Решение по иску о признании права на получение жилья без предоставления справок



Дело №2-2985/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2011 года. г. Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

Председательствующего судьи Птахиной З.П.

При секретаре Черниковой Е.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логвинова Александра Викторовича к администрации г. Белгорода и Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании права на получение жилья без предоставления справок,

у с т а н о в и л :

Логвинов А.В. проходил с 18.08.1971 года по 10.10.1994 года воинскую службу в <…>.

Приказом <…> Логвинов А.В. был уволен из рядов Вооруженных сил РФ по ст. 49 ч. 2 п. «А» Закона «О статусе военнослужащих» в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Логвинов А.В. был исключен из списков личного состава приказом <…>.

Ожидая увольнения из рядов ВС, Логвинов А.В. был направлен в <…>, где проходил службу за штатом.

Решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода от 27.03.1995 года (протокол № <…>) Логвинов А.В. был поставлен на учет на получение жилья по списку уволенных военнослужащих составом семьи из 4-х человек с 19.04.1995 года.

Впоследствии его жена и дети отказалась от получения жилья по месту его жительства.

Согласно данным учетного дела состав семьи Логвинова А.В. в настоящее время один человек.

11.08.2011 года Управлением социальной защиты населения администрации г. Белгорода Логвинову А.В. было сообщено, что для рассмотрения его жилищного вопроса в числе других документов необходимо подтверждение квартирно-эксплуатационного органа, выдавшего справку по запросу органа местного самоуправления по факту сдачи жилья, которое до настоящего времени не получено, так как для рассмотрения вопроса выделения истцу жилого помещения им предоставлена справка о сдаче жилого помещения по последнему месту службы от 04.04.1994 года № <…>, выданная <…> КЭЧ о том, что он сдал квартиру по адресу <…>, поэтому оснований для рассмотрения вопроса о выделении ему жилого помещения не имеется.

Дело инициировано иском Логвинова А.В. Он просит признать его право на получение жилья по списку граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005 года по представленным в учетном деле документам, без предоставления справок о сдаче жилья по предпоследнему месту службы и необеспеченности жильем по последнему месту службы.

Истец Логвинов А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Логвинова А.В. - Малановский С.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации г. Белгорода Медведева А.О. исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения.

Представитель ответчика - Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Канищев М.В. считал исковые требования незаконными и необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами и третьим лицом доказательствам, суд признает заявленные требования Логвинова А.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что в период прохождения службы в Республике Туркмения истцу было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <…>, в котором он проживал до её сдачи 04.04.1994 года <…> КЭЧ, о чем представил справку № <…> и направления в <…> для прохождения службы за штатом, в связи с чем по последнему месту службы там жильем не обеспечивался, о чем ему также была выдана справка №<…> от 20.06.1995 года командиром войсковой части <…>.

Указанные обстоятельства представители ответчиков в судебном заседании не оспаривали.

В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза СССР.

Утверждение представителей ответчиков о необходимости сдачи жилья квартирно-экслуатационным органам в Туркмении основано на неправильном толковании норм материального права.

Соглашение между государствами - участниками СНГ от 14.02.1992 года, являющееся актом международного права, не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходили службу.

Не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие Российской Федерации.

Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их
нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной
службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место службы.

Согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны
от 15.02.2000 года №80, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых
помещений военнослужащие представляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ
района.

Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся, исключительно на территории Российской Федерации, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.

Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают
под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.

На основании изложенного следует вывод о том, что порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которого расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья.

Названные обстоятельства нашли свое подтверждение лишь в ст. 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28.03.1997 года, согласно которому государство - участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, переезжающие на постоянное жительство на территорию другого государства - участника, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства -участника при условии сдачи занимаемого этими гражданами жилого помещения по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись.

Согласно статусу указанного документа, он вступил в силу для государств:
Белоруссии, Таджикистана, Армении, Киргизии в 2001 году. Республикой Туркмения не
подписан.

С учетом изложенного суд считает необоснованными доводы представителя ответчиков о необходимости сдачи истцом жилья, полученного им в период службы в Туркмении, поскольку отсутствуют какие-либо претензии туркменской стороны на это жилье на территории <…>.

По смыслу п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 года принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка не может быть представлена по не зависящим от них причинам.

На невозможность предоставления указанной справки по не зависящим от Логвинова А.В. причинам ссылались и истец в исковом заявлении, и его представитель в судебном заседании.

Кроме этого, из пояснений представителя администрации г. Белгорода следует, что ими были направлены запросы o подтверждении сдачи жилой площади по последнему месту службы в Министерство обороны Республики Туркменистан (письмо от 15.07.2010 года № <…>, письмо от 28.10.2010 г. № <…>) и начальнику КЭЧ <…> (письмо от 11.05.2011 года № <…>), однако ответы на данные запросы до настоящего времени не поступали.

Также администрацией г. Белгорода направлялись запросы o предоставлении информации в <…> КЭЧ <…> (письмо от 15.10.2010 года №<…>), откуда был получен ответ о том, что Логвинов А.В. на учете в <…> КЭЧ не состоял, справка o необеспеченности жилой площади не выдавалась. Информация об обеспечении (не обеспечении) до 01.02.1999 года находится в <…> КЭЧ района.

01.12.2010 года письмом № <…> в <…> КЭЧ и 28.04.2011 года письмом № <…> начальнику <…> были направлены запросы o предоставлении информации.

Как следует из ответа <…> в южном региональном управление жилищного обеспечения отсутствуют сведения об обеспечении жилым помещением Логвинова А.В. при прохождении военной службы в войсковой части <…>. В связи c тем, что при ликвидации <…> не были переданы книги регистрации справок о необеспечении военнослужащих жилыми помещениями, сообщить информацию о выдаче справки Логвинову А.В. не представляется возможным.

Указанные обстоятельства также подтверждают доводы истца и его представителя о невозможности в настоящее время предоставления других справок.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Логвинова А.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Иск Логвинова А.В. к администрации г. Белгорода и Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании права на получение жилья без предоставления справок признать обоснованным.

Признать право Логвинова А.В. на получение жилья по списку граждан, уволенных с военной службы и вставших на учет в органах местного самоуправления до 01 января 2005 года по представленным в учетном деле документам, без предоставления справок о сдаче жилья по предпоследнему месту службы и необеспеченности жильем по последнему месту службы.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья –