№2-2774-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 сентября 2011 года г. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: Председательствующего судьи: Литвиновой А.М. При секретаре: Денисенко О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галущак Е.А. к администрации г. Белгорода в лице Управления образования о доступе к дошкольному образованию через предоставление места в детском дошкольном учреждении, взыскании компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л : Галущак Е.А. является матерью В., <дата> года рождения. Несовершеннолетняя зарегистрирована в городской базе данных для предоставления места в детском дошкольном учреждении с 29.10.2009 года. Дело инициировано исковым заявлением Галущак Е.А., которая, ссылаясь на нарушение ее прав и прав несовершеннолетней дочери на своевременное обеспечение местом в детском дошкольном учреждении, обратилась в суд с требованиями об обязании администрации г. Белгорода Управление образования обеспечить ее дочь Галущак В. местом в детском дошкольном учреждении на разумном географическом удалении от места проживания в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу, взыскать в счет компенсации морального вреда <…> руб. В ходе рассмотрения спора по существу истица поддержала требования в полном объеме. Представители ответчика считают иск подлежащим отклонению. Выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему. Ответственность государства за действия государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, предусмотренная ст. ст. 16, 1069 ГК РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия), наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».) В соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится в том числе самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом. В соответствии с Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г., учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. До 05.03.2011 года действовало Положение об организации предоставления общедоступного дошкольного образования в городском округе «Город Белгород», утвержденное Решением Совета депутатов г. Белгорода от 18.07.2006 № 325, которое определяло условия, обеспечивающие реализацию на территории городского округа «Город Белгород» прав ребенка на образование, закрепленных в нормативных правовых актах органов государственной власти РФ и Белгородской области, удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании, особенности организации деятельности системы дошкольного образования в муниципальном образовании, устанавливало дополнительные гарантии. Названное Положение регулировало нормативы комплектования групп в соответствии с требованием СанПиН 2.4.1.1249-03, а также устанавливало, что комплектование муниципальных ДОУ на новый учебный год производится в сроки с 1 июня до 1 августа ежегодно; в остальное время производится доукомплектование ДОУ (в случае выбытия ребенка) в соответствии с установленными нормативами. В связи с принятием решения № 459 Совета депутатов города Белгорода от 25.02.2011 года вышеуказанное положение утратило силу. Ныне действующее Положения об организации предоставления общедоступного дошкольного образования в городском округе «Город Белгород» предусматривает, что комплектование ДОУ осуществляется управлением образования администрации города Белгорода с учетом места проживания ребенка в порядке очередности (п. 4.2.). Регистрация детей ведется в электронной базе данных (постановка на очередь) (п. 4.3.). При регистрации в электронной базе данных (постановке на очередь) учитывается желание граждан на получение путевки в конкретное ДОУ (при наличии в нем мест к моменту выдачи путевки) (п. 4.4.). В действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях норматив комплектования на учебный год определяется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91), с учетом функционирования (68 - 74%) (п. 4.6.). Комплектование муниципальных ДОУ на новый учебный год производится в сроки с 1 июня до 1 августа ежегодно; в остальное время производится доукомплектование ДОУ (в случае выбытия ребенка) в соответствии с установленными нормативами (п. 4.7.). В дошкольные учреждения муниципального образования направляются дети дошкольного возраста при наличии вакантного места, соответствующего возрасту ребенка, в порядке очередности (п. 4.8.). Пункт 4.9 устанавливает, что в случае невозможности предоставления места из-за отсутствия свободных мест в дошкольных учреждениях заявления граждан рассматриваются при освобождении места или комплектовании на будущий учебный год. Как пояснил представитель ответчика, места в детских садах города предоставляются согласно городской очереди. Выдача путевок - направлений для детей, зарегистрированных в городской базе данных, проводится с учетом даты первичной постановки на очередь. Главным критерием распределения мест в дошкольных образовательных учреждениях является дата обращения родителей в управление образования по постановке на очередь. Родителям, чья дата обращения более поздняя или в желаемом детском саду (микрорайоне) мест нет, предлагается возможность переноса очереди на другой год или зачисление ребенка при наличии мест в ДОУ другого микрорайона, при этом сохраняется возможность при комплектовании будущего года перевести ребенка в более удобный для них детский сад. Галущак Е.А. 01.07.2011 года в предоставлении места в ДОУ ее дочери Веронике отказано, в связи с тем, что в 2011 году в МДОУ по причине дефицита мест не комплектуются группы для детей раннего возраста (от 1 до 2 лет). При этом учитывается то, что матери имеют возможность ухаживать за ребенком до 3-х лет, сохраняя свой трудовой стаж. В городе Белгороде в 2011 году открыты частные детские сады, которые принимают детей дошкольного возраста. При посещении частного детского сада родители имеют возможность на получение субсидии. Постановлением администрации города Белгорода от 20.07.2011 года № 116 «О предоставлении субсидий родителям» утверждены Положения, предусматривающие предоставление субсидий родителям (законным представителям) на финансовое обеспечение получения их детьми дошкольного образования в негосударственных (частных) образовательных учреждениях, а также на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, получающим услугу по присмотру и уходу за детьми, не связанную с оказанием образовательных услуг. Суд учитывает, что управлением образования администрации г. Белгорода выполняется требование ст. 31 закона РФ «Об образовании» по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования. Так, Галущак Веронике по желанию родителей может быть предоставлено место в группе кратковременного пребывания (до 3-х часов в день) в одном из МДОУ города, где занятия с ребенком в присутствии родителей проводят специалисты, тем самым, реализуя право ребенка на дошкольное образование. Таким образом, ребенку будет предоставлен объем обязательной части Программы, так как время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. Объем составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы (Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"). Дошкольное образование - целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями, а также на формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного социального опыта. При этом в Типовом положении «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г. имеется указание о том, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. То есть эти понятия законодателем разделены. Учитывая дату регистрации В. в городской базе данных (29.10.2009г.), предоставить место в детском саду не предоставляется возможным. По общей очереди места в 1 младших группах детских садов микрорайонов города предоставлены родителям, зарегистрировавшим детей в городской базе данных до 01.06.2009 года. Выделение ребенку места вне очереди является нарушением прав детей, зарегистрированных в базе данных ранее В. Противоправность действий (бездействия), причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями в судебном заседании не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда нет. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Галущак Е.А. к администрации г. Белгорода в лице Управления образования о доступе к дошкольному образованию через предоставление места в детском дошкольном учреждении, взыскании компенсации морального вреда, - отклонить в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья –