Решение о возложении обязанности по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение



Гр. дело № 2-1810/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«06» июля 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Аняновой О.П.

при секретаре: Красновой И.Е.

с участием представителя истицы Назаровой Е.Э. – Назарова С.С., представителя ответчика Макотрова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаровой Е.Э. к ГУ Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение,

У С Т А Н О В И Л :

Назарова Е.Э. имеет право на получение набора социальных услуг, установленного ст. 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.2 Закона № 178-ФЗ Назаровой Е.Э. и лицу ее сопровождающему, Назарову С.С., со времени ее переезда в г. Белгород, ежегодно предоставлялись путевки: 2007 год в санаторий <наименование> с 07.10.2007 г.; 2008 год в санаторий <наименование> с 16.09.2008 г.; 2009 г. в санаторий <наименование> с 01.04.2009 г.; 2010 г. в санаторий <наименование> г. Сочи с 26.07.2010 г..

03.12.2010 года Назарова Е.Э. обратилась в ГУ БРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий <наименование> г. Сочи на летний период 2011 года на срок лечения 42 дня и на этот же срок для сопровождающего ее лица.

В подтверждение своего права представила справку формы <…> от 02 декабря 2010 года № <…>.

Согласно пункту 18 справки на получение путевки № <…> от 02.12.2010 г., предпочтительным местом лечения истицы является курорт городов Сочи или Адлера.

Письмами от 07.12.2010 года и 26.01.2011 года ГУ БРО ФСС РФ сообщало Назаровой Е.Э., что санаторно-курортные путевки в 2001 году для граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, с заболеваниями <…> будут приобретаться в установленном порядке, в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. В 2010 году заявку на участие в конкурсе на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, с заболеваниями <…> ОАО «Санаторий <наименование> не подавал.

Дело инициировано иском Назаровой Е.Э.. Заявитель, мотивируя тем, что действиями фонда нарушаются ее права <…>, гарантированные государством, с учетом уточнения заявленных требований просила возложить на ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность закупить две путевки: одна для <…> с заболеванием <…> Назаровой Е.Э., вторая для сопровождающего лица Назарова С.С., сроком на 42 дня июнь (лето) 2011 г. на санаторно – курортное и реабилитационно-восстановительное лечение в ОАО Санаторий <наименование>, расположенный по адресу г. Сочи <адрес>. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ей по профилю заболевания необходимо лечение только на курортах, расположенных в г. Сочи или в Адлере. В связи с тем, что ответчик в апреле 2011 года указал низкую себестоимость санаториям курортов г. Сочи для <…> на конкурс продаж, по этому основанию санаторий <наименование> отказался участвовать в конкурсе.

В судебное заседание заявитель не явилась, обеспечив явку своего представителя Назарова С.С..

Представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме, мотивируя тем, что санаторий <наименование> по всем показателям подходит для лечения его матери. Им известно, что санаторий <наименование> участвовал в дополнительном конкурсе в апреле месяце 2011 года и для лечения в нем приобретены путевки для <…> г. Москвы и Московской области. По мнению представителя заявителя, санаторий <наименование> не участвует в конкурсах в связи с тем, что предлагаемая фондом цена за один день пребывания очень низкая. Санаторий <наименование> в г. Сочи, санаторно-курортная путевка в который была ей предоставлена, не подходит для его матери ни по каким параметрам, что в данном санатории нет необходимых врачей по профилю ее заболевания, не созданы условиях для <…>.

Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что правовых оснований для возложения обязанности на фонд приобрести путевки в конкретном санатории не имеется, поскольку данный порядок урегулирован законодательством. В целях урегулирования спора мирным путем предлагались путевки в санаторий <наименование>, либо санаторий <наименование> в г. Сочи, подавшие заявки и выигравшие конкурс в 2011 году.

Представитель истца Назаров С.С. в судебном заседании заявил, что санаторий <наименование>, не подходит для лечения его матери по месту расположения, а санаторий <наименование> по качеству предоставляемых услуг, и в связи с тем, что расположен далеко от моря.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.

Судом установлено, что Назарова Е.Э. состоит на учете в ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ для получения санаторно-курортного лечения по профилю с заболеваниями <…>. Заявление Назаровой Е.Э. зарегистрировано 03 декабря 2010 года, очередь по профилю заболевания № <…>.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан.

Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления (денежной или натуральной).

Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2, абзацу 1 части 2, части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ граждане имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в т.ч. на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год; порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере закона здравоохранения и социального развития.

При предоставлении социальных услуг в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Пунктом 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256, предусмотрено, что при наличии медицинских показаний и присутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме № <…> с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного.

Санаторно-курортное лечение является разновидностью лечебной помощи и, как любая лечебная помощь, может оказываться гражданам только при наличии медицинских показаний.

Согласно Инструкции по заполнению формы № <…> (Приложение № 5) к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 256 пункты «Предпочтительное место лечения» и «Рекомендуемые сезоны лечения» не обязательны для заполнения.

Согласно Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные фонды Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

При этом пункт 3.3. Порядка предусматривает, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2004 г. за № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определяется порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в частности, порядок расчетов и представления бюджетных заявок на финансовое обеспечение соответствующих расходов Фонда социального страхования, т.е. регулируют межбюджетные отношения.

Пункт 4 Правил предусматривает, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" 4) финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.

Пунктом 11 Правил установлен порядок производства Фондом социального страхования Российской Федерации расчетов по оплате расходов на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, согласно которому оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным в установленном порядке Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется при наличии медицинских показаний и справки учреждения здравоохранения. Стоимость 1 дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, и размер средств, выделяемых на финансовое обеспечение указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Во исполнение пункта 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, приказом № 913н от 22 октября 2010 г Министерства Здравоохранения и социального развития РФ установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 01 января 2011 года для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями <…> в размере, не превышающем 1296,3 рубля.

Согласно Приказу № 158 от 14.10.2004 года Министерства Здравоохранения и социального развития РФ «О порядке отбора санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготным категориям граждан в рамках государственной социальной помощи» отбор санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение льготным категориям граждан в рамках государственной социальной помощи, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации путем проведения открытого конкурса в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В силу приведенных выше положений нормативных актов ни ГУ БРО ФСС РФ, ни медицинское учреждение, выдавшее справку по форме № 070/у-04, ни сам инвалид, пожелавший воспользоваться государственной социальной помощью, осуществляемой Фондом социального страхования Российской Федерации, не вправе определять какой-либо конкретный санаторий для получения санаторно-курортного лечения, поскольку приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в ином порядке, и по стоимости одного дня пребывания, превышающем размер, установленный приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ № 913н от 22 октября 2010 г., не допускается.

В этой связи, не заслуживают внимания доводы стороны заявителя о том, что ГУ БРО ФСС РФ намеренно занижена стоимость одного дня пребывания, в связи, с чем санаторий <наименование> не участвовал в конкурсе, поскольку стоимость одного дня пребывания в данном санатории составляет <…> рублей.

Как следует из документов, представленных стороной ответчика во исполнение требований действующего законодательства, ГУ БРО ФСС РФ в 2011 году проведены четыре конкурса на размещение государственного заказа на закупки путевок, в том числе и для лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг с заболеваниями <…>, к категории которых относится Назарова Е.Э..

Первый конкурс на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг с заболеваниями <…> с датой публикации на официальном сайте о конкурсе 31.12.2010 г., приложение № 1, состоялся 02.02.2011 года, приложение № 5 лот № <…> со сроками оказания услуг не позднее 01.12.2011 г.. По итогам конкурса на оказание услуг в 2011 году по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга 14.02.2011г. ГУ БРО ФСС РФ был заключен с Лечебно-профилактическим учреждением профсоюзов «Центр восстановительной медицины - Санаторий <наименование> государственный контракт № <…> на оказание услуг в 2011 году на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг с заболеваниями <…>, лот № <…> с заездом по двум месяцам в летний период - июль и август 2011 года с количеством дней лечения 42 календарных дня, как для гражданина, имеющего право на социальную услугу, так и для сопровождающего его лица.

18.02.2011 г. состоялся второй конкурс, извещение о котором было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации о конкурсе 15.03.2011 г., приложение № 7, согласно которому, лот № <…> предусматривал закупку путевок на оказание услуг в 2011 году по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг с заболеваниями <…> по месту предоставления услуг в Краснодарском крае, курорты города Сочи, в состав которых входит и заявленный истицей санаторий <наименование>. Как следует из содержания протокола № <…> от 18.04.2011 г., приложение № 10, по лоту № <…> не были поданы заявки на участие в конкурсе, ввиду чего, на основании ст. 25 ч. 11 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурс по этому лоту был признан несостоявшимся.

02.06.2011 г. состоялся третий конкурс, приложение № 13 информация о котором была размещена на официальном сайте Российской Федерации о конкурсе 28.04.2011 г., приложение № 11. Указанный конкурс был проведен исключительно для закупки путевок на оказание услуг в 2011 году по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг с заболеваниями <…> по месту предоставления услуг в Краснодарском крае, курорты города Сочи, в состав которых входит и заявленный истицей санаторий <наименование>. Согласно протокола № <…> от 03.06.2011 г. решением комиссии заявка ЗАО <наименование> была признана соответствующей требованиям и условиям конкурсной документации и в соответствии с ч. 12 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» было решено заключить с ЗАО <наименование> государственный контракт на оказание услуг в 2011 г. по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг с заболеваниями <…> по месту предоставления услуг в Краснодарском крае, курорты города Сочи, в состав которых входит и заявленный истицей санаторий <наименование>. При этом, заявленный истицей санаторий <наименование>, как и в предыдущих конкурсах, это видно из представленных материалов, заявки на участие в конкурсе не представлял.

21.06.2011 г. был проведен четвертый конкурс, приложение № 19, информация о котором была размещена на официальном сайте Российской Федерации 18.05.2011 г., приложение № 15. Согласно протокола № <…> от 21.06.2011 г. решением комиссии заявка ЗАО <наименование> по лоту № <…> была признана соответствующей требованиям и условиям конкурсной документации и в соответствии с ч. 12 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» было решено заключить с ЗАО <наименование> государственный контракт на оказание услуг в 2011 г. по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг с заболеваниями <…> по месту предоставления услуг в Краснодарском крае, курорты города Сочи, в состав которых входит и заявленный истицей санаторий <наименование>. Санаторий <наименование>, как и в предыдущих конкурсах, это видно из представленных материалов, заявки на участие в конкурсе не подавал.

Как следует из ответа ОАО санаторий <наименование> в связи с началом реализации путевок на 2011 год в сентябре 2010 года и 100% загруженностью номерного фонда на весь летний период 2011 года санаторий не участвовал в дополнительном конкурсе в апреле 2011 года для граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг.

Таким образом, в связи с тем, что санаторий <наименование> не участвовал в проводимых ответчиком конкурсах на приобретение путевок, обеспечить Назарову Е.И. и лицо ее сопровождающее путевками на санаторно-курортное лечение в указанном санатории в настоящее время не представляется возможным, в связи с чем, заявленные ею требования подлежат отклонению, а так же поскольку противоречат нормам действующего законодательства, в частности, ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», требования которой предусматривают запрет на указание в конкурсной документации на наименование поставщика услуг, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Суд считает необходимым отметить, что в ходе рассмотрения настоящего дела представителю истицы предлагалось выделение путевки для его матери в летний период в ЗАО <наименование>, выигравший конкурс, от получения путевки Назаров С.С. отказался, ссылаясь на неудовлетворительное качество предоставляемых услуг в данном санатории и отсутствие сервиса обслуживания для <…>.

Между тем, данные доводы объективно не подтверждены, ЗАО <наименование> входит в перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.10.2010 г. N 873 н.

Истец является <…>, и в соответствии со ст. 333.36 НК РФ он освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Назаровой Е.Э. к ГУ Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности закупить две путевки: одна для <…> с заболеванием <…> Назаровой Е.Э., вторая для сопровождающего лица Назарова С.С. сроком на 42 дня июнь (лето) 2011 г. на санаторно – курортное и реабилитационно-восстановительное лечение в ОАО Санаторий <наименование>, расположенный по адресу г. Сочи <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: