Решение по иску об обеспечении жилым помещением



Гр. дело № 2- 2236-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи Зюзюкина А.Н.,

при секретаре Шапиловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ткач В.В. к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, об обеспечении жилым помещением,

у с т а н о в и л:

Ткач В.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с 12.11.1971 года.

Приказом командующего 14 Гвардейской общевойсковой армии от 28.02.1995 года № 018 майор Ткач, офицер восьмого отдела штаба армии, уволен в запас по п. «а» ч. 2 ст. 49 Закона РФ от 11.02.1993 года № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями)

Приказом начальника штаба войсковой части <…> от 02.03.1995 года № 41 Ткач с 10.04.1995 года исключен из списков личного состава части и направлен на учет в Белгородский РВК. Его календарная выслуга лет составляет <…>., льготная - <…>.

После увольнения Ткач прибыл в г. Белгород, где на основании удостоверения № 77/ ок от 28.02.1995 года на право пользования льготами, выданного начальником отдела кадров 14 Гвардейской общевойсковой армии, поданного 11.07.2003 года в администрацию г. Белгорода заявления, решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода (протокол № 8 от 12.08.2003 года) с 20.10.2003 года принят на жилищный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, составом семьи 1 человек, поскольку не имел жилья.

25.09.2008 года Ткач обратился в администрацию г. Белгорода с заявлением о включении его составом семьи 1 человек в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Письмом за подписью начальника управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода от 31.10.2008 года № 1937 истец поставлен в известность об отсутствии оснований для его включения в состав участников указанной выше Подпрограммы, т.к. представленная им справка от 09.09.2008 года № 357, выданная МУП <…> о передаче числящейся за ним жилой площади по последнему месту службы <адрес> в собственность жены Ткач Л.А. противоречит действующему законодательству для рассмотрения жилищного вопроса бывшему военнослужащему по избранному месту жительства.

Данное решение было оспорено Ткач В.В. в судебном порядке и решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 03 декабря 2009 года признан незаконным отказ администрации города Белгорода включить Ткач В.В. в список участников программы и список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат. На администрацию города Белгорода возложена обязанность включить Ткач В.В. в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2010 году, а на Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области возложена обязанность включить Ткач В.В. в сводный список граждан на получение жилищного сертификата в 2010 году. При этом суд исходил из тех установленных обстоятельств, что не предоставление справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы, предоставление справки о передаче жилой площади по последнему месту службы в собственность жены, не является предусмотренным п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, основанием для отказа в признании Ткач участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

С изменениями в законодательстве о порядке обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и вставших на учет нуждающихся в получении жилых помещений до 01.01.2005 года, Ткач В.В. обратился в администрацию города Белгорода с заявлением от 20.04.2011 года о предоставлении ему жилого помещения в собственность бесплатно.

В письме от 19.05.2011 года № 617 Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода сообщило Ткач В.В. об отсутствии возможность рассмотреть вопрос о его жилищном обеспечении, усматривая противоречия в представленных документах о сдаче жилья по последнему месту службы.

Дело инициировано иском Ткач В.В. к администрации г. Белгорода. Изменив требования и привлекая Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области к участию в деле в качестве соответчика, Ткач В.В. просит: признать за ним право на обеспечение жилым помещением по списку граждан, уволенных с военной службы, путем предоставления за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать администрацию города Белгорода включить его в список граждан, уволенных с военной службы, для обеспечения жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области включить его в сводный список граждан, уволенных с военной службы, для обеспечения жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал на то, что предоставил в Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода все необходимые документы для получения жилья, и иную справку о сдаче жилья по последнему месту службы предоставить не может по причине расформирования войсковой части №<…>, дислоцирующейся на территории <адрес>. Считает, что не обязан подтверждать сдачу жилья на территории <адрес>, т.к. основанием для отказа в обеспечении жильем может быть право собственности и иные права на жилище, находящееся исключительно на территории РФ и отказ предоставить документы о прекращении таких прав. К нему это не относится.

В судебное заседание Ткач В.В. не явился, обеспечив в нем участие своего представителя Коптева В.В., который исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Чуканова М.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на те обстоятельства, что не подтвержден факт сдачи жилья по последнему месту службы истца.

Представитель ответчика Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области - Зимин Д.А. поддержал это мнение и просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает исковые требования обоснованными.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 6 ст. 15 действовавшего на момент увольнения Ткач с военной службы Закона РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

Заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие его нереализованное право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, поскольку он относится к категории граждан, уволенных с военной службы (службы) в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставших в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. (подпункт «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153).

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года.

В силу п. 7 этих Правил одним из оснований признания граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является отсутствие жилой площади.

На основании поданных документов и заявления, решения Свердловского районного суда города Белгорода от 03.12.2009 года истец в соответствии с подп. «б» пункта 19 Правил была включен в список участников Подпрограммы.

