№2-2658-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 сентября 2011 года г. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: Председательствующего судьи: Литвиновой А.М. При секретаре: Денисенко О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белгорода в интересах Проскуриной Я.Г. к администрации г. Белгорода о признании права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, с участием третьего лица МБУ «Центра социальной помощи семье и детям У С Т А Н О В И Л: Проскурина Я.Г. родилась <…> года. Ее родителями являются П. Г.Н., П.Т.В. Родители Проскуриной Я.Г. лишены родительских прав в отношении дочери решением Свердловского районного суда г. Белгорода от <…> года, вступившим в законную силу <…> года. Постановлением председателя комитета по управлению Восточным округом № <…> от <…> года Проскурина Я.Г. определена в школу-интернат как оставшаяся без попечения родителей. Приказом по Белгородскому детскому дому от <…> года зачислена в число воспитанников. За истицей сохранено право пользования и проживания трехкомнатной квартирой <адрес>, общей площадью <…> кв.м, в том числе жилой <…> кв.м. В 2008 году Проскурина Я.Г. поступила в Белгородский государственный институт культуры и искусства по специальности социально-культурная деятельность и в настоящее время обучается на третьем курсе по очной форме на бюджетной основе. До настоящего времени истица зарегистрирована по адресу <…>, однако фактически проживать там не имеет возможности. Проскурина Я.Г. 30.03.2011 года обратилась в администрацию г. Белгорода с заявлением о постановке ее в очереди на обеспечение жилой площадью с учетом льготы сирота. Однако заседанием комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке их в качестве нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода от 15.04.2011 года вопрос о постановке на учет отправлен на доработку, ответом от 22.04.2011 года ей отказано в постановке на учет в связи с наличием закрепленного жилого помещения. Дело инициировано иском прокурора г. Белгорода в интересах Проскуриной Я.Г., который, считая незаконными действия администрации г. Белгорода в лице Управления социальной защиты населения по отказу в постановке на жилищный учет с учетом льготы сирота, просят суд обязать ответчика признать право на получение жилья истицей путем включения ее составом семьи один человек в список граждан на получение во внеочередном порядке жилого помещения. В судебном заседании помощник прокурора, истица заявленные требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на наличие закрепленного жилого помещения. Просит в иске отказать. Представитель МБУ «Центра социальной помощи семье и детям» полагает требования обоснованными. Выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статья 57 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Порядок реализации вышеуказанной гарантии регламентирован ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», согласно которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Во исполнение гарантий, предоставленных лицам данной категории государством, 25января2007года вступил в силу Закон Белгородской области N93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в Белгородской области, который регулирует отношения, связанные с организацией предоставления и предоставлением детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений. Согласно Положениям названного Закона дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются им однократно вне очереди по договорам социального найма по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, семейных детских домах, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ст.2). Принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на учет для получения ими жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления по достижении ими возраста 14 лет и до 18 лет, а лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - с момента возникновения оснований и до 23 лет (ст.3). Исходя из положений вышеуказанных норм права, Проскурина Я.Г., в связи с закреплением за ней жилой площади, лишена возможности на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 12 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В соответствие со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Из принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ следует, что процедуры исполнения требований ФЗ РФ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных и иных интересов. Государственные органы должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление. Непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, может расцениваться, как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности, закрепленной в ст. 45 Конституции РФ. В соответствии с п. 17 Постановления правительства Белгородской области от 30.08.2010 N 283-пп (ред. от 16.05.2011) "О закреплении жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей" (вместе с "Порядком закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей") к моменту возвращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), имевших закрепленные жилые помещения, из образовательных учреждений или учреждений социального обслуживания населения, а также учреждений всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, по истечении срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, закрепленные жилые помещения должны быть пригодными для проживания и соответствовать санитарным и техническим требованиям. Закрепленное за истицей жилое помещение лишает ее возможности в полной мере пользоваться им, так как в нем зарегистрированы семь, фактически проживают пять человек: П.Н.А. (дед), П.В.И. (бабушка), С.И.Н. (тетя), С.Р.В. (муж тети), С. (двоюродный брат). При этом проживающие в жилом помещении родственные отношения с Проскуриной Я.Г. не поддерживают, возражают против ее фактического вселения в жилое помещение (л.д. 43). Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в г. Белгороде в размере 18 квадратных метров общей площади жилья на одного человека (Решение Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 N 132 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде"). Таким образом, закрепленное жилое помещение не соответствует социальным нормам, установленным в г. Белгороде. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования жилищно-бытовых условий по адресу <…> от 25.06.2008 года, выписками из лицевого счета, домовой книги и справками о составе семьи. Иного жилого помещения в собственности Проскурина Я.Г. не имеет, что подтверждается сведениями БТИ г. Белгорода, Управления Росреестра по Белгородской области Отдел опеки и попечительства охраны прав детей МУ «Центр социальной помощи семье и детям» администрации г. Белгорода неоднократно (28.12.2010 года, 07.04.2011 года) обращались с ходатайством в Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода. При этом самостоятельно отдел опеки и попечительства и охраны прав детей установить несоответствие жилого помещения требованиям, установленным федеральным законодательством и законодательством Белгородской области, возможности не имеет по причине не утверждения до настоящего времени состава уполномоченной комиссии. Данное обстоятельство не может являться препятствием для восстановления нарушенного права Проскуриной Я.Г. Суд приходит к выводу, что отказ в постановке истицы на жилищный учет необоснован, противоречат действующему законодательству. В связи с чем, она составом семьи один человек подлежит включению в список граждан на получение жилья во внеочередном порядке по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г. Белгорода в интересах Проскуриной Я.Г. к администрации г. Белгорода о признании права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке признать обоснованными. Обязать администрацию г. Белгорода включить Проскурину Я.Г. в список граждан на получение жилья во внеочередном порядке по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ составом семьи один человек. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья -