Решение о возложении обязанности произвести закупку и организовать надлежащий монтаж и установку внешнего ограждения



Дело № 2- 1992-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2011 года г. Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

Председательствующего судьи Украинской О.И.

При секретаре Безух И.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода о возложении обязанности обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения, к Управлению образования администрации города Белгорода о возложении обязанности произвести закупку и организовать надлежащий монтаж и установку внешнего ограждения,

установил:

В <период> прокуратурой г. Белгорода проведена проверка соблюдения требований законодательства по реализации приоритетного национального проекта «Образование», в ходе проверки установлено, что территория МОУ Средняя общеобразовательная школа № 39 г. Белгорода, расположенной по <адрес> недостаточно оборудована средствами технической укрепленности, в том числе отсутствует внешнее ограждение, что не исключает нахождение на территории образовательного учреждения неустановленных лиц.

Прокурором г. Белгорода инициирован иск в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода об обязании выделить денежные средства на установление ограждения вокруг МОУ СОШ № 39 г. Белгорода.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца в качестве соответчика привлечено Управления образования администрации города Белгорода, изменены заявленные требования, окончательно просит обязать администрацию города Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 39 г. Белгорода; обязать Управление администрации города Белгорода произвести закупку внешнего ограждения и организовать его надлежащий монтаж, установку вокруг МОУ СОШ № 39 г. Белгорода.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Кошманова Я.В. заявленные требования поддержала.

Представители ответчиков администрации г. Белгорода, Управления администрации города Белгорода, третьих лиц МОУ СОШ № 39 г. Белгорода, МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили.

Ранее представителем администрации г. Белгорода предоставлялись возражения на иск, согласно которым МОУ СОШ № 39 г. Белгорода является самостоятельным юридическим лицом, которое обладает всеми правами и обязанностями и самостоятельно в финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, в связи с чем иск первоначально должен был быть предъявлен к МОУ СОШ № 39 г. Белгорода. Не оспаривая отсутствие внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 39 г. Белгорода, сослалась на то, что разработанный план восстановления и устройства внешнего ограждения общеобразовательных учреждений на 2010 – 2014 годы не был утвержден в связи с отсутствием возможностей финансирования, при формировании титульного списка и проекта бюджета на 2012 год будет планироваться включение необходимых расходных обязательств на восстановление и устройство внешнего ограждения общеобразовательных учреждений г. Белгорода.

Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В целях предупреждения правонарушений в сфере сохранности имущества предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, 12.10.2009 г. губернатором Белгородской области издано постановление № 94 «Об утверждении Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области». Указанные Правила устанавливают порядок и способы оснащения средствами механической защиты и охранной сигнализации объектов с целью противодействия преступным посягательствам на них; распространяются на все объекты предприятий, учреждений и организаций, расположенные на территории Белгородской области, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Согласно п. 1 раздела 2 Правил внешнее ограждение устанавливается на объектах (определяется обследованием), требующих по условиям эксплуатации, техники безопасности и охраны ограждающих конструкций. Внешнее ограждение по периметру территории объекта должно препятствовать проходу лиц (животных) и проезду транспорта на объект и с объекта, минуя контрольно-пропускной пункт, и выполнять функции антитеррористической защиты объекта. Ограждение периметра, отдельных участков территории подразделяется на основное, дополнительное и предупредительное.

В соответствии с п. 2,3 раздела 2 Правил основное внешнее ограждение территории объектов должно быть прямолинейным, без лишних изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, без наружных выступов и впадин. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток.

Как установлено судом, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 г. Белгорода осуществляет образовательный процесс начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Территория МОУ СОШ № 48 г. Белгорода является объектом с массовым пребыванием несовершеннолетних граждан.

Отсутствие внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 39 г. Белгорода подтверждается рапортом помощников прокурора от <…> года, указанный факт не оспаривался в ходе подготовки к рассмотрению дела представителем ответчиков, доказательств иного в судебное заседание не представлено.

Вышеуказанное обстоятельство также подтверждается ответом МУ УКС администрации города Белгорода от 18.12.2009 года на имя начальника управления образования администрации города Белгорода, информацией о наличии проектно – сметной документации и стоимости работ по устройству ограждения школ на 2010 год, из которой следует, что имеется проектно – сметная документация по устройству ограждения школы №39, определена протяженность и стоимость ограждения.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона РФ от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно ст.ст. 5 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20.11.89 и подписанной от имени СССР 26.01.90, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.90 г., во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. В частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Отсутствие ограждения территории образовательного учреждения не обеспечивает надлежащую антитеррористическую устойчивость объекта и может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся образовательного учреждения.

В силу ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов издает указы (постановления) и распоряжения. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

Отсутствие финансирования не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

Правила обеспечения инженерно- технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области приняты в 2009 году, но по настоящее время внешнее ограждение МОУ СОШ №39 отсутствует.

Представителем ответчиков не предоставлено доказательств совершения конкретных действий, направленных на устройство внешнего ограждения МОУ СОШ № 48 г. Белгорода, после составления проектно – сметной документации действий по финансированию, приобретению и установке ограждения не последовало.

Администрация города Белгорода и Управление образования администрации города Белгорода являются надлежащими ответчиками по делу и доводы представителя ответчика о том, что школа сама должна исполнять данные обязанности, несостоятельны.

В соответствии с пунктами 1.8 - 1.10 Устава МОУ СОШ № 39 г.Белгорода является муниципальным учреждением, некоммерческой организацией, финансируется за счет средств бюджета. Учредителем учреждения является администрация г. Белгорода в лице управления образования администрации города.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены п.п. 1 пункта 1 ст. 14, п.п. 1 пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п.п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с Положением «Об Управлении образования администрации города Белгорода», утвержденным решением Совета депутатов города Белгорода от 18 июля 2006 года № 324, последнее является отраслевым (функциональным) органом администрации города Белгорода и входит в структуру департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города. Управление в пределах предоставленных ему полномочий и прав обеспечивает проведение единой государственной образовательной политики на территории города Белгорода.

Основной задачей Управления является обеспечение условий для стабильного развития и функционирования системы образовательных учреждений города (пункт 2.4.).

Положениями п. п. 4.4., 4.5. предусмотрено, что Управление выступает в качестве муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в установленном порядке осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по подведомственным получателям.

На основании изложенного иск прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода о возложении обязанности обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения, к Управлению образования администрации города Белгорода о возложении обязанности произвести закупку и организовать надлежащий монтаж и установку внешнего ограждения признать обоснованным.

Обязать администрацию города Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 39 г. Белгорода.

Обязать Управление администрации города Белгорода произвести закупку и организовать надлежащий монтаж, установку внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ № 39 г. Белгорода.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд города Белгорода.

Судья –