Гр. дело № 2- 2615- 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 августа 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н., при секретаре Древаль А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Янковской З.С. к администрации г. Белгорода, МКУ «Городской жилищный фонд», с участием третьих лиц Вашева И.В., Суховой О.В., о сохранении квартиры в реконструированном и перепланированном состоянии, у с т а н о в и л: По ордеру на жилое помещение № <…> от 24 июля 1997 года, выданному на основании постановления Комитета по управлению Восточным округом города Белгорода от 24.07.1997 года № <…>, Янковской З.С. на состав семьи 4 человека в дополнение к занимаемой трехкомнатной квартире № 1, жилой площадью 34, 6 кв.м., предоставлена освободившаяся трехкомнатная квартира № 2, жилой площадью 34, 6 кв.м. в четырехквартирном жилом доме <адрес>. Эти две квартиры в результате перепланировки были объединены в одну квартиру № 1, к которой Янковская З.С. и члены ее семьи самовольно пристроили помещения жилого и вспомогательного назначения. Общая площадь самовольного строительства составила 124, 3 кв.м., после чего площадь занимаемой Янковской З.С. по договору социального найма квартиры стала составлять 224, 6 кв.м.. В квартире также выполнена внутренняя самовольная перепланировка с целью увеличения площади жилой комнаты и кухни. Кроме Янковской З.С. в подвергнутой самовольной реконструкции и перепланировке квартире проживают и зарегистрированы ее взрослые дети - Суханова О.В. и Вашев И.В.. Осенью 2010 года Янковская З.С. обратилась в администрацию города Белгорода по вопросу выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию квартиры после ее самовольной реконструкции. Письмом от 19.11.2010 года Департамент строительства и архитектуры указал на не исполнение заявительницей обязанности по предоставлению документов, предусмотренных ст. 55 Градостроительного кодекса РФ и отказал в выдаче разрешения. После этого Янковская З.С. обратилась в администрацию города Белгорода с заявлением о приватизации квартиры, в чем ей также отказано и предложено ввести самовольные пристройки в эксплуатацию либо привести помещения квартиры в первоначальное состояние. Дело инициировано исковым заявлением Янковской З.С., которая просит сохранить квартиру № 1 по <адрес> в перепланированном, реконструированном состоянии (с учетом заявления от 15.08.2011 года об изменении исковых требований). В обоснование данных требований указала на то, что реконструкция и перепланировка квартиры осуществлена в период с 1997 года по 2003 год с целью повышения благоустройства жилого помещения, за личные средства. На самовольные пристройки и перепланировку ею получены положительные заключения управления архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области», представительства по Белгородской области ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России. В судебном заседании Янковская З.С. и ее представитель - адвокат Андриященко Е.Н. исковые требования поддержали. Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Сухова О.В. и Вашев И.В., каждый из них в отдельности, е возражали по поводу удовлетворения исковых требований. Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Кан В.Ю. считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Из технического паспорта жилого помещения - квартиры № 1 <адрес> (инвентарный номер <…>, кадастровый номер <…>) составленного БТИ г. Белгорода по состоянию на 13.05.2010 года, усматривается, что к квартире самовольно возведены пристройки: - под лит. А1, состоящая из жилой комнаты (№ 12 по плану) площадью 5 кв.м., кухни (№ 13 по плану) площадью 15, 6 кв.м., жилой комнаты (№ 14 по плану) площадью 11, 4 кв.м., санузла (№ 6 по плану) площадью 2, 9 кв.м., коридора (№ 7 по плану) площадью 2, 3 кв.м.; - под лит. А2, состоящая из коридора (№ 15 по плану) площадью 3, 6 кв.м., подсобного помещения (№ 16 по плану) площадью 3, 4 кв.м., жилой комнаты (№ 17 по плану) площадью 9, 2 кв.м.; - под лит. а5 - коридор (№ 26 по плану) площадью 7, 5 кв.м.; - под лит. а9, состоящая из двух коридоров (№ 1 и № 2 по плану) площадью 13, 5 кв.м. и 5, 4 кв.м.; - под лит. а10, состоящая из коридора (№ 11 по плану) площадью 4, 3 кв.м., коридора (№ 10 по плану) площадью 6, 1 кв.м., коридора (№ 9 по плану) площадью 11, 2 кв.м., коридора № 8 по плану) площадью 8, 5 кв.м., коридора (№ 5 по плану) площадью 14, 4 кв.м.. Итого общая площадь самовольного строительства составила 124, 3 кв.м., после чего площадь занимаемой Янковской З.С. по договору социального найма квартиры стала составлять 224, 6 кв.м.. В квартире также выполнена внутренняя самовольная перепланировка, в результате которой демонтирована перегородка между жилыми комнатами с целью увеличения площади жилой комнаты и демонтирована перегородка между коридором и кухней с целью увеличения площади кухни. В связи с осуществлением строительства пристроек имело место реконструкция- изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Реконструкция не должна нарушать установленные технические и санитарно-гигиенические требования, а также нормативы по эксплуатации жилищного фонда. Если реконструкция жилого помещения связана с присоединением к нему части общего имущества в многоквартирном доме, то на такую реконструкцию должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ). В связи демонтажем перегородок в квартире, приведшим к увеличению площадей жилой комнаты, кухни, имело место перепланировка. Согласно ст.ст. 25, 26 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее изменения в технический паспорт жилого помещения и проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. В соответствии со ст. 29 ЖК РФ перепланировка жилого помещения, проведенная без соблюдения требований ст. 26 ЖК РФ, или с нарушением проекта перепланировки, является самовольной. В данном случае жилое помещение может быть на основании решения суда сохранено в перепланированном виде, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Достаточных и убедительных доказательств, тому, что осуществленной реконструкцией и перепланировкой не нарушаются права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, собственников земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, владельцев соседних сооружений и земельных участков, граждан либо не создана угроза их жизни или здоровью, суду не представлено. Так, согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по земельному участку и объекту строительства Управления архитектуры и градостроительства администрации города Белгорода от 01.07.2011 года № <…> занятый самовольным строительством земельный участок по ул. <адрес> расположен в зоне предприятий V класса вредности. Использование этого земельного участка для жилищного строительства (эксплуатации жилого дома) не включено в разрешенные градостроительные регламенты зоны П-3 (зоны предприятий V класса вредности). Т.е. действующий градостроительный регламент не разрешает осуществлять жилищное строительство на земельном участке по <адрес>. Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ). Номами федерального закона, а именно ст. 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым -соблюдать при использовании земельных участков требования -не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение -выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, Пунктами 25, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131- Ф3 к вопросам ведения местного значения городского округа отнесены: утверждение правил землепользования и застройки; осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа и организация благоустройства территории городского округа. В соответствии с ч. 3 ст.7 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Таким образом, право устанавливать ограничения использования земельных участков на территории муниципального образования, отнесено в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления, а собственники (иные владельцы) земельных участков обязаны пользоваться земельными участками в соответствии с ограничениями, установленными органами местного самоуправления. Статьей 11 главы 2 части 2 Правил землепользования и застройки в городе Белгороде, утвержденных решением Совета депутатов города Белгорода от 27 февраля 2007 г. № 429 установлен «Градостроительный регламент разрешенных основных и вспомогательных видов деятельности и использования земельных участков». Указанный регламент изображен в табличной форме, где указываются зоны и разрешенные основные и вспомогательные виды деятельности и использования земельных участков. Согласно ст. 2 главы 1 указанных Правил, производственная зона П-3 предназначена для размещения промышленных предприятий, коммунально-складских и обслуживающих предприятий транспорта и инженерной инфраструктуры. В производственных зонах могут находиться учреждения социального и культурно-бытового обслуживания. В производственные зоны также включены территории объединений гаражей - боксового типа. Основными целями ранее действовавших Правил застройки в г. Белгороде, утвержденными решением Белгородского городского Совета депутатов от 30.12.1997 года № 137, также являлись обеспечение упорядоченной и выразительной застройки и эффективного землепользования в пределах городской черты; предотвращение нецелевого использования земель либо землепользования, осуществляемого с нарушением действующего законодательства. Многоквартирный жилой дом <адрес> построен в 1958 году. Со слов истицы и третьих лиц самовольное строительство велось с 1997 года. Доказательств тому, что самовольное строительство осуществлено с соблюдением разрешенного землепользования, суду не представлено. Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по земельному участку и объекту строительства Управления архитектуры и градостроительства администрации города Белгорода от 01.07.2011 года № <…> также следует, что жилой дом <адрес> расположен на расстоянии менее 3-х метров от границы соседнего участка, что противоречит градостроительным нормам и правилам (СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»). Истица Янковская З.С. в судебном заседании подтвердила, что после реконструкции расстояние от дома <адрес> до соседнего дома <адрес 2> стало составлять около 3-х метров. Доказательств соблюдения при осуществлении самовольного строительства прав и законных интересов собственников, нанимателей жилых помещений в соседнем доме, суду не представлено. Согласно заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» от 06.06.2011 года № <…> самовольно возведенная пристройка под лит а9 лишает естественного освещения жилые комнаты (№ 23 и № 24 по плану технического паспорта), что противоречит требованиям п. 5.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» также отмечает, что дом <адрес> расположен в пределах санитарно-защитной зоны ОАО <…>, что противоречит требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». В своем письме от 28.04.2011 года № <…> Центральный филиал Госэкспертизы проектов Представительство по Белгородской области МЧС России согласовал размещение самовольно увеличенной в размерах квартиры согласно представленному техническому паспорту БТИ от 13.05.2010 года, что не дает однозначного ответа о соблюдении противопожарных норм и правил, т.к. в Центральный филиал Госэкспертизы проектов Представительство по Белгородской области МЧС России не предоставлялись сведения о расположении жилого дома после его реконструкции относительно других зданий и сооружений. Земельный участок, занятый самовольными пристройками под литерами А1, А2, а5, а9, а10, предназначен для обеспечения благоустройства существующего жилого дома и является частью земельного участка, который должен быть включен в состав общего имущественного комплекса. Из положений ч. 2 ст. 40 ЖК РФ следует, что если реконструкция помещений невозможна без присоединения к ней части общего имущества в многоквартирном доме, на такую реконструкцию должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. В силу ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме. Принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, принимаются не менее двух третей голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> по вопросу реконструкции дома не проводилось. Собственником квартир № 1 и № 4 в этом доме является муниципальное образование - городской округ «Город Белгород», собственниками квартиры № 3 являются Л. Н.П., Л.О.Н. и Л.Н.Т., что следует из объяснений истицы и третьих лиц, подтверждается выпиской из реестра муниципального жилищного фонда, выпиской из ЕГРП от 07.04.2011 года, уведомлением Управления Росреестра по Белгородской области от 07.04.2011 года. Л. 28.04.2011 года дали письменные согласия о сохранении квартиры № 1 в реконструированном состоянии, но собственник остальных помещений - администрация города Белгорода такого согласия не давала и возражает относительно удовлетворения заявленных требований. Со встречными требованиями о признании права собственности на квартиру № 1 в доме <адрес> по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 222 ГК РФ администрация города Белгорода не обращалась. Суду не представлено доказательств тому, что Янковская З.С. и (или) члены ее семьи предпринимали надлежащие меры к легализации самовольных пристроек, в частности к получению разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию. Истица не обращалась за получением разрешения на строительство (реконструкцию), а для получения акта ввода квартиры в эксплуатацию после реконструкции представила только технический паспорт квартиры, в связи с чем, Департамент строительства и архитектуры администрации г. Белгорода письмом от 19.11.2010 года обоснованно отказал Янковской З.С. в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию квартиры после реконструкции. С документами, предусмотренными ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, истица за получением разрешения не обращалась. При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд- р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Янковской З.С. к администрации г. Белгорода, МКУ «Городской жилищный фонд», о сохранении квартиры <адрес> в реконструированном и перепланированном состоянии, отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья
назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и
разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред
окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-
гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
плодородия почв на землях соответствующих категорий;
федеральными законами».