В силу пункта 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Белгородской области от 14.03.2011 года № 90-пп утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Пунктами 2.1 и 2.2 этого Порядка предусмотрено, что гражданин, уволенный с военной службы, имеющий право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и определившийся с формой предоставления жилых помещений, представляет в администрацию муниципального района, городского округа заявление, подписанное им и совершеннолетними членами его семьи, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, к которому, в том числе, прилагаются: справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы)- для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан, уволенных с военной службы; подтверждение квартирно-эксплуатационного органа, выдавшего справку, по запросу органа местного самоуправления факта сдачи указанным гражданином, уволенным с военной службы, ранее занимаемого жилого помещения.

Из объяснений сторон и имеющихся в материалах учетного дела Ткач В.В. документов следует, что в период прохождения военной службы тому было предоставлено жилое помещение - квартира <адрес> на состав семьи четыре человек (он, жена, сын и дочь). 15.03.1995 года Ткач снялся с регистрационного учета по указанному месту жительства в связи с выездом в г. Белгород.

По данным МУП <…> от 09.09.2008 года № 357 указанная выше квартира передана в собственность жены истца - Ткач Л.А., брак с которой Ткач В.В. расторг 14.03.2008 года.

Спустя год (05.03.2009 года) МУП ЖЭУК <…> выдает Ткач В.В. справку о том, что ранее принадлежавшая ему квартира <адрес> находится в собственности администрации <…>, в квартире проживают бывшая жена истца и их дети.

На запрос Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода начальник <…> КЭЧ в письме от 17.05.2010 года № 726 сообщает о передаче всего жилого фонда КЭЧ на баланс администрации <…>, в связи с чем, Ткач В.В. от <…> КЭЧ жильем не обеспечивался.

Командиром войсковой части <…> истцу выдана справка от 12.03.2009 года № 112 о том, что Ткач В.В. сдал числящуюся за ним квартиру <адрес>.

В справке от 17.05.2010 года № 726 начальник <…> КЭЧ сообщает о том, что Ткач В.В. от <…> КЭЧ жильем не обеспечивался, потому как квартира по указанному адресу была предоставлена Ткач В.В. в войсковой части и с убытием Ткач В.В. сдал эту квартиру непосредственно в войсковую часть.

Из этих доказательств следует, что Ткач В.В. при увольнении с военной службы в запас сдал предоставленную ему по последнему месту службы квартиру <адрес> командованию войсковой части. В дальнейшем квартира передана на баланс администрации <…>, которая предоставила квартиру бывшей жене истца и их детям.

Суд считает, что Ткач В.В. подтвердил сдачу жилья по последнему месту службы в соответствии с пунктом 44 Правил и пунктом 2.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 14.03.2011 года № 90-пп.

Кроме того, законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.

Выдача военнослужащим государственных сертификатов, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам.

Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054. Согласно этим Правилам нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 6). При этом постановка на учет осуществляется вне зависимости от обеспеченности жильем для постоянного проживания по месту службы (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности указанных лиц или забронированных ими в других регионах страны).

Обязательными условиями, при которых военнослужащие и члены их семьи вправе рассчитывать на получение единовременной денежной выплаты на улучшение своих жилищных условий в избранном после увольнения с военной службы месте жительства являются только: наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.

Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.

Из документов учетного дела следует, что Ткач В.В. не имеет в собственности жилого дома (квартиры) в Российской Федерации.

Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья.

При таких обстоятельствах подлежат требования Ткач В.В. о признании за ним права на обеспечение жилым помещением по списку граждан, уволенных с военной службы, путем предоставления за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по имеющимся в его учетном деле документам.

В судебном заседании представитель истца - Коптев В.В. подтвердил избрание Ткач В.В. именно такой формы обеспечения жильем.

В силу пунктов 2.4 и 2.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 14.03.2011 года № 90-пп, администрация г. Белгорода рассматривает заявления с представленными гражданами, уволенными с военной службы, надлежащим образом оформленными документами, проверяет достоверность и полноту сведений, содержащихся в представленных документах. В случае признания гражданина, уволенного с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, он письменно уведомляется в течение 10 дней с момента принятия решения, на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. Орган местного самоуправления отдельно по каждой форме обеспечения жилыми помещениями, избранной гражданами, уволенными с военной службы, формирует списки в хронологической последовательности по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, улучшении жилищных условий, которые ежемесячно, к 1 числу представляет в Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области. Вместе со списками в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области представляются учетные дела граждан, уволенных с военной службы. В силу п. 2.6 Порядка на основании представленных органами местного самоуправления списков и учетных дел граждан, уволенных с военной службы, Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области формирует сводные списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, отдельно по каждой форме обеспечения жилыми помещениями, в хронологической последовательности по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий и в течение 10 рабочих дней после утверждения списков направляет в органы местного самоуправления выписки из указанных списков.

При таких обстоятельствах, учитывая предоставление Ткач В.В. всех необходимых документов, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

р е ш и л:

Иск Ткач В.В. к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, об обеспечении жилым помещением, признать обоснованным.

Признать за Ткач В.В. право на обеспечение жилым помещением по списку граждан, уволенных с военной службы, путем предоставления за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Обязать администрацию города Белгорода включить Ткач В.В. в список граждан, уволенных с военной службы, для обеспечения жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Обязать Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области включить Ткач В.В. в сводный список граждан, уволенных с военной службы, для обеспечения жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья