Решение по иску о признании права собственности на самовольные постройки



2-2093/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2011 года гор. Белгород

Свердловский районный суд гор. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Щербаковой Ю.А.

при секретаре: Чернобаевой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балакирева А.И. к Администрации города Белгорода, Дасаевой А.Г. о признании права собственности на самовольные постройки,

У С Т А Н О В И Л:

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.05.1999 года Балакирев А.И. является правообладателем 1/2 доли в праве на жилой дом № <…> в г. Белгорода.

Дасаевой А.Г. 1/2 доля в праве на жилой дом № <…> в г. Белгорода принадлежит на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 13.04.1977 года.

Согласно техническим паспортам, составленным БТИ 26 апреля 2010 года, жилой дом № <…> в г. Белгороде, кадастровый номер <…>, кадастровый номер <…>, состоит из жилого дома под лит. А, пристройки лит. а, тамбура лит. а1, жилого дома лит. А1, гаража лит. Б, сараев Г3, Г4, Г5, погреба Г6.

Жилой дом лит. А1 имеет общую площадь <…> кв.м., в том числе жилую <…> кв.м. и самовольно переоборудован из летней кухни.

Постройки: сарай Г5 площадью <…> кв.м., погреб Г6 площадью <…> кв.м., гараж Б площадью <…> кв.м., являются самовольно воздвигнутыми.

Дело инициировано иском Балакирева А.И., который просит признать за ним

право собственности на самовольно переоборудованную постройку – жилой дом под лит. А1, общей площадью <…> кв.м., в том числе жилой <…> кв.м., кадастровый номер <…>, находящийся по адресу: <…>, а также на самовольно возведенные хозяйственные постройки: сарай под литером Г5, площадью <…> кв.м., погреб под лит. Г6, площадью <…> кв.м., гараж под литером Б, площадью <…> кв.м., находящиеся по адресу: <…>. В обоснование указывает, что с 1999 года им с согласия второго собственника возведены хозяйственные постройки и переоборудована в жилой дом летняя кухня. С момента возведения построек никем не заявлялось о нарушении прав. В настоящее время возникла необходимость регистрации прав на данные постройки, поскольку их наличие препятствует оформлению в собственность расположенного под ними земельного участка.

Истец в судебное заседание не явился. О дате судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Обеспечил участие в деле своего представителя.

Представитель истца поддержал в судебном заседании заявленные требования.

Представитель ответчика администрации города Белгорода не возражал против признания права на самовольно переоборудованную постройку А1. Против признания права на хозяйственные постройки возражал.

3-е лицо Холмогорова А.Н., являющаяся сособственником жилого дома № <…>, не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Ответчица Дасаева А.Г., 3-е лицо Мирошниченко В.Е. в судебное заседание не явились. О дне и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд в известность не поставили. О рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

3-е лицо Исаченко Л.В. в судебное заседание не явилась. О дне и месте судебного разбирательства извещалась в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.

Почтовой службой конверт с судебной повесткой возвращены в адрес суда с указанием об отказе адресата принимать судебное извещение.

Часть 2 ст. 117 ГПК РФ устанавливает, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

При таких обстоятельствах суд признает, что 3-е лицо Исаченко Л.В. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания и полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным заявителем доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Факт принадлежности на праве собственности истцу 1/2 доли в праве на жилой дом № <…> в г. Белгорода подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 11.05.1999 года, выданным после смерти Балакирева Ивана Алексеевича, справкой БТИ от 03.08.2011 года.

Из содержания свидетельства о праве на наследство по закону от 11.05.1999 года следует, что наследственное имущество, на которое было истцу выдано свидетельство, состояло из 1/2 доли жилого дома (бревенчатого обложенного кирпичом строения, общей полезной площадью <…> кв.м.), с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями: погреб кирпичный, два сарая, из которых один шлаковый и один кирпичный, летняя кухня шлаковая, расположенного на земельном участке, мерою <…> кв.м.. Наследодателю 1/2 доля в праве на жилой дом принадлежала на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 13.04.1977 года.

Доводы представителя истца о том, что ее доверителю в порядке наследования по закону перешло право на летнюю кухню, расположенную на территории данного домовладения в целом, а не на 1/2 долю в праве, подтверждаются сообщением МУП «Горкомхоз» от 17.06.1997 года за № 171, из которого следует, что в соответствии с решением комиссии по урегулированию индивидуального строительства от 17.06.1997 года Балакиреву И.А. разрешена регистрация летней кухни на территории домовладения № <…>, а также свидетельством о праве на наследство по завещанию от 13.04.1977 года, выданного Дасаевой А.Г., в котором в состав наследственной массы летняя кухня не включена.

В обоснование доводов о создании построек на отведенном для этих целей земельном участке, соответствии их градостроительным и строительным нормам и правилам стороной истца представлена справка БТИ от 15.07.2007 года; градостроительное заключение № 338-гз от 25.06.2010 года Управления архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры; заключение ООО «Воронежский центр судебной экспертизы» №41-Б от 21.07.2011 г.; заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» 16.07.2010 года.

Из содержания справки БТИ от 15.07.2007 года подтверждается отвод земельного участка в 1957 году площадью <…> кв.м. по адресу; <…>. В дальнейшем, при инвентаризации в 1963 году площадь составляла <…> кв.м..

Из градостроительного заключения № 338-гз от 25.06.2010 года следует, что земельный участок площадью 1370 кв.м., на котором возведены самовольные постройки под лит. Г5, Г6, Б и самовольно переоборудованная постройка лит. А1, расположен на территории г. Белгорода в южном районе, в зоне существующей индивидуальной застройки. Территория, на которой расположено домовладение № <…>, запланирована под реконструкцию. Земельный участок предназначен для эксплуатации жилого дома с бытовыми и хозяйственными постройками, не выходит за границы красных линий, право на земельный участок в установленном порядке не оформлено. При строительстве самовольных построек Г5, Г6, Б и самовольно переоборудованной постройки лит. А1 требования СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» нарушены.

Из заключения специалиста ООО «Воронежский центр судебной экспертизы» от 21.07.2011 года следует, что строения литеры Г5, Г6, Б и самовольно переоборудованная постройка лит. А1, расположенные на территории домовладения № <…> в г. Белгороде соответствуют требования строительных, градостроительных, санитарных и противопожарных норм, указанных в документах, регламентирующих строительную деятельность. Строения и сооружения не имеют дефектов и повреждений, препятствующих их эксплуатации. Необходимая прочность и жесткость конструкций обеспечена. Несущая способность конструкций обеспечена в полном объеме. Обследуемые объекты соответствуют требованиям безопасной эксплуатации, не создают препятствий в пользовании прилегающими строениями, сооружениями, дорогами, проездами, пешеходными дорожками и коммуникациями. Техническое состояние объектов не создает угрозу жизни и здоровью проживающих.

ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» 16.07.2010 года дано заключение о соответствии санитарным требованиям самовольно переоборудованной постройки и самовольно возведенных хозяйственных построек.

Исследованные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для удовлетворения заявленных требований.

Доводы представителя ответчика о том, что данная территория запланирована под реконструкцию, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку доказательств, свидетельствующих об изъятии земельного участка, суду не представлено, а судом не установлено.

Ссылка представителя администрации на то обстоятельство, что стороной истца не представлено доказательств, свидетельствующих о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование, не убедительна и опровергается справкой БТИ. Сам факт не оформления в 1957 году договора со стороны органов власти не может нарушать права истца, который является собственником доли в домовладении на протяжении двенадцати лет и открыто пользуется принадлежащим ему имуществом.

Расположение спорных построек с отступлением от СП 30-102-99 не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку данных о нарушении чьих-либо прав данными постройками судом не установлено, доказательств в обоснование нарушений не представлено, требований об их сносе на протяжении десяти лет никем не заявлялось.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из положений пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми установлено, что земельный участок, на котором размещаются самовольные постройки, находится в бессрочном пользовании истца, при осуществлении строительства и переоборудования не были нарушены обязательные для применения строительные и санитарные нормы, постройки возведены за его счет с согласия второго сособственника, а сами самовольные постройки и переоборудованный из нежилого помещения в жилой дом объект не затрагивают прав других лиц, и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Балакиревым А.И. право собственности на самовольно переоборудованную постройку – жилой дом под лит. А1, общей площадью <…> кв.м., в том числе жилой <…> кв.м., кадастровый номер <…>, находящийся по адресу: <…>, а также на самовольно возведенные хозяйственные постройки: сарай под литером Г5, площадью <…> кв.м., погреб под лит. Г6, площадью <…> кв.м., гараж под литером Б, площадью <…> кв.м., находящиеся по адресу: <…>.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста решения суда путем подачи кассационной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.

Судья –