Гр. дело № 2-1520-2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 мая 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н., при секретаре- Древаль А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Гудковой Н.И., Аванесова В.И. об оспаривании бездействия администрации г. Белгорода, городской межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, по признанию дома аварийным, проведению капитального ремонта или расселению жильцов, у с т а н о в и л: Гудковой Н.И. на праве общей совместной собственности с Гудковой О.В. принадлежит квартира <адрес>. Аванесову В.И. на праве личной собственности принадлежит квартира № <адрес> в этом доме. В 2007 году Белгородским государственным технологическим университетом выдано заключение о техническом состоянии и долговечности несущих и ограждающих конструкций одноэтажного жилого дома <адрес>. По материалам натурных визуальных обследований и инструментальных исследований научные сотрудники НИЛ ОУР университета пришли к выводу о том, что техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома в неудовлетворительном состоянии. Проживающей в квартире № <адрес> Гудков В.В. с 2004 года обращается в администрацию города Белгорода по вопросам обследования и ремонта жилого дома. В 2008 году обслуживающей организации - ООО «Управляющая компания № 7» было рекомендовано рассмотреть вопрос о включении дома <адрес> в титульный список капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 год. В августе 2010 года МУ «Городской жилищный фонд» по поручению первого заместителя главы администрации города Белгорода Болтенкова В.П. было рассмотрено обращение Гудковой Н.И. о рассмотрении вопроса о пригодности (непригодности) жилого дома <адрес> для проживания на заседании городской межведомственной комиссии. Было предложено предоставить нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, план жилого помещения с его техническим паспортом и заключение специализированной организации, проводящей обследование дома. Дело инициировано заявлением Гудковой Н.И. и Аванесова В.И., поданным в порядке ст. 254 ГК РФ. После уточнения заявленных требований они просят обязать администрацию города Белгорода и созданную ей межведомственную комиссию устранить допущенное нарушение их прав путем: оценки соответствия жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> установленным требованиям и признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и издания распоряжения, с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. В обоснование заявленных требований заявители сослались на те обстоятельства, что документы, которые им было предложено предоставить МУ «Городской жилищный фонд» в августе 2010 года они предоставили, но до настоящего времени никакого ответа на поднятый ими вопрос о пригодности дома для проживания не получили. В судебное заседание Гудкова Н.И. и Аванесов В.И. не явились и о причинах неявки не сообщили. Их представитель- Онищенко В.В. заявленные требования поддержал. Представитель администрации города Белгорода - Кан В.Ю. требования к администрации города Белгорода не признал, ссылаясь на то, что совершение действий о которых просят заявители не входит в компетенцию администрации и что по вопросу признания дома аварийным заявители в администрацию города Белгорода не обращались. Представитель привлеченной к участию в деле городской межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, по признанию дома аварийным, проведению капитального ремонта или расселению жильцов (далее Межведомственная комиссия) в судебное заседание не явился. О причинах неявки представителя Межведомственная комиссия не сообщила, возражений на заявление не представила и не обеспечила явку для допроса в качестве свидетеля секретаря комиссии <ФИО>, которая по утверждению представителя заявителей- Онищенко В.В. лично в ноябре 2010 года получила от него документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на квартиры, технические паспорта квартир, заключение Белгородского государственного технологического университета им В.Г. Шухова о техническом состоянии дома, назначала время рассмотрения документов членами комиссии: январь, февраль, март 2011 года, но по настоящее время оценка соответствия жилого дома установленным требованиям не произведена. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает заявление обоснованным в части оспаривания бездействия Межведомственной комиссии. К бездействию относится неисполнение обязанности, возложенной нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия. Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления. Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Представитель заявителей не оспаривал тот факт, что непосредственно в администрацию города Белгорода по вопросу признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции его доверители не обращались. Учитывая данное обстоятельства, а также то, что указанный выше вопрос находится в компетенции межведомственной комиссии создаваемой органом местного самоуправления, в удовлетворении заявленных требований к администрации города Белгорода следует отказать. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» Постановлением администрации города Белгорода от 09.06.2006 года № 122 «О создании городской межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» создана городская межведомственная комиссию по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Утверждены состав комиссии и Положение о городской межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (прилагается). Председателем комиссии является первый заместитель главы администрации города Белгорода - Болтенков В.П. по поручению которого, в августе 2010 года МУ «Городской жилищный фонд» давал разъяснения Гудковой Н.И. относительно документов, которые необходимо предоставить в комиссию вместе с заявлением. В силу пункта 5 Положения, утвержденного Постановлением администрации города Белгорода от 09.06.2006 года № 122, Межведомственная комиссия рассматривает вопрос о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 9 Положения предусмотрено, что в Комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу заявитель представляет вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома; Комиссия после изучения представленных документов, в течение 30 дней с даты регистрации заявления принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 10 Положения). По результатам работы Комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии со ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых решений, действий (бездействия). Представитель заявителей Онищенко В.В. утверждал, что лично в ноябре 2010 года к заявлению о признании дома <адрес> аварийным вручил секретарю Комиссии <ФИО> предусмотренные п. 9 Положения документы, но по настоящее время предусмотренную п. 5, 10 Положения обязанность Комиссия не исполнила. Доказательств, опровергающих эти доводы, свидетельствующих о законности оспариваемого бездействия, Комиссия суду не представила. Бездействием Межведомственной комиссии нарушаются права и законные интересы заявителей на безопасные условия проживания в жилых помещениях. Признавая заявленные требования к Межведомственной комиссии обоснованными, суд в силу ст. 258 ГПК РФ принимает решение об обязанности Межведомственной комиссии совершить действия, относящиеся к ее компетенции в силу п. 5 Положения: провести оценку соответствия жилого дома <адрес> установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, по признанию дома аварийным, проведению капитального ремонта или расселению жильцов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, требованиям. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд- р е ш и л: Заявление Гудковой Н.И., Аванесова В.И. об оспаривании бездействия администрации г. Белгорода, городской межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, по признанию дома аварийным, проведению капитального ремонта или расселению жильцов, признать обоснованным в части. Обязать Белгородскую городскую межведомственную комиссию по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, провести оценку соответствия жилого дома <адрес> установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, по признанию дома аварийным, проведению капитального ремонта или расселению жильцов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, требованиям. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья