Дело №2-2023/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 октября 2011 года. г. Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи: Птахиной З.П. при секретаре: Черниковой Е.Г. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанчук М.Н. к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и Министерству регионального развития РФ о признании п. 4 распоряжения администрации г. Белгорода №1159 от 02 апреля 2009 года незаконным и признании права на получение жилого помещения, у с т а н о в и л : Степанчук Н.И., отец истицы, составом семьи 4 человека, включая и истицу, согласно протоколу заседания комиссии по жилищным вопросам № <…> от 25.06.2001 года был поставлен на учет по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, очередность № <…>. В связи со смертью Степанчук Н.И. как член его семьи Степанчук М.Н. была поставлена на квартирный учет вместо него, очередность № <…>. Распоряжением администрации города Белгорода от 02.04.2009 года № 1159 (п. 4) истица была снята с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с п/п «е» п. 2 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, и ч. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» в связи с отсутствием оснований для распределения гарантий, предусмотренных данной статьей, на членов семьи умершего гражданина, уволенного с военной службы. Дело инициировано иском Степанчук М.Н. Она просит признать п. 4 распоряжения администрации г. Белгорода №1159 от 02.04.2009 года незаконным, отменить его и восстановить её в очереди на получение жилья. Признать за ней право на получение на состав семьи один человек жилого помещения в собственность бесплатно в г. Белгороде в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих». Истица Степанчук М.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Представитель истицы Степанчук М.Н. - Шевелева С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, а также просила восстановить срок обращения в суд. В судебном заседании представитель ответчика - администрации г. Белгорода Чуканова М.В. исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения. Представитель ответчика - Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Канищев М.В. в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения. Представитель ответчика Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования Степанчук М.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Степанчук М.Н. представлены убедительные доказательства тем обстоятельствам, что её отец был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, с 25.06.2001 года составом семьи 4 человека, и что она, не являясь несовершеннолетней, была включена в состав семьи военнослужащего, имеющего право на обеспечение жилой площадью по избранному месту жительства. Также истицей представлены доказательства перевода на неё очередности в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи со смертью отца на основании её заявления от 20.12.2003 года уже после достижения ею возраста 23 лет. Указанных обстоятельств в судебном заседании ни представитель администрации г. Белгорода, ни представитель Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области не оспаривали. В этой части и представитель ответчика Министерства регионального развития Российской Федерации не представил обоснованных возражений. Из изложенного следует, что как Степанчук Н.И. приобрел право на обеспечение жильем по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, так и Степанчук М.Н. приобрела такое же право вместо своего отца после его смерти, как член его семьи. Решение о постановке Степанчук М.Н. на квартирный учет вместо Степанчук Н.И. очередностью № <…> никем до настоящего времени не оспорено и не отменено, чего представитель администрации г. Белгорода не отрицала в судебном заседании. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Пунктом 5 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей. В соответствии с п. 1 ст. 15 вышеуказанного закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 13 ст. 15 ФЗ №76-ФЗ военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу п. 14 ст. 15 ФЗ №76-ФЗ обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Порядок реализации военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года. Как усматривается из выписки из распоряжения №1159 от 02 апреля 2009 года, основанием для снятия Степанчук М.Н. с очереди указаны подпункт «е» п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку … и ч. 5 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих». Подпункт «е» п. 26 Правил предусматривает снятие с очереди на получение жилых помещений в случае выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Однако, какие конкретно документы, содержащие не соответствующие действительности сведения, были представлены Степанчук М.Н. или Степанчук Н.И. ни в распоряжении администрации г. Белгорода, ни в письме Управления социальной защиты населения не указано. Доказательств указанного факта ответчиками не представлено и в судебном заседании. Доводы ответчиков о том, что при достижении совершеннолетия истица утратила права на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не законны. В силу абз. 5 п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные в данном Федеральном законе социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено данным Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилой площадью, должна предоставляться Степанчук М.Н. до достижения ею 18 летнего или 23-летнего возраста. Однако социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение Степанчук М.Н. в данном случае 23-летнего возраста, когда она в качестве члена семьи военнослужащего была поставлена на учет до достижения этого возраста, не может являться основанием для лишения её гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Необоснованным также является и довод представителей ответчиков о том, что пропущенный Степанчук М.Н. установленный законом трехмесячный срок для обращения в суд не подлежит восстановлению. В судебном заседании установлено, что письмо Управления социальной защиты населения № <…> от 04.05.2009 года о снятии Степанчук М.Н. с очереди на получение жилья было получено ею 10.08.2009 года, а в суд обратилась только в 2011 году. Согласно заявлению Степанчук М.Н. о восстановлении срока, она просит восстановить срок, ссылаясь на то, что не имела возможности ранее оспорить распоряжение, так как имеет на иждивении 2-х несовершеннолетних детей и отца своих детей, который является инвалидом, в подтверждение чего представлены копии свидетельств об установлении отцовства и справки МСЭ. Из справки МСЭ на имя К. усматривается, что первая группа инвалидности ему была установлена 30.10.2009 года, т.е. именно в тот установленный законом срок для обжалования распоряжения. Поэтому суд приходит к выводу, что пропущенный Степанчук М.Н. срок для обращения в суд подлежит восстановлению, так как пропущен по уважительным причинам. Доказательств того, что указанные истицей обстоятельства не могут относиться к уважительным, ответчиками не представлено. До вступления в силу ФЗ от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет в муниципальных образованиях в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществлялось за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». С вступлением в силу Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в статью 15 закона «О статусе военнослужащих» были внесены изменения и дополнения. Пунктом 2.1. ст. 15 указанного Закона определено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01.01.2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется за счет средств федерального бюджета в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения по договору социального найма, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно п. 1. ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" полномочия по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 3 указанного закона определено, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Белгородской области от 14.03.2011 г. №90-пп утвержден порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений на территории Белгородской области, которые до 01.01.2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ссылка представителя администрации г. Белгорода на то, что жилыми помещениями обеспечиваются граждане, состоящие на учете у них, в данном случае является несостоятельной и не может быть принята во внимание, поскольку истица незаконно была снята с очереди. При установленных судом обстоятельствах п. 4 распоряжения администрации г. Белгорода г. Белгорода №1159 от 02.04.2009 года о снятии Степанчук М.Н. с очереди на получение жилых помещений следует признать незаконным, отменить его и восстановить Степанчук М.Н. в очереди на получение жилья, а также признать за ней право на получение на состав семьи один человек жилого помещения в собственность бесплатно в г. Белгороде в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих». Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Иск Степанчук М.Н. к администрации г. Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и Министерству регионального развития РФ о признании п. 4 распоряжения администрации г. Белгорода №1159 от 02 апреля 2009 года незаконным и признании права на получение жилого помещения признать обоснованным. Признать п. 4 распоряжения администрации г. Белгорода №1159 от 02 апреля 2009 года незаконным, отменить его и восстановить Степанчук М.Н. в очереди на получение жилья. Признать за Степанчук М.Н. право на получение на состав семьи один человек жилого помещения в собственность бесплатно в г. Белгороде в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья -