22 июля 2011 года г. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: председательствующего судьи: Аняновой О.П., при секретаре: Красновой И.Е., с участием представителя истицы Немыкиной Н.И., представителя ответчика ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Мантулина Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Песневой Е.Н. к ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение У С Т А Н О В И Л : Песнева Е.Н. по <…>, имеет право на получение набора социальных услуг, установленного ст. 6.2 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ. 22.04.2011 года Песнева Е.Н. обратилась в ГУ БРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на курорт Ессентуки, Красиво, по профилю заболевания <…>. В подтверждение своего права представила справку формы <…> от 22.04.2011 г.. Согласно пункту 18 справки на получение путевки от 22.04.2011 года, предпочтительным местом лечения истицы является курорт Ессентуки, Красиво. Письмом ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.05.2011 года ей разъяснялось, что путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются гражданам льготной категории по медицинским показаниям в порядке очереди согласно поданным заявлениям. Указано, что по мере поступления путевок в отделение Фонда, в порядке очередности, ей будет предоставлена санаторно-курортная путевка по соответствующему профилю. Дело инициировано иском Песневой Е.Н., которая, ссылаясь на то, что в установленные законом сроки путевки ответчиком не предоставляются, с учетом уточнения представитель истицы просила суд организовать приобретение путевки ее доверителю на санаторно-курортное лечение в 3-м квартале 2011 года в санаторно-курортном учреждении рекомендованном, заявителю в справке Ставропольский край: Пятигорск, Ессентуки, согласно выданной ей справке формы <…> от 11.07.2011 года. В судебное заседание истица не явилась, ее представитель заявленные требования поддержала. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что право истицы на получение путевки ими не оспаривается. На период 2011 года за Песневой Е.Н. сохраняется право на получение льгот в натуральной форме, и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном законодательством. Однако ограничения в пределах объемов финансирования расходов на данные цели не позволяет в полном объеме реализовать гарантии. Просит в иске отказать. Выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему. Право истицы на получение набора социальных услуг в виде предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение судебном заседании не оспаривалось, основано на положении ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». С заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) истица не обращалась. Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2, абзацу 1 части 2, части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ граждане имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в т.ч. на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год; порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере закона здравоохранения и социального развития. Пунктом 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256, предусмотрено, что при наличии медицинских показаний и присутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме № <…> с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Согласно Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные фонды Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. При этом пункт 3.3. Порядка предусматривает, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Судом установлено, что Песнева Е.Н. состоит на учете в ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ для получения санаторно - курортного лечения по профилю с заболеваниями <…>. Заявление Песневой Е.Н. зарегистрировано 22.04.2011 г., очередь по профилю заболевания № <…>. Согласно справке № <…> от 22.04.2011 года ей рекомендовано лечение в курорте Ессентуки, Красиво. В период срока действия названной справки путевка ей предоставлена не была. Согласно справке № <…> от 22.04.2011 года ей рекомендовано лечение в курортах Ставропольского края: Пятигорск, Ессентуки в 2011 году. Из позиции ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставление путевки истице не гарантированно, в связи с ограниченным объемом финансирования. Право на получение льготы в натуральной форме, закрепленной действующим законодательством, не может быть поставлено в зависимость от объема финансирования, так как положением ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» закреплено право на получение инвалидами государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2004 г. за № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определяется порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в частности, порядок расчетов и представления бюджетных заявок на финансовое обеспечение соответствующих расходов Фонда социального страхования, т.е. регулируют межбюджетные отношения. Пункт 4 Правил предусматривает, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Доводы представителя ответчика о том, что количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превышает имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами, также противоречат пункту 1.1 части 1 статьи 6.2, абзацу 1 части 2, части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, согласно которым граждане имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в т.ч. на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в течение календарного года. То обстоятельство, что в списке заявлений получателей набора социальных услуг, присутствуют граждане, подавшие заявление еще в 2005 году, лишь подтверждает тот факт, что фондом не выполняются обязательства по предоставлению путевок в течение календарного года. Ответчиком доказательств в подтверждение своих доводов об ограниченном объеме финансирования, суду не представлено. Ссылка на то обстоятельство, что законодательство по возникшим правоотношениям не гарантирует ежегодное бесплатное первоочередное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение противоречит самому смыслу Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Порядку предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328. Кроме того, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 5 марта 2009 N 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Из принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ следует, что процедуры исполнения требований Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных и иных интересов. Государственные органы должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление. Непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, может расцениваться, как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности, закрепленной в ст. 45 Конституции РФ. Принимая во внимание, что ни Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 81-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение, не предоставление путевки в течение календарного года повлечет для заявителя нарушение ее прав, гарантированных законодательством. Исходя из изложенного, требования подлежат удовлетворению. При этом, учитывая, что Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрен период предоставления гражданам социальных услуг - календарный год (ст. 6.3), подлежит указать на обязанность предоставить путевку в течение 2011 года, согласно рекомендованному лечению в курортах Ставропольского края: Пятигорск, Ессентуки. Утверждения, ответчика о том, что удовлетворение требований заявителя повлечет нарушение действующего законодательства, в частности, ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение услуг, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в данном случае необоснованны, поскольку в требованиях истицы не заявлен вопрос о предоставлении путевки у конкретного поставщика услуг. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Песневой Е.Н. к ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение - признать обоснованными. Обязать ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации организовать приобретение путевки Песневой Е.Н. на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортном учреждении рекомендованном, заявителю Ставропольский край: Пятигорск, Ессентуки в 2011 году. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья: