2-2508/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 августа 2011 года гор. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: председательствующего судьи: Щербаковой Ю.А. при секретаре: Чернобаевой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова С.В. к ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» о возложении обязанности провести освидетельствование, выдать справку установленного образца, У С Т А Н О В И Л: Комаров С.В. проходил службу в органах внутренних дел с 1993 года. 14.11.2002 года Комаров С.В. получил травму головы, согласно заключению по материалам служебной проверки, утвержденного начальником ВОВД Курчалойского района от 16.11.2002 года, травма получена при исполнении служебных обязанностей. Лечение с диагнозом <…>. 10 октября 2008 года получил травму правой руки. Согласно заключению по материалам служебной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, утвержденного заместителем начальника УВД по Белгородской области от 30.12.2008 года, – травма получена при исполнении служебных обязанностей. Заключением ВВК МСЧ УВД по Белгородской области № <…> от 09 апреля 2009 года Комаров С.В. признан не годным к военной службе. Приказом УВД по Белгородской области № <…> от 17 апреля 2009 года, уволен из органов внутренних дел в соответствии с п. «ж» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по болезни). 23.06.2009 года решением Филиала-бюро № 11 МСЭ Комаров С.В. признан инвалидом, ему установлена <…> группа инвалидности по причине военная травма. Инвалидность установлена на срок до 01.07.2010 года. 01.07.2010 года Комаров С.В. переосвидетельствован МСЭ. Срок инвалидности продлен до 01.07.2012 года. При обращении Комарова С.В. с заявлением в МСЭ для освидетельствования на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, Филиалом-бюро № 8 ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области за № 296 от 03.12.2010 года последнему в освидетельствовании отказано со ссылкой на приказ № 194н от 24.04.2008 г.. Рекомендовано обратиться в учреждения судебно-медицинской экспертизы и ВВК. 13.04.2011 года Комарову С.В. отказано в освидетельствовании Экспертным составом Главного бюро № 3 смешанного профиля за № <…>, поскольку им не предоставлен акт о несчастном случае на производстве формы Н-1. Дело инициировано иском Комарова С.В., который первоначально просил обязать ФГУ «Главное бюро МСЭ по Белгородской области», ФГУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» Филиал № 8 определить ему степень утраты трудоспособности в процентах с момента определения группы инвалидности. В обоснование требований указывал, что данный отказ нарушает его права на получение в дальнейшем возмещения вреда, причиненного здоровью, поскольку выплаты производятся лишь при наличии соответствующей справки МСЭ. Иные органы не могут ему также определить процент утраты трудоспособности, поскольку к их компетенции данные вопросы не относятся. Полагает, что отсутствие критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности для сотрудников милиции не может нарушать его конституционные права. Истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнен предмет заявленных требований, просит обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести ему освидетельствование на предмет установления процента утраты профессиональной трудоспособности вследствие военной травмы с момента установления группы инвалидности; по результатам освидетельствования выдать справку установленного образца. В судебном заседании истец поддержал заявленные требования. Представитель ответчика ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Представлены возражения. Представитель УВД Белгородской области полагает требования не подлежащими удовлетворению. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным заявителем доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Согласно частям 1, 3 - 5 статьи 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию; при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное денежное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета, а в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с ним договоры. В обеспечение исполнения положений указанной выше нормы Закона "О милиции" Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. N 805 утверждена Инструкция "О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких". Пунктом 21 Инструкции предусмотрено, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью. Пункт 22 Инструкции, предусматривает, что для решения вопроса о возмещении вреда в специальную комиссию подается заявление сотрудника, к которому прилагаются: а) заверенные копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии и справки МСЭК об установлении группы инвалидности и ее причине; б) копия приказа об увольнении по болезни или по ограниченному состоянию здоровья; в) копия свидетельства о болезни с заключением ВВК о причинной связи телесного повреждения, иного повреждения здоровья в редакции "военная травма". При необходимости специальная комиссия вправе запросить другие документы, необходимые для принятия объективного решения. По результатам рассмотрения представленных документов на специальной комиссии руководитель органа внутренних дел издает приказ о выплате сумм в возмещение вреда. Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со статьей 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в силу ст. ст. 1084, 1086 ГК РФ при определении размера подлежащего возмещению заработка, утраченного в результате повреждения здоровья, работникам милиции необходимо определить степень утраты профессиональной трудоспособности либо утраты общей трудоспособности. В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О милиции» от 18апреля1991года N1026-1, милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий. Таким образом, возмещение вреда сотрудникам милиции осуществляется на основе действующих в РФ общих норм гражданского права. Согласно Уставу ФГУ "Федеральное бюро МСЭ» к компетенции последнего отнесено осуществление комплексной реабилитационно-экспертной диагностики с применением новейших технологий, результатов научных разработок с целью определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты, включая разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов, включая медицинский, психологический, профессиональный и социальный аспекты, а также осуществляет мероприятия по комплексной медико-социальной реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации. Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработанные во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", для использования учреждениями медико-социальной экспертизы при определении степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, нуждаемости их в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 643, утверждены формы документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, к которым относится и справка о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах. В Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2), социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Соответственно, Российская Федерация, как социальное государство, обязано стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности, используя для этого все необходимые правовые средства, включая частноправовые (страхование, возмещение вреда) и публично-правовые (государственное и социальное страхование, социальное обеспечение, денежные компенсации) институты. По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы. Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основе принципа юридического равенства; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 19, 45 и 55). Доводы представителя УВД о том, что поскольку отсутствуют критерии определения способности сотрудника органов внутренних дел к выполнению его профессиональной деятельности в связи с повреждением здоровья и определения процента ее утраты, в связи с чем, он не может быть освидетельствован Главным бюро МСЭ, являются не убедительными. Сам факт отсутствия критериев определения профессиональной трудоспособности по причине «военная травма» не может служить основанием для отказа истцу в его освидетельствовании, поскольку ограничивает право на полное возмещение причиненного ущерба. Ссылка в отказе Филиала-бюро № 8 ФГУ ГБ МСЭ на медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. N 194н, является несостоятельной, поскольку данные критерии являются медицинской характеристикой квалифицирующих признаков, которые используются для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при производстве судебно-медицинской экспертизы в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве на основании определения суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя и не определяют Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказы Филиала-бюро № 8 ФГУ ГБ МСЭ по Белгородской области, Экспертного состава Главного бюро № 3 смешанного профиля Комарову С.В. в освидетельствовании являются незаконными и на учреждение МСЭ должна быть возложена обязанность по проведению освидетельствования истца на предмет определения степени утраты профессиональной трудоспособности. Доводы Комарова С.В. о том, что степень утраты профессиональной трудоспособности должна быть определена с момента признания его инвалидом и установления 2 группы инвалидности 23.06.2009 года, являются убедительными, поскольку требования о назначении и выплате обеспечения по возмещению вреда, могут предъявляться за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением. Аналогичное положение содержится и в ст. 208 ГК РФ. Кроме того, пункт 3 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789, ставит в зависимость установление степени утраты профессиональной трудоспособности учреждением медико-социальной экспертизы и признание пострадавшего инвалидом. Обязание установить степень утраты трудоспособности в процентах за предшествующее время с 2009 года, не противоречит п. 10 Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких», утвержденной приказом МВД России от 15 октября 1999 года № 805. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Комарова С.В. признать обоснованными. Обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» провести Комарову С.В. освидетельствование на предмет установления процента утраты профессиональной трудоспособности вследствие военной травмы с момента установления группы инвалидности – 23.06.2009 года. По результатам освидетельствования обязать ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» выдать Комарову С.В. справку установленного образца. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья –