Решение по иску о признании права собственности на самовольные постройки и на реконструированный жилой дом



Дело №2-2815/2011

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2011 года. г. Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

Председательствующего судьи: Птахиной З.П.

При секретаре: Черниковой Е.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рязанцева В.М. к администрации г. Белгорода о признании права собственности на самовольные постройки и на реконструированный жилой дом,

у с т а н о в и л :

На основании решения № <…> исполкома Белгородского городского Совета депутатов трудящихся от 27.04.1967 года Рязанцев В.М. является собственником жилого дома <…>, что подтверждается регистрационным удостоверением от 30.05.1967 года.

В ходе эксплуатации данного жилого дома Рязанцевым В.М. самовольно были возведены следующие постройки: сарай под литером Г, площадью <…> кв.м., сарай под литером Г-1, площадью <…> кв.м., сарай под литером Г-2, площадью <…> кв.м., гараж под литером Б, площадью <…> кв.м., пристройка под литером а-2, площадью <…> кв.м., пристройка под литером а-3, площадью <…> кв.м., жилая пристройка под литером А-2, площадью <…> кв.м.

Наличие самовольно возведенных построек является препятствием для оформления правоустанавливающих документов на спорный жилой дом.

Дело инициировано иском Рязанцева В.М. Он просит признать за ним право собственности на самовольно возведенные постройки: сарай под литером Г, площадью <…> кв.м., сарай под литером Г-1, площадью <…> кв.м., сарай под литером Г-2, площадью <…> кв.м., гараж под литером Б, площадью <…> кв.м., пристройку под литером а-2, площадью <…> кв.м., пристройку под литером а-3, площадью <…> кв.м., жилую пристройку под литером А-2, площадью <…> кв.м., и в целом на самовольно реконструированный жилой дом под литером А, общей площадью <…> кв.м., жилой площадью <…> кв.м., расположенные по адресу: <…>.

Истец Рязанцев В.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца Рязанцева В.М. - Королев С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации г. Белгорода в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третьи лица: Хацкевич А.З. и Рязанцев А.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами, доказательствам, суд признает заявленные требования Рязанцева В.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие, что самовольно возведенные постройки: сарай под литером Г, площадью <…> кв.м., сарай под литером Г-1, площадью <…> кв.м., сарай под литером Г-2, площадью <…> кв.м., гараж под литером Б, площадью <…> кв.м., пристройка под литером а-2, площадью <…> кв.м., пристройка под литером а-3, площадью <…> кв.м., жилая пристройка под литером А-2, площадью <…> кв.м., не нарушают прав и охраняемых законом интересов других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) Управления архитектуры и градостроительства департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода от 05.08.2011 года № <…> земельный участок площадью <…> кв.м. по <…> расположен в зоне жилой застройки смешанной этажности средней плотности (Ж-2).

Разрешенный вид использования земельного участка «для эксплуатации жилого дома» не нарушает разрешенные градостроительные регламенты.

Земельный участок расположен в пределах красных линий квартала и не нарушает красных линий улиц, ограничивающих квартал.

На земельном участке располагаются объекты индивидуального жилищного строительства (ИЖС) - жилой дом и хозяйственные постройки.

Постройки: под литером А-2 - жилая пристройка, общей площадью по наружному обмеру <…> кв.м., под литером а-2 - пристройка, общей площадью по наружному обмеру <…> кв.м., под литером а-3 - пристройка, общей площадью по наружному обмеру <…> кв.м., под литером Б - гараж, общей площадью по наружному обмеру <…> кв.м., под литером Г - сарай, общей площадью по наружному обмеру <…> кв.м., под литером Г-1 - сарай, общей площадью по наружному обмеру <…> кв.м., под литером Г-2 - сарай, общей площадью по наружному обмеру <…> кв.м., - самовольно выстроены (согласно представленному техническому паспорту БТИ от 15.03.2011 года).

Площадь участка соответствует указанной в кадастровом паспорте (выписка от 01.03.2011 года), но не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно градостроительным нормам и правилам жилые постройки должны располагаться на расстоянии не менее 3 м от границ соседних участков, хозяйственные постройки - не менее 1 м.

Из сообщения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» № <…> от 18.08.2011 года видно, что самовольные постройки под литерами А-2, а-2, а-3, Г, Г-1, Г-2, Б, расположенные по адресу: <…>, не противоречат требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий».

По сообщению ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России обособленное подразделение по Белгородской области согласовало самовольные постройки под литерами А-2, а-2, а-3, Б, Г, Г-1, Г-2, расположенные по адресу: <…>.

Третьи лица: Хацкевич А.З. и Рязанцев А.М., являющиеся собственниками соседних жилых домов № <…> и № <…> по <…>, представили в суд заявления, в которых указывают на то, что они претензий по поводу самовольных построек к истцу не имеют.

Статьей 222 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В материалах дела имеется письмо Комитета имущественных и земельных отношений от 07.07.2011 года № <…>, которым истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного под домовладением по <…>, в связи с тем, что имеются самовольные постройки.

Истцом представлена копия кадастрового паспорта земельного участка от 01.03.2011 года, площадью <…> кв.м., расположенного по адресу: <…>, разрешенное использование: ИЖС.

Из свидетельства о праве на наследство по закону от 05.02.1982 года усматривается, что Рязанцев В.М., как сын умершей Р., является наследником жилого дома, находящегося в <…> и расположенного на земельном участке мерою <…> кв.м.

Тот факт, что в пользовании Рязанцева В.М. находится земельный участок мерою <…> кв.м., следует и из регистрационного удостоверения, выданного истцу 30.05.1967 года.

Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 26.08.2011 года Рязанцеву В.М. на праве пользования принадлежит земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <…> кв.м.

Поэтому доводы представителя ответчика о том, что в материалах дела отсутствует документальное подтверждение предоставления истцу земельного участка на одних предусмотренных действующим законодательством правах, являются не состоятельными и не могут быть приняты во внимание.

То обстоятельство, что в выписке из похозяйственной книги указано о наличии у Рязанцева В.М. права на земельный участок по адресу: <…>, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку из архивной выписки протокола № <…> заседания исполкома Белгородского городского Совета депутатов трудящихся от 10.12.1964 года видно, что <…> присвоено наименование <…>, а согласно справке Комитета по управлению Восточным округом администрации г. Белгорода дом <…> соответствует дому <…>.

Доказательств обратного представителем администрации г. Белгорода в суд не представлено.

В связи с чем ссылка представителя ответчика - администрации г. Белгорода на то, что Рязанцевым В.М. не представлено документов, подтверждающих вышеуказанное обстоятельство, является необоснованной.

Таким образом, самовольные постройки не нарушают прав и охраняемых законом интересов других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах исковые требования Рязанцева В.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Иск Рязанцева В.М. к администрации г. Белгорода о признании права собственности на самовольные постройки и на реконструированный жилой дом признать обоснованным.

Признать за Рязанцевым В.М. право собственности на самовольно возведенные постройки: сарай под литером Г, площадью <…> кв.м., сарай под литером Г-1, площадью <…> кв.м., сарай под литером Г-2, площадью <…> кв.м., гараж под литером Б, площадью <…> кв.м., пристройку под литером а-2, площадью <…> кв.м., пристройку под литером а-3, площадью <…> кв.м., жилую пристройку под литером А-2, площадью <…> кв.м., и в целом на самовольно реконструированный жилой дом под литером А, общей площадью <…> кв.м., жилой площадью <…> кв.м., расположенные по адресу: <…> (инвентарный номер <…>, кадастровый номер <…> по паспорту БТИ от 15.03.2011 года).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья –