Дело №2-2983/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 сентября 2011 года. г. Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: Председательствующего судьи Птахиной З.П. При секретаре Черниковой Е.Г. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреева А.П. к администрации г. Белгорода и Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании права на получение жилого помещения без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту службы, у с т а н о в и л : Киреев А.П. проходил военную службу в войсковой части <…>. Приказом <…> Киреев А.П. уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). Во время службы Кирееву А.П. в марте 1991 года на 4-х членов семьи была предоставлена трехкомнатная квартира, площадью <…> кв.м., по адресу: <…>. Решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода Киреев А.П. был поставлен на учет на получение жилья по списку уволенных военнослужащих составом семьи из 4-х человек (он, жена, дочь, внук) с 24.11.1994 года. Решением общественной комиссии при администрации г. Белгорода по учету военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий от 30.09.2004 года (протокол № <…>) постановлено считать состав семьи Киреев А.П. по списку квартирной очередности 4 человека. После увольнения в июле 1996 года Киреев А.П. выписался из квартиры <…> и убыл на постоянное место жительства в Белгородскую область <…>, где в августе 1996 года зарегистрировался у родственника. Впоследствии его жена и дочь отказались от получения жилья по месту его жительства. В июле 2011 года Кирееву А.П. из Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода сообщили, что необходимо представить документы для разрешения жилищной проблемы. С учетом того, что жена и дочь отказались переезжать на постоянное место жительства в Белгородскую область, о чем написали заявления, Киреев А.П. сообщил, чтобы документы готовили на одного человека. Однако Кирееву А.П. было отказано со ссылкой на то, что при получении жилищного сертификата или жилого помещения необходимо представить в обязательном порядке справку о сдаче жилья по последнему месту службы. Дело инициировано иском Киреев А.П. Он просит признать его право на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы, без предоставления справки о сдаче жилья квартирно-эксплуатационным органам по последнему месту военной службы на состав семьи один человек. Истец Киреев А.П. и представитель истца Киреева А.П. - Пипченко Л.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика - администрации г. Белгорода Медведева А.О. исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения. Представитель ответчика - Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования Киреева А.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что в период прохождения службы в Республике Украина Кирееву А.П. было предоставлено жилое помещение в <…>, в котором он проживал до момента выезда в 1996 году после увольнения с военной службы. Права на указанное жилое помещение в 2002 году были переведены на его дочь, которая до настоящего времени работает в воинской части <…> и приняла украинское гражданство. В 2011 году от истца Киреева А.П. в Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода поступило заявление о том, что его семейное положение изменилось, жена и дочь отказались от переезда в г. Белгород и приняли гражданство Украины, поэтому его состав семьи один человек. В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза СССР. Утверждение представителя ответчика о необходимости сдачи жилья квартирно-экслуатационным органам на Украине основано на неправильном толковании норм материального права. Соглашение между государствами - участниками СНГ от 14.02.1992 года, являющееся актом международного права, не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходили службу. Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие Российской Федерации. Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их При этом в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место службы. Согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся, исключительно на территории Российской Федерации, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают На основании изложенного следует вывод о том, что порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которого расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья. Названные обстоятельства нашли свое подтверждение лишь в ст. 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28.03.1997 года, согласно которому государство - участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, переезжающие на постоянное жительство на территорию другого государства - участника, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства -участника при условии сдачи занимаемого этими гражданами жилого помещения по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись. Согласно статусу указанного документа, он вступил в силу для государств: С учетом изложенного суд считает необоснованными доводы представителя ответчика о необходимости сдачи истцом жилья, полученного им в период службы на Украине, поскольку отсутствуют какие-либо претензии украинской стороны на это жилье на территории <…>. По смыслу п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 года принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка не может быть представлена по не зависящим от них причинам. На невозможность предоставления указанной справки по не зависящим от Киреева А.П. причинам ссылались в судебном заседании и истец, и его представитель. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Киреева А.П. подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Иск Киреева А.П. к администрации г. Белгорода и Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании права на получение жилого помещения без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту службы признать обоснованным. Признать право Киреева А.. на получение жилого помещения как гражданина, уволенного с военной службы, в отсутствие справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, на состав семьи один человек. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья –
нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной
службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.
от 15.02.2000 года №80, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых
помещений военнослужащие представляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ
района.
под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.
Белоруссии, Таджикистана, Армении, Киргизии в 2001 году. Республикой Украина не
подписан.