Решение по иску о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении



Гр. дело № 2-2480-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи- Зюзюкина А.Н.,

при секретаре- Шапиловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горбатенко Т.И. об оспаривании решения администрации города Белгорода о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Горбатенко Т.И., 1918 года рождения, участник Великой Отечественной войны, проживая в качестве члена семьи собственника в квартире <адрес1> общей площадью 55, 2 кв.м., в которой кроме него проживают и зарегистрированы: собственник квартиры – Ф.В.Ю., невестка – Г.Л.В. и внук- Г.А.С., решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 4 от 18.02.2011 года) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 11 от 13.05.2011 года) было принято решение о снятии Горбатенко Т.И. с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, о чем 16.05.2011 года в его адрес Управлением социальной защиты населения администрации г. Белгорода направлено извещение № 222.

В поданном в порядке ст. 254 ГПК РФ заявлении Горбатенко Т.И. просит: признать недействительным решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях (протокол № 11 от 13.05.2011 года); обязать администрацию города Белгорода восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В обоснование заявленных требований указал на то, что оспариваемое решение не содержит сведений о том какие конкретно представленные им сведения не соответствуют действительности, какие именно неправомерные действия и каких именно должностных лиц были выявлены. Считает, что с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставил документы, содержащие достоверные сведения, принят на учет в соответствии с действующим жилищным законодательством РФ, а решение о снятии с такого учета является необоснованным и незаконным, нарушающим его жилищные права.

В судебное заседание Горбатенко Т.И. не явился, обеспечив участие в нем своего представителя Ахметжанова М.И., который заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Чуканова М.В. считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе проверки обоснованности решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях установлено, что до переезда в г. Белгород в январе 2011 года заявитель проживал <адрес 2> в принадлежащем сыну доме общей площадью 91, 5 кв.м. и был обеспечен по норме общей площадью жилья. Этот дом ранее находился в собственности заявителя, и он сохранял право пользования и проживания в нем. Проживая в <адрес 2> заявитель обращался по вопросу постановки его на жилищный учет в местные органы самоуправления, однако ему было отказано ввиду обеспеченности по норме общей площадью жилья, после чего, с намерением приобретения права состоять на жилищном учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в г. Белгороде, Горбатенко Т.И. совместно с невесткой – Г.Л.В. и внуком – Г.А.С. зарегистрировался в квартире знакомого <адрес1>, где с учетом зарегистрированных лиц стал нуждающимся в жилье. Администрация г. Белгорода считает, что такими действиями Горбатенко Т.И. искусственно ухудшил свои жилищные условия.

Что касается оснований, предусмотренных пунктом 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, то представитель указала на неправомерные действия работника Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода <…>, которая готовила и докладывала жилищной комиссии материалы по заявлению Горбатенко Т.И. и не исследовала вопрос, связанный с переменой истцом места жительства накануне обращения с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд отклоняет заявленные требования.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, включая обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Статья 23.2 указанного Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, чтобы получить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участник Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На рассмотрение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода Горбатенко Т.И. вместе с заявлением и признании нуждающимся в жилом помещении предоставил выданные 16.02.2011 года ООО <…> справку о составе семьи и выписки из домовой книги и лицевого счета, согласно которым он с 13.01.2011 года проживает в качестве члена семьи собственника в квартире <адрес 1> общей площадью 55, 2 кв.м., в которой кроме него проживают и зарегистрированы: собственник квартиры – Ф.В.Ю., а также Горбатенко Л.В. (с 28.01.2011 года) и Горбатенко А.С. (с 13.01.2011 года). Так же заявителем были представлены уведомления Управления Росреестра по Белгородской области от 02.11.2010 года и от 03.02.2011 года, выписка из ЕГРП от 04.02.2011 года, справка <…> БТИ от 02.11.2010 года, а Управлением социальной защиты населения администрации г. Белгорода в БТИ г. Белгорода запрошена справка от 16.02.2011 года, согласно которым в собственности Ф.В.Ю. иного жилья, кроме квартиры <адрес 1>, не зарегистрировано, и что сам заявитель, Горбатенко Л.В., Горбатенко А.С. не имеют в собственности дома (части дома), квартиры (части квартиры). Отсюда следует, что с 28.01.2011 года Горбатенко Т.И. не обеспечен по норме жильем.

Статьей 5 Закона Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», предусмотрено, что органы местного самоуправления в течение тридцати рабочих дней рассматривают подтверждающие основания принятия граждан на учет документы. Согласно ст. 6 этого закона орган местного самоуправления отказывает в принятии гражданина на учет в случаях, в частности, если не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

Заявление Горбатенко Т.И. и представленные им документы были рассмотрены на заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода на следующий день после их предоставления- 18.02.2011 года. Докладчиком выступала специалист управления социальной защиты населения администрации города Белгорода <…>. Она же принимала от Горбатенко Т.И. заявление и представленные в подтверждение права состоять на учете нуждающихся в получении жилья документы. Среди этих документов были выписка из домовой книги от 24.01.2011 года, выданная главой администрации <адрес 2>, копия технического паспорта домовладения и договора дарения от 20.07.2001 года, согласно которым Горбатенко Т.И., Г.А.С. и Г.Л.В. проживали <адрес 2>, в собственном доме, имеющем общую площадь 91, 5 кв.м.. С учетом состава семьи 4 человека (включая собственника дома – Г.С.Т.) заявитель был обеспечен по норме жилой площадью установленной Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39.Согласно договору дарения дома даритель- Горбатенко Т.И., сын одаряемого – Г.А.С. сохраняют право проживания в доме при переходе права собственности на дом к Г.С.Т..

Горбатенко Т.И. и Г.А.С. снялись с регистрационного учета по месту жительства <адрес 2> в связи с убытием в г. Белгород 13.12.2010 года, Г.Л.В.- 24.01.2011 года.

При наличии достаточных оснований полагать, что Горбатенко Т.И. по договоренности с Г.Л.В., Г.А.С. и Ф.В.Ю. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г. Белгороде совершил действия, в результате которых может быть признан нуждающимся в жилом помещении, специалистом управления социальной защиты населения администрации города Белгорода и членами комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода при очевидной необходимости не были истребованы дополнительные документы о родственных отношениях Горбатенко Т.И. с Г.Л.В., о причинах смены Горбатенко Т.И. места жительства, основаниях предоставления для проживания квартиры <адрес 1>, что предусмотрено ст. 3 Закона Белгородской области от 10.05.2006 года № 39, жилищные условия Горбатенко Т.И. в г. Белгороде не были проверены, вследствие чего членами комиссии принято поспешное неправомерное решение о признании Горбатенко Т.И. нуждающимся в получении жилья.

Проведенной администрацией города Белгорода проверкой установлено, что Г. Л.В., с переездом которой в квартиру <адрес 1>, заявитель стал не обеспеченным по норме жильем, доводится ему невесткой. Проживая с сыном, невесткой и внуком в <адрес 2>, Горбатенко Т.И. обращался в администрацию <адрес 2> с заявлением о постановке на жилищный учет как ветеран Великой Отечественной войны. 03.02.2010 года его заявление было рассмотрено, и, руководствуясь п. 2 части 1 ст. 54 ЖК РФ Горбатенко Т.И. было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. С жалобой на решение жилищно-бытовой комиссии при администрации <адрес 2> Горбатенко Т.И.обратился в районную прокуратуру. 13.07.2010 года заявление Горбатенко Т.И. было рассмотрено повторно и в постановке на учет отказано по тем же основаниям - представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Эти обстоятельства подтверждаются ответами главы администрации <адрес 2> на запросы администрации г. Белгорода и Управления социальной защиты населения.

С учетом открывшихся обстоятельств заслуживают внимания доводы администрации г. Белгорода о совершении Горбатенко Т.И. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.

На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 11 от 13.05.2011 года) было принято решение о снятии Горбатенко Т.И. с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ

Согласно данной норме граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В силу части 2 статьи 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

При рассмотрении настоящего дела судом подтверждена неправомерность действий специалиста управления социальной защиты населения администрации города Белгорода на приеме документов у заявителя и членов комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода, которые при очевидной необходимости не истребовали дополнительные документы и сведения, подтверждающие или опровергающие факт намеренного ухудшения Горбатенко Т.И. своих жилищных условий накануне обращения по вопросу признания нуждающимся в получении жилья.

По смыслу ст. 56 ЖК РФ неправомерность действий (бездействии) не обязательно должна подтверждаться административным актом, постановлением органа предварительного следствия, приговором суда. Вопросы, связанные с оценкой действий органов, осуществляющих учет нуждающихся в получении жилья и их должностных лиц, при наличии судебного спора разрешаются судом.

Решение о снятии Горбатенко Т.И. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принято 13.05.2011 года, т.е. до истечения установленного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ срока, т.к. ответ главы администрации сельского поселения, содержащий сведения об отказе заявителю в постановке на жилищный учет в <адрес 2>, получен 28 апреля 2011 года.

Оспариваемое заявителем решение комиссии содержит ссылку на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. В решении указано о снятии с учета Горботенко Т.И. и др. на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - «выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет».

Положения части 2 ст. 56 ЖК РФ не требуют раскрывать в решении существо неправомерного действия и кем именно оно совершено.

При таком положении дел решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода от 13.05.2011 года (протокол № 11) в части снятия Горбатенко Т.И. с учета нуждающихся в жилых помещениях является правомерными. В удовлетворении заявленных требований в силу ст. 258 ГПК РФ следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, ст. 56 ЖК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Горбатенко Т.И. о признании недействительным решения комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 11 от 13 мая 2011 года) об его снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях по предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ основанию, и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья