ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 августа 2012 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Федоровой И.А., при секретаре Хороших Е.А. с участием: истца Крутова В.Н., представителя третьего лица Пушкарева А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2780/12 по иску Крутова В.Н. к Администрации г. Иркутска о признании права пользования жилым помещением, признании заключенным договора найма жилого помещения, УСТАНОВИЛ: В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился Крутов В.Н. с иском к Администрации г. Иркутска о признании права пользования, заключении договора социального найма жилого помещения. В обоснование иска указано, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец проходил военную службу Управлении КГБ-МБ России по Иркутской области. В настоящее время преемником указанных органов является УФСБ России по Иркутской области.Уволен истец с военной службы по достижении предельного возраста пребывания военной службе. В период прохождения военной службы признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. На момент увольнения жильем по установленным нормам не обеспечен. Перед предстоящим увольнением уполномоченными лицами управления ему (Крутову В.Н.) было разъяснено, что в соответствии с п.3.10. действовавших на момент его увольнения Примерных правил решения жилищных вопросов военнослужащих, рабочих и служащих органов государственной безопасности.., утвержденных приказом Министерства безопасности РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> сотрудники, уволенные на пенсию, в запас или в отставку по возрасту, не подлежат снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, он останется в списках нуждающихся в улучшениижилищных условий, и жилое помещение ему будет выделено в будущем управлением при фактической возможности. Решением жилищной комиссии Управления от <Дата обезличена> истцу и его семье распределено жилое помещение - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, мк<адрес обезличен>, которое ранее занимал военнослужащий Управления, освободивший его с целью последующего предоставления лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.Собственником жилого помещения является администрация г.Иркутска. При обращении в Администрацию г. Иркутска истцу было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения, с ссылкой, что истцом утрачен статус военнослужащего. Вместе с тем, в соответствии с частью 13 статьи 15 Федерального закона "О статусевоеннослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу поконтракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему передувольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями всоответствие с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании изложенного, истец просил суд признать за ним право пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>, мк<адрес обезличен>, обязать администрацию г. Иркутска заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения. В судебном заседании истец в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд признать заключенным с ним договор социального найма жилого помещения, расположенным по вышеуказанному адресу. Истец Крутов В.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, просил удовлетворить иск. Представитель администрации г. Иркутска Шандурова М.М., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена> <Номер обезличен> извещена надлежащим образом, причины неявки не известны. Ранее, в ходе судебного разбирательства, суду поясняла о том, что исковые требования Крутова В.Н. являются обоснованнымию Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя администрации г. Иркутска в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ. Представитель третьего лица Управления по Иркутской области Федеральной службы безопасности Российской Федерации Пушкарев А.С., действующий на основании доверенности от <Дата обезличена> р. <Номер обезличен> представил суду письменный отзыв, в котором заявленные требования Крутова В.Н. полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению. Выслушав истца Крутова В.Н., представителя третьего лица Пушкарева А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно выписке из списку нуждающихся в жилых помещениях УФСБ России по Иркутской области за <Номер обезличен> состоит Крутов В.Н., а также члены его семьи, жена, дочь, сын и внучка. В соответствие с выпиской из решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от <Дата обезличена> <Номер обезличен> г. Иркутск подполковнику в отставке Крутову В.Н. и совместно проживающим с ними членам семьи: Крутову А.В., ФИО8, ФИО9 УФСБ России по Иркутской области предоставлено жилое помещение в виде 2-комнатной квартиры по адресу: <адрес обезличен> В соответствие с картой реестра муниципального имущества г. Иркутска от <Дата обезличена> квартира по адресу: <адрес обезличен> находится в собственности муниципального образования г. Иркутска. В подтверждение доводов иска об отказе Администрации г. Иркутска в заключении с Крутовым В.Н. договора социального найма суду представлены суду представлены письма за подписью заместителя мэра руководителя аппарата Администрации г. Иркутска Е.Е. Войцехович от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и от <Дата обезличена> <Номер обезличен> из которых следует, что правовых оснований для предоставления истцу спорной квартиры по договору социального найма у администрации г. Иркутска отсутствуют, в связи с тем, что Крутов В.Н. утратил статус военнослужащего. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации (ст.40) гарантирует каждому право на жилище. В соответствие со ст. 1 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с 01.03.2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. В силу ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласно п. 3 ст. 6 ЖК РФ в жилищных отношениях, возникших до ведения введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после его введения в действие. Суд, рассматривая исковые требования Крутова В.Н. о признании права пользования жилым помещением принимает решение в соответствии с требованиями ЖК РСФСР, а также требованиями ЖК РФ, поскольку жилищные отношения возникли до введения в действие нового ЖК РФ и продолжаются после, ныне действующее законодательство не исключает обстоятельства, на которые ссылается истец в качестве законных оснований для возникновения права на жилое помещение. В соответствие с ч. 3. ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, поскольку истец проходил службу в Управлении КГБ-МБ (в настоящее время правопреемником которого является Управление по Иркутской области ФСБ России), что сторонами не оспаривалось, на истца распространяется действие закона «О статусе военнослужащих», который устанавливает права и гарантии военнослужащих, в том числе и в жилищной сфере. Кроме этого, для военнослужащих ФСБ России, в том числе пограничных органов, на момент увольнения истца действовали Примерные правила решения жилищных вопросов военнослужащих, рабочих и служащих органов государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, Пограничных войсках Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства безопасности Российской Федерации от <Дата обезличена> N <Номер обезличен> Согласно п.3.10 указанных Примерных правил, устанавливалось, что сотрудники уволенные на пенсию, в запас или в отставку по возрасту, не подлежат снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года" следует, что «по смыслу указанной нормы, реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду. Согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. На основании п. 10 ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 данного Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства». Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду. Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям. При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение. Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений. Из пояснений истца, представителя Управления по Иркутской области ФСБ России следует, что ранее спорная квартира была предоставлена ФИО11, проходящей службу по контракту в УФСБ РФ, впоследствии квартира ФИО11 и членами ее семьи была освобождена в связи с предоставлением ей иного жилого помещения. В подтверждение указанных доводов суду представлены следующие документы. Суду представлена справка Управления по Иркутской области от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, из которой следует, что ФИО11 проходит военную службу по контракту В УФСБ РФ ПО ИО с <Дата обезличена> Из выписки из списка нуждающихся в жилых помещениях УФСБ России по Иркутской области следует что ФИО11 состояла в указанном списке за <Номер обезличен> вместе с сыном ФИО12 Также суду представлен ордер серии АБ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> квартира по адресу: <адрес обезличен> была предоставлена ФИО11, в качестве члена семьи нанимателя указан ФИО12 В связи с предоставлением ФИО11 квартиры по адресу: <адрес обезличен> что следует из выписки из решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, ФИО11 и ФИО12 направили в адрес мэра г. Иркутска Кондрашова В.И. заявлений о расторжении договора социального найма на спорную квартиру. Также суду представлено обязательство о сдаче (передачи) жилого помещения от <Дата обезличена> за подписью ФИО11 Таким образом, суд приходит к выводу, что ранее спорное жилое помещение по адресу: <адрес обезличен> было предоставлено Крутову В.Н. и членам его семьи в связи с реализацией права на повторное заселение жилого помещения, ранее занимаемого другим военнослужащим и членами его семьи и освободившееся за их выездом. В соответствие с ч. 13 п. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» - военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как следует из справки Управления по Иркутской области ФСБ России от <Дата обезличена> <Номер обезличен> подполковник в отставке Крутов В.Н. действительно проходил военную службу в УКГБ-УМБ по Иркутской области, уволен по ст. 59 п. «А» (по возрасту) в запас с <Дата обезличена>, выслуга лет в календарном исчислении составляет .... Из чего суд приходит к выводу о том, что исковые требования Крутова В.Н. о признании за ним права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен> удовлетворению. Данный вывод суда также основан на том, что администрация г.Иркутска, являясь собственником спорного жилого помещения, никогда не предъявляла к Крутову В.Н. претензий по поводу пользования жилым помещением, не ставила вопроса о выселении истца и членов его семьи оттуда. То обстоятельство, что спорное жилое помещение не было оформлено в пользование гражданина, не может повлечь неблагоприятные последствия для данного гражданина-нанимателя, добросовестно исполняющего свои обязанности, связанные с договором найма жилого помещения. Рассматривая требования истица о признании заключенным с ними договора найма жилого помещения, суд приходит к выводу о его обоснованности. ФЗ "О статусе военнослужащих", закрепляет особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства. Учитывая данное требование закона, фактическое проживание членов семьи истца в спорном жилом помещении с <Дата обезличена> г., суд приходит к выводу о фактическом заключении с Крутовым В.Н. договора найма, несмотря на его отсутствие в письменной форме. При этом суд учитывает, что отсутствие письменной формы договора найма между истцом и ответчиком не свидетельствует об отсутствии между ними фактически заключенного договора найма, поскольку отсутствие письменной формы договора не влечет его недействительность, так как по смыслу статьи 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают не только из оснований, предусмотренных законодательством, но и действий участников этих отношений, которые в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Каких- либо иных доказательств сторонами в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Исковые требования Крутова В.Н. удовлетворить. Признать за Крутовым В.Н. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен> Признать заключенным договор найма жилого помещения с Крутовым В.Н. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен> На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: