о признании права собственности на жилое помещение



                                                                РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2012 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Федоровой И.А.,

при секретаре Хороших Е.А.,

с участием: истца Голикова О.А., третьего лица Сухановой Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-22947/12 по иску Голикова О.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

     В Свердловский районный суд г.Иркутска обратился Голиков О.А. с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен> В обоснование иска указано, что на основании ордера <Номер обезличен> от <Дата обезличена> истцу передано в пользование жилое помещение по адресу: <адрес обезличен>. Истец, обратившись во ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН, как управляющую организацию по вопросу получения доверенности для регистрации права собственности на указанную квартиру, получил отказ и разъяснение о том, что предприятием не зарегистрировано право хозяйственного ведения на данное жилое помещение и отсутствует право подписания договора приватизации в связи с ликвидацией МТУ Росимущества по РАН и отзывом ранее выданных доверенностей по представлению интересов МТУ Росимущества по РАН, а также со ссылкой на то, что унитарное предприятие не имеет права распоряжаться имуществом без согласования с собственником федерального имущества. Истцу было предложено с данным вопросом обратиться к собственнику, то есть, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области. В связи с чем, истец просил суд признать за ним право собственности на квартиру по адресу: <адрес обезличен> общей площадью .... кв.м., жилой площадью .... кв.м. в порядке приватизации.

В судебном заседании истец Голиков О.А. поддержал исковое заявление, повторив его доводы.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области извещен о судебном заседании надлежащим образом путем направления судебной повестки по почте, о причине не явки суду не сообщил.

Суд, с учетом мнения истца Голикова О.А., участвующего в деле, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области в порядке ч. 4 ст.167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области извещен о судебном заседании надлежащим образом путем направления судебной повестки по почте, просил суд письменным заявлением от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв на иск.

Суд, с учетом мнения явившегося истца, полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области в порядке ч. 5 ст.167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица ФГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук» Черепанова Е.Н., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена> <Номер обезличен> о судебном заседании надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменном заявлении указала, что ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН зарегистрировало право хозяйственного ведения на объекты недвижимости - на жилые дома, а не на каждую квартиру отдельно. В связи с этим, полномочий по распоряжению федеральной собственностью, ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН, не имеет.

Суд, с учетом мнения истца полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие третьего лица ФГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук» в порядке ч. 5 ст.167 ГПК РФ.

Третье лицо Суханова Л.И. в судебном заседание не возражала против удовлетворения иска Голикова О.А.

Выслушав истца, исследовав материалы настоящего дела, обозрев материалы гражданского дела <Номер обезличен>, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению в силу следующего.

Конституция РФ (ст.40) гарантирует каждому право на жилище. В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона).

На основании ст.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

    При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст.7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Передача указанных жилых помещений в собственность граждан осуществляется путем составления договора о передаче, заключаемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность (ст.7 Закона). На основании данного договора, в силу п.1 ст. 17 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрируется право собственности гражданина на квартиру.

В силу ст.18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

В силу ст. 6 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Суду представлен обменный ордер <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданный Исполнительным комитетом Свердловского городского Совета народных депутатов, из которого видно, что нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, является Голиков О.А., никто в ордер в качестве членов семьи не включен.

Представленная суду поквартирная карточка ф.17, справка ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН от <Дата обезличена> содержат сведения о регистрации по адресу: <адрес обезличен> Б, <адрес обезличен> Голикова О.А. с <Дата обезличена>, Сухановой Л.И. с <Дата обезличена>.

Из представленного суду согласия, удостоверенного нотариусом ФИО6 от <Дата обезличена> видно, что Суханова Л.И. согласна на приватизацию квартиры по адресу: <адрес обезличен>, без ее участия, она не желает участвовать в приватизации данной квартиры, правовые последствия отказа от права на приватизацию ей понятны.

Таким образом, судом достоверно установлено, что желание участия в приватизации квартиры по адресу: <адрес обезличен> выразил Голиков О.А.

Из пояснений истца следует, что он собрал необходимые документы для приватизации занимаемой им квартиры, однако не может реализовать свое право на приватизацию квартиры ввиду того, что за ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН не зарегистрировано право хозяйственного ведения на квартиры, находящиеся на территории Академгородка, в связи с чем, отсутствует право на подписание договоров приватизации квартир, о чем представлено суду письмо ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН от <Дата обезличена> за <Номер обезличен>.

В подтверждение доводов иска истцом представлены в суд следующие документы.

Согласно технического паспорта на жилое помещение по адресу: <адрес обезличен> <адрес обезличен>, составленного МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на <Дата обезличена>, объект недвижимого имущества представляет собой двухкомнатную квартиру общей площадью .... кв.м., жилой площадью .... кв.м., расположенную на .... этаже жилого дома. Согласно кадастрового паспорта от <Дата обезличена>, указанное жилое помещение имеет кадастровый номер <Номер обезличен> сведений о переустройстве или перепланировке жилого помещения не содержится.

Из справки МУП БТИ г. Иркутска от <Дата обезличена> о наличии общей площади и потребительский качеств квартиры видно, что квартира, расположенная по адресу: <адрес обезличен>, находится на .... этаже 5-ти этажного панельного дома, имеет холодное и горячее водоснабжение, отопление; имеет две жилых комнаты, общая площадь квартиры составляет .... кв.м., в том числе жилая .... кв.м.

Согласно выписки из реестра Федерального имущества от <Дата обезличена> <Номер обезличен> правообладателем объекта, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, на праве хозяйственного ведения, является ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН.

По данным справки МУП «БТИ г. Иркутска» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> сведений об арестах и запретах объекта недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен> не имеется.

По данным справки МУП БТИ г. Иркутска от <Дата обезличена> <Номер обезличен> за Голиковым О.А. домовладений не числится.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Голиков О.А. ранее не участвовал в приватизации, в связи с чем, имеет право на приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>

В соответствии с п.1 ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества.

Судом проверялись доводы ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН в отношении невозможности ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН заключить с истцом договор приватизации, что следует из следующих документов.

В материалах гражданского дела <Номер обезличен>, обозренного в ходе судебного разбирательства, имеется свидетельство о внесении в реестр федерального имущества <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, из которого видно, что за федеральным государственным унитарным предприятием «Жилищно-коммунальное хозяйство Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской Академии Наук» на праве хозяйственного ведения закреплено федеральное имущество - жилищный фонд. Приложение к этому Свидетельству представляет собой Перечень объектов недвижимости (по состоянию на <Дата обезличена>), из которого видно, что жилой дом, в котором расположена спорная квартира: <адрес обезличен>, является федеральной собственностью и находится в хозяйственном ведении ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН.

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15 апреля 2009 года № 104 (гражданское дело <Номер обезличен>) «Об осуществлении территориальными управлениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом отдельных функций по управлению федеральным имуществом Российской академии наук, а также федеральным имуществом, переданным научным организациям, организациям научного обслуживания и социальной сферы, находящимся в ведении Российской академии наук» установлено, что действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом, переданным в управление РАН и при его приватизации, осуществляются соответствующим Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, на территории которого расположено это имущество.

Однако, приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.06.2009 года № 185 (гражданское дело <Номер обезличен>) внесены изменения в Приказ Росимущества от 15 апреля 2009 года № 104. Осуществление полномочий в отношении федерального имущества, переданного в управление РАН, а также переданного научным организациям, организациям научного обслуживания и социальной сферы, находящимся в ведении РАН, зарегистрированным в качестве юридического лица на территории Иркутской области возложено на Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области.

Судом исследованы учредительные документы ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН.

Согласно п. 2.2. Устава, основная цель Предприятия - обеспечение надлежащей эксплуатации объектов жилищного и коммунального назначения, предоставление населению современных коммунальных услуг, удовлетворение социальных потребностей, техническое и хозяйственное обслуживание организаций и учреждений ИНЦ СО РАН. Из перечня видов деятельности, направленных для достижения указанных выше целей, в связи со спорными правоотношениями по приватизации жилищного фонда, ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН вправе только сдавать жилые помещения в наем и оказывать услуги населению по оформлению приватизации, обмена и купли-продажи квартир, находящихся на балансе Предприятия (гражданское дело <Номер обезличен>).

ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН суду представлена переписка Предприятия с ТУ Росимущества по Новосибирской области и ТУ Росимущества по Иркутской области, из которой видно, что оба территориальных управления, вопреки Приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.06.2009 года № 185 и в противоречие положениям Устава ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН, полагают возможным заключение договоров приватизации жилищного фонда, переданного в хозяйственное ведение ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН, самим Предприятием самостоятельно (гражданское дело <Номер обезличен>).

В то же время, от начальника Управления имущества и земельных вопросов Сибирского отделения РАН в адрес руководителей организаций СО РАН поступило письмо за <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (гражданское дело <Номер обезличен>), в котором указано, что все действия, связанные с изъятием имущества из оперативного управления или хозяйственного ведения, могут решаться только по согласованию с Российской Академией наук. Но механизм взаимодействия с Президиумом РАН и ТУ Росимущества по Новосибирской области, находящихся в стадии реорганизации, еще не отработан, в связи с чем, решить вопросы об изъятии имущества из хозяйственного ведения, в том числе, путем приватизации, не представляется возможным.

Из письма Межрегионального территориального управления Росимущества по РАН № 15170-9614-252 от 28 мая 2009 года, направленного в адрес директора ФГУП ЖКХ ИНЦ СО РАН следует, что Межрегиональное территориальное управление Росимущества по РАН находится в стадии ликвидации и Приказом председателя ликвидационной комиссии ФИО7 от <Дата обезличена> <Номер обезличен> отозваны все ранее выданные доверенности по представлению интересов МТУ Росимущества по РАН (гражданское дело <Номер обезличен>).

Установив все изложенные выше обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что право истцов на приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> настоящее время не может быть реализовано в ином порядке, чем судебном, поскольку отсутствует надлежащим образом зарегистрированное право федеральной собственности на спорное жилое помещение.

Согласно ст. 8 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

Судом установлено, что правоотношения по поводу жилого помещения по адресу: <адрес обезличен>, регулируются Жилищным кодексом РФ, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», сама квартира подлежит приватизации при соблюдении условий, предусмотренных указанным Законом о приватизации жилищного фонда.

Истец представил суду все требуемые для заключения договора приватизации документы, из которых видно, что препятствий для заключения договора нет.

Таким образом, проверив имеющиеся у истца правоустанавливающие документы на спорное жилое помещение, учитывая требования ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гласящей, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз, установив, что ранее истцу не был передан на основании договора приватизации ни один из объектов недвижимого имущества, суд приходит к выводу, что исковые требования истца законны и обоснованы.

Оценив представленные суду доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, исковое заявление о признании права собственности за истцом на квартиру по адресу: <адрес обезличен>, в порядке приватизации подлежит удовлетворению в полном объеме.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы суда, ответчик в судебное заседание, в соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ, не представил.

Не было ответчиком представлено и доказательств и того, что спорное жилое помещение не может быть передано в собственность в порядке приватизации именно истцу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Голикова О.А, удовлетворить.

Признать за Голиковым О.А. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: