№2-2180-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 августа 2011 года г. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: Председательствующего судьи: Литвиновой А.М. При секретаре: Саламатовой Т.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко Г.А. к администрации г. Белгорода о понуждении к предоставлению места в детском дошкольном учреждении, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, с участием третьих лиц Управления образования администрации г. Белгорода, Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, У С Т А Н О В И Л : Кравченко Г.А. является матерью К, <дата рождения>. Несовершеннолетняя зарегистрирована в городской базе данных для предоставления места в детском дошкольном учреждении с 20.10.2009 года. Дело инициировано исковым заявлением Кравченко Г.А., которая, ссылаясь на нарушение ее прав и прав несовершеннолетней дочери на своевременное обеспечение местом в детском дошкольном учреждении, первоначально обратилась в суд с требованиями об обязании администрации г. Белгорода обеспечить ее местом в детском дошкольном учреждении для дочери К., согласно перечню учреждений, установленных личным заявлением от 20.10.2009 года, и взыскать материальный ущерб в размере <…> руб., произведенный на оплату услуг коммерческой группы дневного пребывания ребенка, в счет компенсации морального вреда <…> руб. В ходе рассмотрения спора по существу истица, ее представитель поддержали требования о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, в связи с тем, что путевка № 38 в ДОУ №. . предоставлена 23.06.2011 года. Представители ответчика и третьего лица Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области в судебное заседание не явились. Представители Управления образования администрации г. Белгорода считают иск подлежащим отклонению. Выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему. Ответственность государства за действия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, предусмотренная ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия), наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».) До 05.03.2011 года действовало Положение об организации предоставления общедоступного дошкольного образования в городском округе «Город Белгород», утвержденное Решением Совета депутатов г. Белгорода от 18.07.2006 № 325, которое определяло условия, обеспечивающие реализацию на территории городского округа «Город Белгород» прав ребенка на образование, закрепленных в нормативных правовых актах органов государственной власти РФ и Белгородской области, удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании, особенности организации деятельности системы дошкольного образования в муниципальном образовании, устанавливало дополнительные гарантии. Названное Положение регулировало нормативы комплектования групп в соответствии с требованием СанПиН 2.4.1.1249-03, а также устанавливало, что комплектование муниципальных ДОУ на новый учебный год производится в сроки с 1 июня до 1 августа ежегодно; в остальное время производится доукомплектование ДОУ (в случае выбытия ребенка) в соответствии с установленными нормативами. В связи с принятием решения Совета депутатов города Белгорода от 25.02.2011 № 459 вышеуказанное положение утратило силу. Ныне действующее Положения об организации предоставления общедоступного дошкольного образования в городском округе «Город Белгород» предусматривает, что комплектование ДОУ осуществляется управлением образования администрации города Белгорода с учетом места проживания ребенка в порядке очередности (п. 4.2.). Регистрация детей ведется в электронной базе данных (постановка на очередь) (п. 4.3.). При регистрации в электронной базе данных (постановке на очередь) учитывается желание граждан на получение путевки в конкретное ДОУ (при наличии в нем мест к моменту выдачи путевки) (п. 4.4.). В действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях норматив комплектования на учебный год определяется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91), с учетом функционирования (68 - 74%) (п. 4.6.). Комплектование муниципальных ДОУ на новый учебный год производится в сроки с 1 июня до 1 августа ежегодно; в остальное время производится доукомплектование ДОУ (в случае выбытия ребенка) в соответствии с установленными нормативами (п. 4.7.). В дошкольные учреждения муниципального образования направляются дети дошкольного возраста при наличии вакантного места, соответствующего возрасту ребенка, в порядке очередности (п. 4.8.). Пункт 4.9 устанавливает, что в случае невозможности предоставления места из-за отсутствия свободных мест в дошкольных учреждениях заявления граждан рассматриваются при освобождении места или комплектовании на будущий учебный год. В связи с тем, что на 01.06.2010 года функционирующие детские сады были укомплектованы детьми, в очереди на предоставление места в ДОУ состояли граждане, записавшиеся ранее истицы, не имелось возможности предоставить место ребенку в детском саду в 2010 году. Кравченко Г.А. на ее обращения давались подробные ответы. В связи с дефицитом мест по взаимной договоренности дочери истице выдана путевка в группу кратковременного пребывания МДОУ №. ., которую К. посещала совместно с матерью, что не отрицалось последней в ходе рассмотрения спора. Таким образом, ребенку был предоставлен объем обязательной части Программы, так как время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. Объем составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы (Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"). Дошкольное образование - целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями, а также на формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного социального опыта. Доводы Кравченко Г.А. о том, что согласно Письму Минобрнауки от 30.07.2007 года № 03-1883 «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 – 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» место в ДОУ должно быть представлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления, не может быть принято во внимание, так как названное письмо носит рекомендательный характер и не является нормативно правовым актом. Суд приходит к выводу о том, что предоставление дочери истице путевки в детское дошкольное учреждение произведено в полном соответствии с существующим законодательством, а также Положением о порядке комплектования МДОУ различных видов города Белгорода. Противоправность действий (бездействия), причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями в судебном заседании не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требования о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда нет. Руководствуясь ст.ст. 167, 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Кравченко Г.А. к администрации г. Белгорода о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда отклонить в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья –