Гражданское дело № 2-2673-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 августа 2011 года г. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: председательствующего судьи Сытник А.П. при секретаре Воскобойниковой О.П., рассмотрев гражданское дело по иску Алексанян В.Р., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Форовой В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Белгороде об увеличении ежемесячных денежных выплат, у с т а н о в и л : Алексанян В.Р. – вдова, Форова В.А. - <…> года рождения - дочь Ф., погибшего 08.05.1996 г. при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики. Алексанян В.Р. установлена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) с 01.01.2005 г., Форовой В.А. – с 16 марта 2011 г. в размерах, установленных ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ. Дело инициировано иском Алексанян В.Р., которая, уточнив первоначально заявленные требования через своего представителя, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» она и дочь приравнены в предоставлении мер социальной поддержки как члены семьи погибшего военнослужащего к участникам Великой Отечественной войны, а также на определение Конституционного Суда «По жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны» от 04.04.2007 г., просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Белгороде установить ей с 01 августа 2008 г., дочери – с 16 марта 2011 г. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 23.1 «О ветеранах», а также взыскать в ее пользу с ответчика убытки в связи с недополучением сумм ежемесячной выплаты в размере <…> руб. В судебное заседание заявительница не явилась, ее представитель – Скоромный А.И. (по доверенности) уточненные требования поддержал. Представитель ответчика Кочуева И.Н. (по доверенности) иск не признала, пояснила, что заявительнице и ее дочери правомерно установлено ЕДВ в размере, установленном ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. Оснований для назначения ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, не имеется, так как Ф. погиб после 16.01.1995 г. – даты вступления в силу Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах». Также указала на то, что по спорам, связанным с исполнением обязательств, финансируемых за счет средств федерального бюджета, территориальные органы ПФР выступают как получатели средств федерального бюджета, в связи с чем надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация и соответствующий долг должен взыскиваться с Российской Федерации. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования заявительницы обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно извещению военного комиссариата Прохоровского района Белгородской области Ф. пропал без вести 14.12.1995 г. при исполнении служебных обязанностей, факт смерти 08.05.1996 г. подтверждено копией свидетельства о смерти I-ЛЕ № <…>, выданного <…> г. администрацией Кривошеевского сельского округа Прохоровского района Белгородской области, родственные отношения подтверждены копиями свидетельства о рождении Форовой В.А. I-ЛЕ № <…> от <…> г., свидетельства о браке I-СН № <…> от <…> г. Заявительница и ее дочь имеют право на льготы по ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждено копией удостоверения серия ЖР № <…> от <…> г. Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые заявительница ссылается как на основания своих требований. В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. Согласно пункту 1 ст. 21 этого же Закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Таким образом, п. 2 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки супруге и детям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 Федерального закона. Юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", является гибель военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы. Факт гибели Ф. при выполнении им боевой задачи в период прохождения военной службы ответчиком не оспаривался, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у заявительницы и ее дочери права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ "О ветеранах". То обстоятельство, что Ф. погиб после 16.01.1995 г. – даты вступления в силу Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах», не может влиять на их право как супруги и дочери погибшего на получение мер социальной поддержки, установленных этим законом. Заявительница просит установить ей ЕДВ в размерах, установленных для участников Великой Отечественной войны, с 01 августа 2008 г., за три года, предшествующих обращению в суд, дочери - с даты назначения ЕДВ, с 16 марта 2011 года, что не противоречит действующему законодательству. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 4 апреля 2007 г. № 331-О-П «По жалобе гражданки Уваровой Веры Николаевны на нарушение ее конституционных прав ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", п.19 ст. 44 и п. 5 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определил, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не допускают в рамках длящихся правоотношений установление членам семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, ранее выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Доводы представителя ответчика о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация и соответствующий долг должен взыскиваться с Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, так как согласно ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Также согласно п.п. 2.1, 8, 15 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2004 г. № 294, решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. В связи с несвоевременным перерасчетом заявительница за период с 01.08.2008 г. по 31.07.2011 г. понесла убытки, которые подтверждены расчетами, основанными на статистических данных об индексе потребительских цен и не оспоренными ответчиком. Размер убытков составил <…> руб., данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу заявительницы на основании ст. 1064 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Алексанян В.Р., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Форовой В.А. признать обоснованными. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде установить Алексанян В.Р. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 23.1 «О ветеранах» - с 01 августа 2008 года, Форовой В.А. – с 16 марта 2011 года. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белгороде выплатить Алексанян В.Р. убытки в размере <…> руб. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Белгороде государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <…> руб. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после изготовления его в полном объеме в пятидневный срок путем подачи кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья :