Решение по иску об обязании обеспечить финансирование



Дело № 2-2012/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе

председательствующего судьи Харебиной Г.А.

при секретаре Багировой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода, управлению образования администрации г.Белгорода с участием третьих лиц муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5 г.Белгорода» и муниципального учреждения «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» об обязании обеспечить финансирование приобретения и установки, произвести приобретение, обеспечить монтаж и установку внешнего ограждения,

у с т а н о в и л:

В ходе проведенной прокуратурой г.Белгорода в <…> года проверки соблюдения требований законодательства по реализации приоритетного национального проекта «Образование» установлено, что в нарушение Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области, утвержденных постановлением губернатора Белгородской области от 12.10.2009г. № 94, территория МОУ «Гимназия №5 г. Белгорода» недостаточно оборудована средствами технической укрепленности, в том числе, отсутствует внешнее ограждение, что не исключает нахождение на территории образовательного учреждения неустановленных лиц.

МОУ «Гимназия №5 г.Белгорода» осуществляет образовательный процесс начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Территория МОУ является объектом с массовым пребыванием несовершеннолетних граждан.

Дело инициировано иском прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации г. Белгорода установить ограждение вокруг МОУ «Гимназия №5 г.Белгорода».

При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено управление образования администрации г.Белгорода, окончательно заявлено об обязании администрации г.Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ «Гимназия №5 г.Белгорода» и обязании управления администрации г.Белгорода произвести закупку внешнего ограждения, обеспечить его надлежащий монтаж и установку вокруг МОУ «Гимназия №5 г.Белгорода».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Черникова А.Ю. заявленные требования поддержала.

Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились. Согласно представленным при подготовке дела к судебному разбирательству письменным возражениям ответчики возражают против удовлетворения иска, сославшись на компетенцию школы в вопросах установки ограждения, и что только на очередной 2012 финансовый год будет планироваться включение необходимых расходных обязательств на восстановление и устройство внешнего ограждения общеобразовательных учреждений г.Белгорода, в том числе, МОУ «Гимназия №5 г.Белгорода».

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

В целях предупреждения правонарушений в сфере сохранности имущества предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, 12.10.2009г. губернатором Белгородской области издано постановление №94 «Об утверждении Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области». Настоящие Правила устанавливают порядок и способы оснащения средствами механической защиты и охранной сигнализации объектов с целью противодействия преступным посягательствам на них; распространяются на все объекты предприятий, учреждений и организаций, расположенные на территории Белгородской области, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Согласно п.1 р.2 Правил внешнее ограждение устанавливается на объектах (определяется обследованием), требующих по условиям эксплуатации, техники безопасности и охраны ограждающих конструкций, внешнее ограждение по периметру территории объекта должно препятствовать проходу лиц (животных) и проезду транспорта на объект и с объекта, минуя контрольно-пропускной пункт, и выполнять функции антитеррористической защиты объекта. Ограждение периметра, отдельных участков территории подразделяется на основное, дополнительное и предупредительное.

В соответствии с п.п.2,3 р.2 Правил основное внешнее ограждение территории объектов должно быть прямолинейным, без лишних изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, без наружных выступов и впадин. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток.

Факт того, что территория МОУ «Гимназия №5 г.Белгорода» не имеет внешнего ограждения, не оспаривается ответчиками и подтверждается рапортом помощника и старшего помощника прокурора г.Белгорода от 25.05.2011г., ответом МУ УКС администрации г.Белгорода от 18.12.2009г. на имя начальника управления образования администрации г.Белгорода, информацией о наличии проектно – сметной документации и стоимости работ по устройству ограждения школ на 2010г., из которой следует о наличии проектно – сметной документации по устройству ограждения МОУ «Гимназия №5 г.Белгорода», сведениях о протяженности и стоимости ограждения.

В соответствии с п.3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. ст. 4, 9 ФЗ РФ от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Согласно ст. ст. 5, 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г. и подписанной от имени СССР 26.01.1990г., ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990г., во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. В частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Выявленное нарушение действующего законодательства является недопустимым и подлежит незамедлительному устранению, так как не обеспечивает надлежащую антитеррористическую и противодиверсионную устойчивость объекта и может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся общеобразовательного учреждения.

В силу ст. 22 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов издает указы (постановления) и распоряжения. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.

Отсутствие финансирования не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.

Правила обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области приняты в 2009 году, но по настоящее время органы местного самоуправления не обеспечили техническую укрепленность школы.

Администрация г.Белгорода и управление образования администрации г.Белгорода являются надлежащими ответчиками по делу.

В соответствии с п.п.1.9 – 1.11 Устава МОУ «Гимназия №5 г.Белгорода» является некоммерческой организацией, финансируется за счет средств бюджета города Белгорода, учредителем учреждения является администрация г.Белгорода в лице управления образования администрации г.Белгорода. Согласно п.п.5.1,5.2 Устава имущество учреждения является муниципальной собственностью городского округа «Город Белгород» и находится в оперативном управлении учреждения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены пп.1 п.1 ст.14, пп.1 п.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу п.п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с Положением «Об Управлении образования администрации города Белгорода», утвержденным решением Совета депутатов города Белгорода от 18.07.2006г. №324, последнее является отраслевым (функциональным) органом администрации г.Белгорода и входит в структуру департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города, управление в пределах предоставленных ему полномочий и прав обеспечивает проведение единой государственной образовательной политики на территории г.Белгорода, основной задачей управления является обеспечение условий для стабильного развития и функционирования системы образовательных учреждений города (пункт 2.4.).

Положениями п. п. 4.4., 4.5. предусмотрено, что управление выступает в качестве муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в установленном порядке осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по подведомственным получателям.

На основании вышеизложенного иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода, управлению образования администрации г.Белгорода с участием третьих лиц муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5 г.Белгорода» и муниципального учреждения «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» об обязании обеспечить финансирование приобретения и установки, произвести приобретение, обеспечить монтаж и установку внешнего ограждения признать обоснованным.

Обязать администрацию города Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5 г.Белгорода».

Обязать управление образования администрации города Белгорода произвести приобретение внешнего ограждения и обеспечить его надлежащий монтаж и установку вокруг муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №5 г.Белгорода».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья: