Гр. дело № 2- 1448- 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 июня 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н., при секретаре- Древаль А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сотниковой М.И. к администрации г. Белгорода в лице Управления социальной защиты населения, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, у с т а н о в и л: Сотникова М.И., 1929 года рождения, инвалид <…> группы бессрочно вследствие общего заболевания, вдова умершего участника Великой Отечественной войны Сотникова В.М., зарегистрированная по месту жительства в двухкомнатной квартире <адрес1>, общей щей площадью 54, 4 кв.м., принадлежащей на праве общей долевой собственности в равных долях (по 1/ 3 доли) внучке К.Е.С. и членам ее семьи, 12.01.2011 года обратилась в управление социальной защиты населения администрации города Белгорода с заявлением о постановке на жилищный учет в целях улучшения жилищных условий по льготе вдовы участника Великой Отечественной войны. Из представленных на рассмотрение жилищной комиссии документов следовало, что с октября 2008 года и по декабрь 2010 года Сотникова М.И. была зарегистрирована по месту жительства в квартире <адрес2>, общей площадью 62 кв.м., принадлежащей на праве собственности дочери М.А.В. и была обеспечена по норме жилой площадью. До сентября 2008 года Сотникова М.И. проживала одна в собственном доме, общей площадью 35, 7 кв.м., расположенном <адрес3>, который продала 23.09.2008 года. Комиссией по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода 21.02.2011 года (протокол № 2) принято решение об отказе в удовлетворении просьбы Сотниковой М.И. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок, ранее которого не могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане, которые с намерением приобретения права состоять на таком учете совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Дело инициировано иском Сотниковой М.И. к администрации города Белгорода в лице Управления социальной защиты населения. В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области. Истица просит признать за ней право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и обязать администрацию города Белгорода поставить ее в 2011 году на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование заявленных требований сослалась на положения Федерального закона «О ветеранах», Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и те обстоятельства, что по состоянию здоровья не в силах была ухаживать за домом и огородом в <адрес 3>, нуждалась в уходе, продала дом и переехала жить в г. Белгород к внучке, с семьей которой и проживала все время. Из-за семейных неурядиц в семье дочери не проживала, оставаясь зарегистрированной в квартире дочери по декабрь 2010 года. Полагает, что не совершала намеренных действий с целью приобретения права состоять на жилищном учете, т.к. на момент продажи дома и переезда в г. Белгород не существовало законодательной базы, определяющей право вдов участников ВОВ на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В судебное заседание истица не явилась, обеспечив в нем участие своего представителя Пипченко Л.Г., который исковые требования поддержал. Представитель ответчика администрации города Белгорода - Чуканова М.В. и представитель ответчика Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области - Зимин Д.А., каждый из них в отдельности, просили в иске отказать, поскольку истица дважды преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, продав в 2008 году собственный жилой дом и переехав в декабре 2010 года на место жительства в квартиру меньшей площадью, чем занимала до этого. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд отклоняет заявленные требования. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ (включающие, в том числе, и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей в повторный брак. Сотникова М.И. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания, что подтверждается справкой отдела военного комиссариата Белгородской области по <…> району от 28.10.2010 года, свидетельством о браке, заключенном между Сотниковым В.М. и Голосовой М.И. в 1952 году, свидетельством о смерти Сотникова В.М. 27.06.1988 года, справкой о <…> группе инвалидности Сотниковой М.И., установленной 10.09.2004 года бессрочно, по общему заболеванию, выданным истице 14.12.2010 года удостоверением о праве на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Согласно п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для членов семей погибших участников ВОВ исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому Департамент финансов и бюджетной политики области на основании представляемой заявки о финансировании приобретения жилья, утвержденной департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области, сформированной на основании вышеназванных списков граждан, нуждающихся в жилье и имеющих право на оказание мер социальной поддержки, из числа граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», нормы предоставления общей площади жилого помещения 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, направляет субвенции на счета получателей средств местных бюджетов, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов в отделениях по районам и городам управления Федерального казначейства по Белгородской области. Органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, чтобы получить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем член семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой Отечественной войны, должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 ст. 51 ЖК РФ). Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека. Истица, проживая в качестве члена семьи собственника в двухкомнатной квартире <адрес1>, общей площадью 54, 4 кв.м., принадлежащей на праве общей долевой собственности в равных долях (по 1/3 доли) внучке К.Е.С. и членам ее семьи, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Из выписок из домовой книги от 20.12.2010 года и от 17.03.2011 года, справки о составе семьи от 12.01.2011 года, акта проверки жилищных условий от 27.12.2010 года следует, что кроме истицы в этой квартире зарегистрированы и проживают внучка истицы - К.Е.С., ее муж К.М.В. и их сын Дмитрий, <…> года рождения. Согласно справкам <…> филиала ГУП «Белоблтехинвентаризация» от 23.12.2010 года № 420, <…> филиала ГУП «Белоблтехинвентаризация» от 22.12.2010 года № 804-я, уведомлению Управления Росреестра по Белгородской области № <…> от 23.12.2010 года, зарегистрированному в УФРС по Белгородской области договору купли- продажи недвижимости от 23.09.2008 года, истица не имеет в собственности дома (части дома), квартиры (части квартиры). Проживающие с нею внучка К.Е.С. и члены ее семьи согласно свидетельствам о государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру<адрес1>, выпискам из ЕГРП от 23.12.2010 года, справке <…> филиала ГУП «Белоблтехинвентаризация» другой жилой площади в собственности не имеют. Принимая решение об отказе в постановке Сотниковой М.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия Управления социальной защиты населения администрации города Белгорода руководствовалось ст. 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательств суд приходит к убеждению, что жилищная комиссия администрация города Белгорода пришла к правильному выводу о том, что истицей совершены преднамеренные умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Из доводов иска, представленных документов и показаний допрошенных судом в качестве свидетелей дочери истицы – М.А.В., внучки К.Е.С., следует, что в квартире <адрес1> истица проживает с сентября 2008 года. С 10.10.2008 года по 16.12.2010 года истица была зарегистрирована по месту жительства в квартире дочери <адрес 2>, оставаясь проживать в квартире внучки <адрес1>. В квартире <адрес1> Сотникова М.И. была зарегистрирована по месту жительства 16.12.2010 года по решению дочери и внучки с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в получении жилья, т.к. при регистрации по месту жительства составом семьи 4 человека в трехкомнатной квартире дочери <адрес2>, имеющей общую площадь 62 кв.м., считалась обеспеченной по норме жилой площадью. Понятие места жительства, с которым связан ряд прав и обязанностей граждан, в том числе право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания лица в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством российской Федерации. Регистрация не входит в это понятие и является одним из доказательств, отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В силу ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Данное положение подтверждено и Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московский области, Ставропольского края, Воронежской области, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы. Место жительства истицы с сентября 2008 года по 15.12.2010 года для реализации права на улучшение жилищных условий может быть установлено судом на основе юридических фактов, не обязательно связанных с видом регистрации. Суд считает убедительными показания К.Е.С. и М.А.В. о постоянном проживании истицы с сентября 2008 года в квартире <адрес1>. Их показания последовательны, не противоречат обстоятельствам дела. Регистрация истицы в квартире <адрес2> при фактическом проживании Сотниковой М.И. в квартире внучки, каждым из свидетелей мотивированы невозможностью регистрации истицы в квартире внучки по причине временного отсутствия собственника занимаемого жилого помещения – К.М.В. в связи с его нахождением в командировке, и необходимостью получения истицей социального обеспечения, которое предоставляется при наличии регистрации по месту жительства. По мнению суда, действия истицы по перемене адреса регистрации по месту жительства не могут расцениваться в качестве преднамеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Вместе с тем, до 23.09.2008 года истица проживала в собственном доме, имеющем общую площадь 35, 7 кв.м., <адрес3>. По договору купли- продажи от 23.09.2008 года Сотникова М.И. продала этот дом и земельный участок, на котором он расположен за <…>руб. Действия по продаже дома Сотникова М.И. в исковом заявлении, свидетели М.А.В. и К.Е.С. в судебном заседании, объясняют невозможностью истицы по состоянию здоровья содержать дом и земельный участок, необходимостью получения постороннего ухода, в подтверждение чему представлены заключение врачебной комиссии МУЗ<…> от 15.10.2008 года № 5159 и справка поликлиники от 15.10.2008 года о том, что истица, являясь инвалидом <…>группы, по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе. По мнению суда между нуждаемостью истицы в постороннем уходе и продажей дома <адрес3>, переездом на место жительства к внучке отсутствует причинно- следственная связь, т.к. необходимый посторонний уход истица получает не от дочери, внучки или членов ее семьи, а от постороннего человека (сестры К.Д.М.), которая назначена органами соцзащиты лицом, осуществляющим уход за плату. Такой вид ухода истица могла получать <адрес3>, проживая в собственном доме. Указанные обстоятельства, учитывая фактический отказ истицы от обмена жилого дома<адрес3> на жилье <адрес1>, в том числе путем обмена занимаемой в настоящее время квартиры на квартиру большей площади с доплатой за счет вырученных от продажи дома средств, подтверждают совершение истицей умышленных преднамеренных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении её другим жильем. На момент продажи дома действовали положения Федерального закона «О ветеранах» об обеспечении жильем вдов умерших участников Великой Отечественной войны. Положения ст.ст. 51- 54 ЖК РФ распространяются на все категории граждан. В связи с этим неубедительны доводы иска об отсутствии умысла на намеренное ухудшение жилищных условий относительно Указа Президента РФ от 09.01.2010 года № 30 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». В силу пункта 3 части 1 ст. 54 ЖК РФ допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий. На основании изложенного, поскольку истица не подтвердила свое право состоять на жилищном учете до истечения установленного ст. 53 ЖК РФ срока, решение об отказе в постановке на жилищный учет принято при правильном применении норм материального права, не нарушает прав и законных интересов истицы. При таких обстоятельствах требования истицы о признании за ней права на обеспечение жильем по льготе вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания, возложении на ответчика обязанности принять ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 49-53 ЖК РФ, суд- Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Сотниковой М.И. к администрации г. Белгорода в лице Управления социальной защиты населения, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказать. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья -