Решение по иску об обязывании обеспечить финансирование и приобрести стулья



№ 2-2028-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе

председательствующего судьи Безух А.Н.

при секретаре Дедовой О.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода, управлению образования администрации г. Белгорода об обязывании обеспечить финансирование и приобрести стулья в МОУ СОШ № 48,

УСТАНОВИЛ:

В мае 2011 года в МОУ СОШ № 48 г. Белгорода, прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Образование». По результатам проверки установлено, что в компьютерных классах № 223 и № 244, в нарушение требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, используются обычные ученические стулья, конструкция которых не обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ.

И.о. директора школы, как должностное лицо, постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей от 07 июня 2011 года привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил.

До настоящего времени, компьютерные кабинеты МОУ СОШ № 48 не оборудованы стульями соответствующими требованиям СанПиН.

Дело инициировано иском прокурора г. Белгорода. Просил обязать администрацию г. Белгорода укомплектовать компьютерные классы МОУ СОШ № 48 г. Белгорода стульями в соответствии с требованиями СанПиН. В ходе судебного разбирательства, прокурором уточнены требования. Просит обязать администрацию г. Белгорода обеспечить финансирование приобретения стульев, соответствующих требованиям СанПиН. Обязать Управление образования администрации г. Белгорода приобрести стулья соответствующие требованиям СанПиН.

В судебном заседании, представитель прокурора – Кошманова Я.В. требования поддержала.

Представитель ответчиков администрации г. Белгорода и управления образования администрации г. Белгорода – Овчарова В.Н. не имея полномочий на признание иска возражала против удовлетворения требований. В обоснование привела доводы о том, что администрация г. Белгорода не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, требования первоначально должны быть предъявлены непосредственно к образовательному учреждению. Пояснила, что на основании заявки директора школы, инициирован вопрос о проведении конкурса на приобретение стульев. По результатам которого, будут приобретены стулья и поставлены в школу.

Представители третьих лиц МОУ СОШ № 48, и МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» - не выразили отношения к существу заявленных требований.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу положений ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Из материалов дела усматривается, что основанием для обращения прокурора в суд явились результаты проведенной проверки. Данное заявление подано в интересах неопределенного круга лиц – несовершеннолетних обучающихся в МОУ СОШ № 48, что согласовывается с положениями ст. 45 ГПК РФ, предоставляющей право обращения в суд прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Исходя из положений ст. 27 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами и аппаратами, которые являются источником физических факторов воздействия на человека (излучение) не должны оказывать вредного воздействия на человека. Использование машин допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.

Согласно п. 1.9 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (далее правила), утвержденным главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 года, рабочее место с использованием ПЭВМ должны соответствовать требованиям настоящих правил. Пункт 9.6 правил предусматривает, что конструкция рабочего стула, должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статистического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

Как установлено в судебном заседании, стулья в компьютерном классе МОУ СОШ № 48 не соответствуют указанным требованиям. Данное обстоятельство, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось, что в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ освобождает от необходимости доказывания в дальнейшем данного обстоятельства истцом.

Не соответствие стульев в компьютерных классах санитарным правилам, подтверждается также заявкой директора МОУ СОШ № 48 г. Белгорода, на приобретение компьютерных стульев и постановлением о привлечении к административной ответственности. Из вышеуказанной заявки усматривается о необходимости приобретения в кабинеты информатики подъемно поворотных кресел с регулируемой спинкой в количестве 25 штук. Постановление о привлечении к административной ответственности не обжаловано.

Указанные санитарные правила, разработаны в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидимилогическом благополучии населения», который направлен на благополучие населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья, направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.

Не выполнение указанных требований, может по мнению суда, в дальнейшем негативно сказаться на здоровье несовершеннолетних, обучающихся в указанном образовательном учреждении, привести к неправильному формированию молодого организма, что противоречит положениям ст.ст. 3-6 Конвенции «О правах ребенка», предусматривающим во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают здоровое развитие ребенка.

Отсутствие финансирования, и размещение заявки о приобретении стульев, не предусмотрены действующим законодательством РФ в качестве оснований для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. Поскольку до настоящего времени компьютерный класс не оборудован стульями.

Ссылка представителя ответчиков о том, что администрация г. Белгорода и управление образования не являются надлежащими ответчиками - не убедительна.

В соответствии с пунктами 1.9-1.10 Устава - МОУ «СОШ № 48 г.Белгорода» является некоммерческой организацией, финансируется за счет средств бюджета города Белгорода и средств, полученных за счет внебюджетных источников в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Учредителем учреждения, является администрация г.Белгорода в лице управления образования. Согласно п.5.1 Устава имущество учреждения является муниципальной собственностью городского округа «Город Белгород» и находится в оперативном управлении Учреждения.

Сметой расходов МОУ СОШ № 48 на 2011 год, не предусмотрено финансирование данного учреждения по приобретению мебели.

Таким образом, субъектом ответственным за финансирование данного образовательного учреждения является администрация г. Белгорода.

В целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочий формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены в ст.ст. 14, 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Управление образования администрации г. Белгорода, согласно положению, утвержденному решением Совета депутатов города Белгорода от 18 июля 2006 года № 3241 (далее положение), является отраслевым (функциональным) органом администрации города Белгорода и входит в структуру департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города. Управление в пределах предоставленных полномочий и прав, обеспечивает проведение единой государственной политики на территории города Белгорода.

Основной задачей управления, является обеспечение условий для стабильного развития и функционирования системы образовательных учреждений города (пункт 2.4 положения).

Пунктами 4.4, 4.5 положения предусмотрено, что управление выступает в качестве муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В установленном порядке осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по подведомственным получателям.

Таким образом, управление образования администрации г. Белгорода является ответственным за приобретение мебели, в том числе для оборудования компьютерных классов стульями соответствующими санитарным требованиям.

При установлении указанных обстоятельств, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Иск прокурора г. Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода, управлению образования администрации г. Белгорода об обязывании обеспечить финансирование и приобрести стулья в МОУ СОШ № 48 – признать обоснованным.

Обязать администрацию г. Белгорода обеспечить финансирование на приобретение стульев, соответствующих требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, для компьютерных классов МОУ СОШ № 48 г. Белгорода.

Обязать Управление образования администрации г. Белгорода приобрести стулья, соответствующие требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, для компьютерных классов МОУ СОШ № 48 г. Белгорода.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение десяти дней с момента изготовления решения судом в окончательной форме лицами присутствовавшими в судебном заседании, и в тот же срок с момента получения копии решения суда сторонами не присутствовавшими в судебном заседании, с подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья