Дело №2-3039/2011 Р Е Ш Е Н И Е 13 октября 2011 года. г. Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи: Птахиной З.П. при секретаре: Черниковой Е.Г. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода и Управлению образования администрации г. Белгорода о возложении обязанности, у с т а н о в и л : В августе 2011 года прокуратурой г. Белгорода проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях г. Белгорода и готовности школ к новому 2011-2012 учебному году. Установлено, что в нарушение Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области, утвержденных Постановлением губернатора Белгородской области от 12.10.2009 года № 94, территория МОУ «СОШ №40 г. Белгорода» недостаточно оборудована средствами технической укрепленности, в том числе отсутствует внешнее ограждение, что не исключает нахождение на территории образовательного учреждения неустановленных лиц. Дело инициировано иском прокурора г. Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода и Управлению образования администрации г. Белгорода, который просит обязать администрацию г. Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ №40 г. Белгорода, а Управление образования администрации г. Белгорода обязать произвести закупку внешнего ограждения и обеспечить его надлежащий монтаж и установку вокруг МОУ СОШ №40 г. Белгорода. В судебном заседании представитель прокурора - Рыбникова Н.С. заявленные требования поддержала. Представитель ответчиков - администрации г. Белгорода и Управления образования администрации г. Белгорода - Овчарова В.Н. возражала против удовлетворения требований. Представитель третьих лиц - МОУ «СОШ №40 г. Белгорода» и МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» - Овчарова В.Н. считала требования подлежащими удовлетворению. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Детство находится под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). Согласно ст.ст. 5 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г. и подписанной от имени СССР 26.01.1990 г., ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990 г. во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Из Устава МОУ «СОШ №40 г. Белгорода» следует, что образовательное учреждение в соответствии с государственным статусом реализует общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. В соответствии с п.3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В силу ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов издает указы (постановления) и распоряжения. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации. В целях предупреждения правонарушений в сфере сохранности имущества предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, 12.10.2009 г. губернатором Белгородской области издано постановление № 94 «Об утверждении Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области». Настоящие Правила устанавливают порядок и способы оснащения средствами механической защиты и охранной сигнализации объектов с целью противодействия преступным посягательствам на них; распространяются на все объекты предприятий, учреждений и организаций, расположенные на территории Белгородской области, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. В соответствии с п. 1 раздела 2 Правил внешнее ограждение устанавливается на объектах (определяется обследованием), требующих по условиям эксплуатации, техники безопасности и охраны ограждающих конструкций. Внешнее ограждение по периметру территории объекта должно препятствовать проходу лиц (животных) и проезду транспорта на объект и с объекта, минуя контрольно-пропускной пункт, и выполнять функции антитеррористической защиты объекта. Ограждение периметра, отдельных участков территории подразделяется на основное, дополнительное и предупредительное. Согласно п. 2,3 раздела 2 Правил основное внешнее ограждение территории объектов должно быть прямолинейным, без лишних изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, без наружных выступов и впадин. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 утверждены Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10, введенные в действие с 01 сентября 2011 года. Согласно п.3.1 Правил территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. В судебном заседании сторонами по делу не оспаривался тот факт, что территория МОУ «СОШ №40 г. Белгорода» не имеет внешнего ограждения. Данное обстоятельство также подтверждается объяснительной директора МОУ «СОШ №40 г. Белгорода» от 15.08.2011 года №105. Территория МОУ «СОШ №40 г. Белгорода» является объектом с массовым пребыванием несовершеннолетних граждан. В связи с чем выявленные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми и подлежат незамедлительному устранению, так как не обеспечивают надлежащую антитеррористическую и противодиверсионную устойчивость объекта и могут способствовать совершению противоправных действий. Отсутствие финансирования не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подп. 1 пункта 1 ст. 14, подп. 1 пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ссылка представителя ответчиков на то, что администрацией г. Белгорода принимались все меры для восстановления и устройства внешнего ограждения МОУ «СОШ № 40 г. Белгорода», не может быть принята во внимание, поскольку до настоящего времени ограждение в указанном общеобразовательном учреждении отсутствует. В соответствии с Уставом МОУ «СОШ №40 г. Белгорода» является некоммерческой организацией, финансируется за счет средств бюджета города Белгорода и средств, полученных за счет внебюджетных источников в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Учредителем является администрация г. Белгорода в лице Управления образования администрации г. Белгорода. Согласно с Положением «Об Управлении образования администрации г. Белгорода» Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Белгорода и в пределах предоставленных ему полномочий и прав обеспечивает проведение единой государственной образовательной политики на территории г. Белгорода. Основной задачей Управления является обеспечение условий для стабильного развития и функционирования системы образовательных учреждений города (п.2.4). Поскольку в судебном заседании подтвержден факт нарушения требований Санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10, Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Иск прокурора г. Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода и Управлению образования администрации г. Белгорода о возложении обязанности признать обоснованным. Обязать администрации г. Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ СОШ №40 г. Белгорода. Обязать Управление образования администрации г. Белгорода произвести закупку внешнего ограждения и обеспечить его надлежащий монтаж и установку вокруг МОУ СОШ №40 г. Белгорода. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья –
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