о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2012 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Орловой Л.В.

при секретаре Новоселецкой Е.И.

с участием представителя истца Никульцова Л.Ю., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2174 -2012     по иску Прониной М.В. к администрации г. Иркутска о признании отказа предоставить земельный участок в собственность незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

      В обоснование исковых требований Пронина М.В. указала, что на основании договора дарения от <Дата обезличена> она является собственником жилого дома, лит. А, общей площадью .... кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Жилой дом расположен на одноименном земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью .... кв.м. Учитывая исключительное право, предоставленное гражданам в соответствие с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ на приватизацию земельных участков, на которых расположены, принадлежащие им на праве собственности жилые дома, Пронина М.В. обратилась в администрацию г. Иркутска с просьбой предоставить указанный земельный участок в собственность за плату. Однако письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> администрация г. Иркутска указала, что при согласовании проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий, в соответствии с проектом планировки южной части Свердловского округа г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Земельные участки, находящиеся в границах красных линий не должны отчуждаться в собственность, в связи с чем, земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование. Учитывая вышеизложенное, администрация г. Иркутска отказывает в предоставлении в собственность земельного участка по <адрес обезличен> <адрес обезличен>, в связи с установленным федеральным законом запретом на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования.

      Отказ администрации г. Иркутска предоставить в собственность земельный участок, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом Пронина М.В. считает незаконным. Просила суд исковые требования удовлетворить.

      В судебное заседание Пронина М.В. не явилась, направила суду заявление, в котором просила суд рассмотреть дело без ее участия.

      Представитель Прониной М.В. по доверенности Никульцов Л.Ю. доводы искового заявления поддержал, суду пояснил, что отказ администрации г. Иркутска предоставить Прониной М.В. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, выраженный в письме от <Дата обезличена> <Номер обезличен> является необоснованным и незаконным. Пронина М.В. обратилась в администрацию г. Иркутска с просьбой предоставить земельный участок по <адрес обезличен>, в собственность еще в марте 2011 года, т.е. до принятия администрацией г. Иркутска постановления от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, об утверждении проекта планировки южной части Свердловского округа г. Иркутска. При ее обращении специалисты администрации г. Иркутска указали на необходимость межевания земельного участка, утверждения схемы его расположения, осуществления государственного кадастрового учета и только затем обращаться с таким заявлением. Кроме того, объекты, которыми бы пользовался неограниченный круг лиц на земельном участке по <адрес обезличен>, отсутствуют и разрешенным использованием земельного участка является: эксплуатация индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, который принадлежит на праве собственности Прониной М.В. На отсутствие правовых оснований не предоставлять спорный земельный участок Прониной М.В. указывает и то обстоятельство, что все земельные участки (всего их семь) по <адрес обезличен> склады в <адрес обезличен>, кроме одного земельного участка по <адрес обезличен>, находятся в собственности владельцев жилых домов. Все земельные участки по <адрес обезличен> склады по условиям приватизации находятся в абсолютно равных условиях. Просил суд исковые требования Прониной М.В. удовлетворить в полном объеме.

      В судебное заседание представитель администрации г. Иркутска не явился, просил рассматривать дело в отсутствие, суду представлены письменные возражениях на исковое заявление, в которых представитель по доверенности Пилипенко Е.В. указывает, что исковые требования Прониной М.В. незаконны, необоснованны и не подлежат удовлетворению.

      С учетом мнения лиц участвующих в деле суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствии истицы и представителя администрации г. Иркутска.

      Суд, выслушав представителя Никульцова Л.Ю., исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

Законность решений, действий (бездействия) органа государственной власти, судом проверялись в порядке главы 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

      На основании договора дарения от <Дата обезличена> Пронина М.В. является собственником жилого дома, лит. А, общей площадью .... кв.м., расположенного по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <Номер обезличен> от <Дата обезличена>

      Жилой дом расположен на одноименном земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью .... кв.м.

      В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

      Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

      Согласно п.6 ст.36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

      Из материалов по составлению схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен> усматривается, что Пронина М.В. в марте 2011 года занялась приватизацией данного земельного участка. Материалы кадастровых работ в отношении земельного участка по адресу: <адрес обезличен> поступили в администрацию г. Иркутска <Дата обезличена>, о чем свидетельствует оттиск штампа Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Иркутска на папке с материалами кадастровых работ.

      Таким образом, суд приходит к выводу, что с силу требований ч.6 ст.36 Земельного кодекса РФ администрация г. Иркутска должна была принять решение о предоставлении земельного участка на определенном праве, расположенного по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, ранее постановления от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, которым утвержден проект планировки южной части Свердловского округа г. Иркутска и на которое ссылается ее представитель, в обоснование законности отказа предоставить земельный участок Прониной М.В.

      В ответ на заявление Прониной М.В. предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, администрация г. Иркутска направила в адрес истицы письмо от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в котором указала, что при согласовании проекта постановления администрации г. Иркутска о предоставлении земельного участка Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий, в соответствии с проектом планировки южной части Свердловского округа г. Иркутска, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Земельные участки, находящиеся в границах красных линий не должны отчуждаться в собственность, в связи с чем, земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование. Учитывая вышеизложенное, администрация г. Иркутска отказывает в предоставлении в собственность земельного участка по <адрес обезличен>, в связи с установленным федеральным законом запретом на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования.

      Обсуждая отказ администрации г. Иркутска по основанию нахождения земельного участка по адресу: г. Иркутск, ул. Прирельсовые склады в границах красных линий и, вследствие чего, невозможности его предоставить Прониной М.В. в собственность за плату, суд находит его необоснованным и незаконным.

      Так, согласно ст.27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

      Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

      Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

      1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

      2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

      3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

      4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

      5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

      6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

      7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

      8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

      9) воинскими и гражданскими захоронениями;

      10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

      Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

      1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

    2) из состава земель лесного фонда;

      3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

      4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

      5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

      6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

      7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

      8) предоставленные для нужд связи;

      9) занятые объектами космической инфраструктуры;

      10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

      11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

      12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

     13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

     14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

      В соответствии с п.8 ст.27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

      При этом, на основании п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

      лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

      зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

      общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

      не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

      Из содержания указанных норм, очевидно, что изъятие либо ограничение оборота земельных участков, находящихся в границах красных линиях Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

      В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

      Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

      Судом установлено, что распоряжением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> администрацией г. Иркутска утвержден проект границ земельного участка площадью .... кв.м., расположенного на землях населенных пунктов в <адрес обезличен> <адрес обезличен> для эксплуатации существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Каких либо сведений, что данный земельный участок, либо его часть, расположены в границах красных линий указанное распоряжение администрации г. Иркутска не содержит.

      Из представленного кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, следует, что данный земельный участок относится к землям поселений. К числу земель сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны, особо охраняемых территорий, лесного фонда, водного фонда, земель запаса не относится.

      В кадастровом паспорте спорного земельного участка указано разрешенное использование земельного участка, совпадающее с его фактическим использованием - под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

      Доказательств нахождения на земельном участке по адресу: <адрес обезличен> объектов общего пользования, а также иных доказательств, подтверждающих нахождение спорного земельного участка или его части в границах красных линий, в силу ст.56 ГПК РФ, суду не представлено.

      Таким образом, суд установил, что испрашиваемый Прониной М.В. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, не относится к землям ограниченным в обороте или изъятым в обороте в соответствии со ст.27 ЗК РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии со ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

      Суд приходит к выводу, что у администрации города Иркутска отсутствовали правовые оснований к отказу в передаче Прониной М.В. в собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, на котором расположен принадлежащий Прониной М.В. на праве собственности жилой дом.

      Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и применяя к спорным правоотношениям нормы действующего законодательства, суд исходит из положений ст.2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

     Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - являются обязанностью государства.

      Суд руководствуется ст.18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

      Учитывая, что Прониной М.В. принадлежит исключительное право на приобретение земельного участка по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен> в собственность, то есть право, принадлежащее только ей одной, и это право в силу Конституции Российской Федерации является непосредственно действующим, при этом указанный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нем, суд приходит к выводу о том, что в передаче Прониной М.В. в собственность данного земельного участка не может быть отказано.

      Отказ в предоставлении Прониной М.В. в собственность за плату земельного участка, на котором расположено, принадлежащее ей на праве собственности имущество, влечет необоснованное ущемление ее прав, что противоречит установленным ст.18 Конституции Российской Федерации принципам деятельности органов власти. При таких обстоятельствах право истца в силу этой же статьи Конституции Российской Федерации должно быть обеспечено правосудием.

      Разрешая вопрос о возложении на администрацию г. Иркутска обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату в течение двух недель по вступлении решения суда в законную силу, суд также находит его подлежащим удовлетворению, поскольку указанный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка, либо отказе в его предоставлении, прямо предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        Исковые требования Прониной М.В. удовлетворить.

Признать отказ администрации г. Иркутска предоставить Прониной М.В. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, выраженный в письме от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, незаконным.

       Обязать администрацию г. Иркутска устранить в полном объеме допущенные нарушения и предоставить Прониной М.В. в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу.

    Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Председательствующий судья: