующей яслей и уволена переводом в 1994 году в ясли-сад № 146.

Из лицензий на право ведения образовательной деятельности от 01 сентября 2011 года, от 07 июня 2011 года видно, что МДОУ детский сад № 124 г. Иркутска и МДОУ детский сад № 107 г. Иркутска в установленном порядке получили лицензию на право образовательной деятельности.

Согласно сообщению Администрации г. Иркутска от 11 января 2012 года, по состоянию на 27 декабря 1991 года, в здании по адресу: <адрес обезличен>, располагался ясли-сад № 107, с 15 мая 2008 года в здании располагается МДОУ детский сад комбинированного вила № 107 г. Иркутска.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании», образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 3) профессиональной подготовки.

В силу ч. 3 ст. 9 Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании», к основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

Из чего суд приходит к выводу, что на момент вынесения постановления от 27 декабря 1991 года и разграничения собственности на федеральную, муниципальную, спорные объекты, расположенные по адресу: <адрес обезличен>, являлись объектами народного дошкольного образования, а именно детскими садами.

В связи с чем, судом установлено, что спорные помещения в силу прямого указания закона - пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации и Приложения 3 к этому Постановлению являются муниципальной собственностью г. Иркутска, так как использовались на момент вынесения Постановления в деятельности муниципального образовательного учреждения.

Включение таких помещений в реестр государственной собственности и передача помещений, на базе которых функционируют муниципальные образовательные учреждения, использующее здания в своей деятельности, в хозяйственное ведение государственного предприятия является ничтожной сделкой, не соответствующей законодательству, которая на основании статей 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной с момента совершения, независимо от признания ее таковой судом.

Поскольку право муниципальной собственности г. Иркутска на спорные помещения возникло в силу закона до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", право муниципальной собственности на это имущество является действительным и при отсутствии государственной регистрации.

Учитывая то обстоятельство, что в силу ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливающей, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом и государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей, зарегистрированное право собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на спорные объекты будет нарушать права Администрации г. Иркутска. Поскольку каких-либо обязанностей регистрировать свое право у Администрации г. Иркутска не имеется, при неприменении последствий недействительной ничтожной сделки, запись о зарегистрированном праве РФ на спорные объекты останется ЕГРП.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования о признании отсутствующим права собственности РФ на здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>; <адрес обезличен>, подлежат удовлетворению, поскольку в силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии права собственности Российской Федерации на здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>; <адрес обезличен>, и удовлетворении требований в данной части.

Исследовав фактические обстоятельства дела, суд пришли к выводу о том, что спорные объекты подлежали безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность в силу Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, которым они отнесены к муниципальной собственности, в связи с чем, не могут находиться в федеральной собственности.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что недвижимое имущество - здания детских садов, расположенных по адресу: <адрес обезличен>, и <адрес обезличен>, находились во владении Администрации г. Иркутска на протяжении более, чем 25 лет; право Администрации г. Иркутска в отношении спорного имущества никогда не было зарегистрировано; право на спорное имущество возникло до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировалось соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона.

Возражение ответчика о необходимости учета волеизъявления собственника на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, отклоняется ввиду того, что согласование позиций федерального и муниципального органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения передаваемого имущества для реализации полномочий федеральной власти и местного самоуправления в целях обеспечения баланса интересов всех сторон правоотношения, в том числе и для исполнения закрепленных в статье 43 Конституции Российской Федерации гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Не влияет на данный вывод суда возражения ответчика о том, что спорные объекты не должны были быть переданы в муниципальную собственность, поскольку подпадают под приложение № 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", согласно ч. 2 п. 3 которого, высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности по следующим основаниям.

Как видно, из наименования раздела ч. 2 Приложения, в часть вторую входят объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.

Спорные объекты - здания детских садов на момент вынесении Постановления являлись объектами народного дошкольного образования, специально в ч. 2 п. 3 Постановления не указаны; объектами, необходимыми для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач не являлись и не являются.

В связи с чем, ссылка ответчиков на ч. 2 п. 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" необоснованна. Как необоснованно и возражение ответчиков о том, что при передаче имущества в муниципальную собственность необходимо руководствоваться положениями Федерального закона <Номер обезличен> ФЗ от 22 августа 2004 года, поскольку, как установлено судом ранее, право муниципальной собственности на спорные объекты возникло в силу закона от 27 декабря 1991 года (вступило в законную силу 21 января 1992 года), то есть ранее, вступления в силу закона № 122-ФЗ, в связи с чем, в отношении спорных объектов не применяются положения Федерального закона № 122 ФЗ от 22августа 2004 года.

Здания детских садов находятся на территории г. Иркутска и используются муниципальными учреждениями г. Иркутска для реализации полномочий по вопросам предоставления общедоступного и бесплатного начального общего образования по основным образовательным программам, а так же для предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно информации Администрации г. Иркутска, на 11 января 2012 года в очереди на предоставление места в детский сад в Свердловском районе г. Иркутска состоит <Номер обезличен> человек. Согласно ответу председателя президиума ИНЦ СО РАН от 12 июля 2011 года, руководством принято решение не передавать здания детских садов в муниципальную собственность, а заключить договор аренды на безвозмездной основе с условием предоставления 50% мест для детей сотрудников СО РАН.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что имеет место нарушение прав неопределенного круг лиц, а именно несовершеннолетних лиц, имеющих право на получение дошкольного образования, закрепленного в статье 43 Конституции Российской Федерации гарантирующей общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Требование прокурора г. Иркутска о передаче в установленном порядке спорных зданий в муниципальную собственность подлежит удовлетворению, поскольку спорные объекты, хоть и не выбыли из фактического владения Администрации г. Иркутска, однако вся техническая документация на спорные здания находится у ответчиков, и должна быть передана собственнику в установленном для передачи порядке для оформления лицензий на образовательную и медицинскую деятельность.

Рассматривая заявление ответчика СО РАН о пропуске прокурором г. Иркутска срока исковой давности на подачу данного иска, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Поскольку судом установлено, что право собственности у Администрации г. Иркутска на спорные объекты возникло в силу закона, требования основаны на ст. 304 ГК РФ, суд приходит к выводу, что срок исковой давности прокурором г. Иркутска не пропущен. В связи с чем, ходатайство о применении срока исковой давности не подлежит удовлетворению.

Таким образом, исследовав все представленные суду доказательства в их совокупности, с учетом всех обстоятельств дела, справедливости и обоснованности судебного решения, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора г. Иркутска, действующего в интересах муниципального образования, неопределенного круга лиц, к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Сибирскому отделению Российской Академии Наук, Иркутскому научному центру Сибирского отделения Российской Академии Наук о признании права собственности на здания, признании отсутствующим права собственности, обязании передать имущество подлежит удовлетворению.

Иных доказательств, в силу ст. 56,57 ГПК РФ, сторонами суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Иркутска, действующего в интересах муниципального образования город Иркутск, неопределенного круга лиц, к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, Сибирскому отделению Российской Академии Наук, федеральному государственному бюджетному учреждению науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской Академии Наук о признании права собственности на здания, признании отсутствующим права собственности, обязании передать имущество удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием город Иркутск право собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.

Признать за муниципальным образованием город Иркутск право собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>; <адрес обезличен>.

Обязать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Сибирское отделение Российской Академии Наук, федеральное государственному бюджетное учреждение науки Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской Академии Наук передать в установленном порядке муниципальному образованию город Иркутск здания, расположенные по адресу: <адрес обезличен>; <адрес обезличен>.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

....

....

....

....

....