Решение по иску о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилом помещении



№ 2- 2586-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

Председательствующего судьи: Литвиновой А.М.

При секретаре: Саламатовой Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шашниной А.Д. к администрации г. Белгорода о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Шашнина А.Д., <дата> года рождения, <сведения о состоянии здоровья>, вдова умершего участника Великой Отечественной войны Ш.В.Г., имеющая права на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», проживая с сыном Ш.Г.В. и внуками Ш.А.Г., Ш.Ю.Г. в двухкомнатной квартире <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности, 28 декабря 2009 года обратилась в администрацию города Белгорода с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

На заявление Управлением социальной защиты населения администрации города Белгорода дан ответ от 02.02.2010 года об отсутствии оснований для улучшения ее жилищных условий, т.к. истица является единоличным собственником квартиры. Аналогичный по содержанию ответ на заявление по вопросу улучшения жилищных условий направлен Шашниной А.Д. 09.03.2010 года.

19 июля 2010 года Шашнина А.Д. вновь обратилась в администрацию города Белгорода по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 21 от 23 июля 2010 года) принято решение об отказе в удовлетворении просьбы Шашниной А.Д. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.

Дело инициировано исковым заявлением Шашниной А.Д., которая просит обязать администрацию города Белгорода принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (с учетом заявления об изменении исковых требований), ссылаясь на то, что не совершала преднамеренных действий, направленных на ухудшение жилищных условий, вселение и регистрация внуков носили вынужденный характер, в связи с необходимостью получения постороннего ухода в силу возраста и состояния здоровья.

В судебное заседание Шашнина А.Д. не явилась, её представитель Литовченко А.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Чуканова М.В. полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на положения ст. 53 ЖК РФ и факт регистрации истицей на собственной жилой площади внуков накануне обращения с заявлением по вопросу улучшения жилищных условий.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ (включающие в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей в повторный брак.

Шашнина А.Д. является супругой умершего участника ВОВ, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания, что подтверждается справкой об инвалидности, справкой военного комиссариата Западного округа г. Белгорода от 13.08.2004 года.

Согласно п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для членов семей погибших участников ВОВ исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, для получения мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем член семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой Отечественной войны, должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека.

Шашнина А.Д. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от <дата>, справкой БТИ г. Белгорода от 15.07.2010 года.

Как следует из выписки из домовой книги от 21.11.2009 года, справки о составе семьи, Шашнина А.Г. была зарегистрирована и проживала в этой квартире долгое время с сыном Ш.Г.В., являлась обеспеченной общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39.

С 20 ноября 2009 года Шашнина А.Д. прописала на свою жилую площадь внуков – Ш.А.Г. и Ш.Ю.Г., спустя немногим более месяца обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Фактическое проживание подтверждается актом проверки жилищных условий истицы от 26.11.2009 года.

В силу ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, с которым должны быть представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В заявлении о принятии на учет Шашнина А.Д. не указала мотивы вселения и регистрации на принадлежащей ей жилой площади внуков, не приложила к заявлению документы, подтверждающие ее нуждаемость в постоянном постороннем уходе.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Суд считает, что по представленным на рассмотрение жилищной комиссии заявлению и приложенным к нему документам формально решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 21 от 23.07.2010 года) об отказе в удовлетворении просьбы Шашниной А.Д. о постановке на жилищный учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, является правильным.

В поданном исковом заявлении истица ставит вопрос принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, раскрывая мотивы вселения и регистрации на принадлежащей ей жилой площади внуков - нуждаемость в постоянном постороннем уходе, который получает от них.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к убеждению, что истицей не совершались преднамеренные умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Из выписки из медицинской карты стационарного больного в отношении Шашниной А.Г. от 31.08.2005 года, выписного эпикриза из истории болезни Шашниной А.Д. в связи со стационарным лечением в Белгородском областном госпитале для ветеранов войн с 28.07.2010 года по 17.08.2010 года, медицинского заключения МУЗ «Городская поликлиника № 6» от 05.04.2011 года, свидетельских показаний в суде соседей А., Б., сына – Ш.Г.В., невестки Ш.А.А., внуков – Ш.А.Г. и Ш.Ю.Г., усматривается, что истица в силу преклонного возраста и состояния здоровья (наличия ряда тяжелых заболеваний) нуждается в постоянном постороннем уходе, включая обычный гигиенический уход, т.к. ограничена в передвижении и самообслуживании.

В судебном заседании нашли подтверждение доводы истца о том, что фактически внуки проживают в принадлежащим ей на праве собственности жилом помещении и осуществляют уход за ней, в котором она нуждается, с 2005 года. О данных обстоятельствах свидетельствуют показания А., Ш.А.А., Б., Ш.Ю.Г., Ш.Г.В., Ш.А.Г.

Нуждаемость в постороннем уходе с 2005 года подтверждается и выпиской из медицинской карты Шашниной А.Д., согласно которой истица находилась на лечении с диагнозом <…> с 29.07.2005 года по 31.08.2005 года.

Стороной ответчика не приведено убедительных доводов, подтверждающих наличие умысла в действиях истицы, такой вывод носит предположительный характер и опровергается представленными доказательствами в их совокупности. Регистрация внуков Ш.Ю.Г., Ш.А.Г. 20.11.2009 года (после более 4-х лет фактического проживания в жилом помещении истицы) носила уведомительный характер органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком.

Ш.Ю.Г. является инвалидом с детства третьей группы, инвалидность установлена бессрочно. Ш.А.Г. работает в ГУП Белгородской области «…» с 15.02.2009 года, ежемесячная заработная плата составляет <…> руб. Данные обстоятельства позволяют младшему внуку осуществлять фактический ежедневный уход за истицей, а старшему материально обеспечивать членов семьи, и осуществлять непосредственный уход в свободное от работы время.

Сын истицы – Ш.Г.В. не работает, фактически в жилом помещении постоянно не проживает, уход за матерью не осуществляет. Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей – соседей истицы А., Б., бывшей невесткой Ш.А.А., внуками, проживающими совместно с истицей, и не отрицалось самим Ш.Г.В.

При рассмотрении спора установлено, что до регистрации в жилом помещении истицы Ш.Ю.Г. и Ш.А.Г. были зарегистрированы в квартире своей матери Ш.А.А. по <адрес>. С 2005 года фактически там не проживают.

Из показаний свидетелей следует, что Ш.А.Г. с 2006 по 2007 г.г., находясь в браке, не проживал с истицей, однако осуществлял уход за ней, помогая материально. В настоящее время брак с супругой распался, Ш.А.Г. подано заявление о его расторжении.

Иного жилого помещения в собственности у истицы, ее сына, внуков нет.

Суд приходит выводу о том, что Шашнина А.Д. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Иск Шашниной А.Д. к администрации г. Белгорода о возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилом помещении, признать обоснованным.

Обязать администрацию города Белгорода принять Шашнину А.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по льготе вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья -