Решение по иску о признании права собственности



2-2974-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Безух А.Н.

при секретаре Дедовой О.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бриных А.Н. к администрации г. Белгорода о признании права собственности на гараж с погребом,

УСТАНОВИЛ:

<…> в 1975 году разрешено строительство гаража размером <…> метров.

Фактически площадь гаража по наружному обмеру составила <…> кв.м., площадь по внутреннему обмеру <…> кв.м., самовольно выстроен погреб.

Строительство гаража окончено в 1976 году, в период зарегистрированного брака с истицей.

06 июля 2005 года <…> умер.

Наследниками первой очереди после смерти <…> являются пережившая супруга Бриных А.Н. и внук по праву представления <…>, который отказался от принятия наследства после смерти деда.

Право собственности на гараж, в установленном законом порядке не зарегистрировано.

Дело инициировано иском Бриных А.Н. Просит признать право собственности на гараж с погребом в порядке наследования после смерти мужа. В обоснование привела доводы о том, что вступила в наследство на часть имущества после смерти супруга, является членом ГСК, на территории которого расположен кооператив, предоставление в аренду земельного участка кооперативу и отсутствие нарушений прав и законных интересов третьих лиц размещением гаража.

Представитель ответчика, администрации г. Белгорода Безуглова О.И. не имея полномочий на признание иска возражала против удовлетворения требований. В обоснование сослалась на отсутствие права собственности на земельный участок под гаражом, а также на то, что самовольная постройка не может являться объектом наследования.

Третье лицо ГСК «Железнякова-Ближнее» не выразил отношения к существу заявленных требований.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает требования истца законными обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заявителем представлены убедительные доказательства использования земельного участка под гаражом на законных основаниях, вступление в наследство на часть имущества после смерти супруга, отсутствие нарушений прав и законных интересов третьих лиц размещением гаража.

Факт нахождения земельного участка площадью <…> кв.м. под спорным гаражом в пользовании умершего <…> и его супруги Бриных А.Н. подтверждается протоколом заседания исполкома Белгородского Совета депутатов трудящихся от 25 июля 1975 года № 14, которым разрешено строительство гаража.

В данном протоколе имеется описка в части места строительства гаража по ул. <…>. Фактически <…> предоставлен земельный участок по ул. <…>, что подтверждается оценочным актом и инвентаризацией гаража по состоянию на 27 февраля 1977 года.

По наружному обмеру площадь гаража на <…> кв.м. превышает площадь отведенного земельного участка. Предоставление земельного участка умершему, и строительство гаража произошло в период брака с истицей.

Суд считает установленным, что после смерти Бриных Е.В., в силу положений ст. 1112 ГК РФ открылось право, в том числе на узаконивание и признание права собственности на ? долю самовольно увеличенного в размерах гаража. Право на узаконивание ? доли гаража принадлежит в силу положений ст.ст. 256, 1150 ГК РФ истице, как пережившей супруге.

Из наследственного дела после смерти Бриных Е.В. усматривается, что единственным наследником принявшим наследство является истица. Наследник по праву представления отказался от принятия наследства.

Спорный гараж, является частично самовольной постройкой. Различие в разности площадей, по мнению суда, является не существенной, не может служить препятствием для узаконивания, увеличенного в размерах гаража построенного в 1976 году и существующего в неизменном виде с момента строительства. Ответчик требований о сносе, о признании права собственности не заявляет.

Построенный гараж, в настоящее время находится на территории образованного ГСК «Железнякова-Ближнее», членом которого при жизни являлся <…>, после его смерти истица.

На основании договора аренды земельного участка от 04 августа 2008 года, распоряжения администрации г. Белгорода от 19 апреля 2011 года, дополнительного соглашения к договору аренды, земельный участок предоставлен кооперативу в аренду сроком до 17 февраля 2012 года.

Суд считает установленным, что истица при условии выделения участка под строительство гаража супругу, членства в ГСК, которому предоставлен в аренду участок, пользуется земельным участком под гаражом на законных основаниях.

Свидетельствами о праве на наследство по закону, на имя Бриных А.Н., подтверждается факт вступления в наследство на часть имущества принадлежавшего супругу.

Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, строительство гаража не нарушает градостроительные регламенты, установленные для зоны автомобильного транспорта и улично-дорожной сети, в которой расположен гараж. Градостроительные нормы и правила при размещении постройки не нарушены. Гараж расположен в массиве существующих гаражей. Расположение гаража согласовано с ФГУ «Госэкспертизы в области ГОЧС и пожарной безопасности», не противоречит требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Суд приходит к выводу, что сохранением самовольно увеличенного в размерах гаража не нарушаются права и законные интересы третьих лиц.

Представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнений и полностью подтверждают доводы истца в обоснование заявленных требований.

Довод представителя ответчика об отсутствии права собственности на земельный участок под гаражом не убедителен.

Возможность признания права собственности на самовольную постройку исключительно за собственником земельного участка противоречит условиям отчуждения земельных участков при приватизации муниципального имущества, установленных в п. 3 ст. 28 ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно указанной норме, собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у муниципального образования указанные земельные участки. Кроме того, в силу положений ст. 36 ЗК РФ право на приобретение в собственность земельного участка имеет только собственник объекта недвижимости.

По смыслу данных норм, земельный участок не может быть приватизирован (получен в собственность), до признания права собственности на самовольную постройку.

Таким образом, при толковании ст. 222 ГК РФ в том смысле, в котором предлагает представитель ответчика, самовольная постройка не может быть узаконена без права собственности на землю, а земля не может быть предоставлена в собственность без узаконивания самовольной постройки.

Предоставление земельного участка для строительства гаража индивидуальным застройщикам, а в последствии предоставление земельных участков в аренду кооперативу, не исключает признания права на самовольную постройку за наследником, поскольку нормы ЗК РФ позволяют предоставлять землю в аренду под строительство объектов недвижимости. Право на обращение в суд наследников, с требованием о признании права собственности на самовольную постройку, согласовывается с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Исходя из смысла положений ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку, может быть признано судом, за лицом, которому предоставлен земельный участок, при условии, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц, не создаёт угрозы жизни и здоровью граждан.

При установлении указанных обстоятельств, ввиду фактического принятия части наследства, в силу положений ст. 1152 ГК РФ, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении требований.

При рассмотрении данного спора, необходимо учесть принцип правовой определенности который предполагает стабильность правового регулирования и существующих правоотношений, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально-признанного статуса и приобретенных прав.

Наследодатель с супругой пользовались гаражом с 1976 года. Претензий с указанного времени, как собственник земельного участка, так и третьи лица не заявляли.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Бриных А.Н. к администрации г. Белгорода о признании права собственности на гараж с погребом – признать обоснованным.

Признать за Бриных А.Н. право собственности на гараж под литером Б площадью по наружному обмеру <…> кв.м., площадью по внутреннему обмеру <…> кв.м., с погребом под литером Г площадью <…> кв.м., расположенный (адрес), кадастровый номер: <…>, согласно технического паспорта по состоянию на 02 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода

Судья