№2-2011-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июля 2011 года г. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: Председательствующего судьи: Литвиновой А.М. При секретаре: Саламатовой Т.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белгорода в интересах Г.Я.И., Г.Ю.И. к администрации г. Белгорода о признании права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, У С Т А Н О В И Л: Г.Ю.И. родилась <…> года, Г.Я.И. родилась <…> года. Их родителями являются Г. и Ш. Отец Г. лишен родительских прав в отношении дочерей решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от <…> года, вступившим в законную силу <…> года. Мать Ш. лишена родительских прав в отношении дочерей решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от <…> года, вступившим в законную силу <…> года. Дети направлены в детский дом. Распоряжением администрации г. Белгорода от 24.11.2003 года за истицами сохранено право пользования и проживания комнатой в общежитии, расположенной по адресу <…>, жилой площадью 13,65 кв.м. 03.12.2007 года с Г.Ю.И. заключен договор найма вышеуказанного специализированного жилого помещения – комнаты в общежитии, в качестве члена семьи нанимателя указана Г.Я.И. Г.Я.И. и Г.Ю.И. обращались в администрацию г. Белгорода с заявлением о постановке их в очереди на обеспечение жилой площадью с учетом льготы сирота. Однако протоколом № 20 от 12.12.2007 года и протоколом № 2 от 25.01.2008 года заседания комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода истицам отказано в постановке на учет в связи с наличием закрепленного жилого помещения. При этом на основании распоряжения администрации г. Белгорода от 09.04.2010 года № 1259 «О постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях» Г.Я.И. составом семьи 1 человек поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях порядковым номером № 10746, включена в список малоимущих граждан порядковым номером 590, распоряжением № 4510 от 11.10.2010 года включена в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений порядковым номером 487 как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания при котором невозможно совместное проживание граждан. Г.Ю.И. также признана малоимущей и на основании распоряжения администрации г. Белгорода от 09.04.2010 года № 1259 «О постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях» составом семьи 1 человек поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях порядковым номером № 10749. Дело инициировано иском прокурора г. Белгорода в интересах Г.Я.И. и Г.Ю.И., который, считая незаконными действия администрации г. Белгорода в лице Управления социальной защиты населения по отказу в постановке на жилищный учет с учетом льготы сирота, просят суд обязать ответчика признать право на получение жилья истицами путем включения их составом семьи один человек каждая в список граждан на получение во внеочередном порядке жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора, истцы заявленные требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на наличие закрепленного жилого помещения. Просит в иске отказать. Выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статья 57 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Порядок реализации вышеуказанной гарантии регламентирован ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Во исполнение гарантий, предоставленных лицам данной категории государством, 25января2007года вступил в силу Закон Белгородской области N93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в Белгородской области, который регулирует отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений. Согласно Положениям названного Закона дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются им однократно вне очереди по договорам социального найма по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, семейных детских домах, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ст.2). Принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на учет для получения ими жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления по достижении ими возраста 14 лет и до 18 лет, а лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - с момента возникновения оснований и до 23 лет (ст.3). Исходя из положений вышеуказанных норм права, истцы, в связи с закреплением за ними жилой площади, лишены возможности на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 12 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В соответствие со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Из принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ следует, что процедуры исполнения требований ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных и иных интересов. Государственные органы должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление. Непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, может расцениваться, как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности, закрепленной в ст. 45 Конституции РФ. Закрепленное за истцами специализированное жилое помещение в муниципальном общежитии лишает их возможности в полной мере пользоваться им, так как оно не подлежит обмену, разделу, приватизации. Договор найма заключен временно до предоставления жилого помещения для постоянного проживания по договору социального найма, либо приобретения жилого помещения нанимателем в собственность. Иного жилого помещения в собственности Г. не имеют, что подтверждается сведениями БТИ г. Белгорода, актом проверки жилищных условий, выписками из лицевого счета, домовой книги и справками о составе семьи. Суд приходит к выводу, что отказ в постановке истиц на жилищный учет необоснован, противоречат действующему законодательству. В связи с чем, они составом семьи один человек каждая подлежит включению в список граждан на получение жилья во внеочередном порядке по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Белгорода в интересах Г.Я.И., Г.Ю.И. к администрации г. Белгорода о признании права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, признать обоснованными. Обязать администрацию г. Белгорода включить Г.Я.И. в список граждан на получение жилья во внеочередном порядке по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ составом семьи один человек. Обязать администрацию г. Белгорода включить Г.Ю.И. в список граждан на получение жилья во внеочередном порядке по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ составом семьи один человек. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья -