Решение по иску о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении



Гр. дело № 2- 453- 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н.,

при секретаре- Титовой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобырь Н.И. к администрации города Белгорода, Управлению социальной защиты населения администрации г. Белгорода, о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении,

у с т а н о в и л:

Бобырь Н.И., <…> года рождения, является инвалидом <…> группы и имеет права на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Великой Отечественной войны. Он зарегистрирован и проживает в квартире <адрес>, обшей площадью <…> кв. м, вместе с бывшей супругой Е.Н.Е..

Эта квартира ранее была предоставлена в 1980 году бывшей супруге Бобырь Н.И.- Б.К.К. на основании обменного ордера на состав семьи 3 человека (она, Бобырь Н.И., сын).

После смерти Бобырь К.К. в <…> году Бобырь Н.И. зарегистрировал брак с Б.М.Е., вместе с которой приватизировал квартиру в общую долевую собственность (в равных долях). После смерти Б.М.Е. в <…> году Бобырь Н.И. стал единоличным собственником квартиры и в 2003 году вселил в квартиру Е.Н.Е., с которой <…> года заключил брак.

По договору от 15 октября 2004 года Борбырь Н.И. подарил супруге квартиру <адрес>, оставаясь в ней проживать в качестве члена семьи.

В начале 2009 года Бобырь Н.И. обратился в администрацию города Белгорода с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по списку ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 3 от 13.02.2009 года) принято решение об отказе в удовлетворении просьбы Бобырь Н.И. на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Превышена учетная норма (менее 15 кв.м. общей площади на 1 человека), установленная Белгородским городским Советом депутатов от 31.03.2005 года № 132.

Спустя почти год, а именно <…> года Бобырь Н.И. и Е.Н.Е. по обоюдному согласию расторгли брак и спустя полмесяца - 03.02.2010 года Бобырь Н.И. вновь обратился в Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода по вопросу постановки на учет для получения квартиры на основании Указа Президента РФ по льготе участника и инвалида Великой Отечественной войны, предоставляя при этом документы о проживании в квартире по указанному выше адресу в качестве члена семьи собственника - бывшей супруги Е.Н.Е..

На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 5 от 19.02.2010 года) принято решение об отказе в удовлетворении просьбы Бобырь Н.И. на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

07 декабря 2010 года Бобырь Н.И. обратился в управление социальной защиты населения администрации города Белгорода с заявлением о пересмотре решения об отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилья, дополнительно предоставляя зарегистрированные в налоговой инспекции сведения о пользовании бывшей собственной квартирой на условиях договора найма жилого помещения с Е.Н.Е..

На заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № 33 от 10.12.2010 года) было принято очередное решение об отказе в удовлетворении просьбы Бобырь Н.И. на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к. по представленным документам установлено, что заявитель обеспечен жилой площадью, превышающей учетную норму.

Дело инициировано иском Бобырь Н.И. к администрации г. Белгорода и Управлению социальной защиты населения администрации города Белгорода. С учетом заявлений об уточнении исковых требований Бобырь Н.И. просит обязать администрацию города Белгорода поставить его на учет нуждающихся в жилых помещениях в г. Белгороде.

В обоснование заявленных требований указал на то, что Е.Н.Е. является сестрой первой жены – Б.К.К. и по настоянию первой он заключил с ней в <…> году брак и вселил в принадлежащую ему квартиру. По предложению Е.Н.Е. в 2004 году он подарил ей квартиру, чем ухудшил свои жилищные условия. Предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок с момента заключения сделки по дарению квартиры истек. По настоянию Е.Н.Е. с 2009 года он обращается в администрацию города Белгорода по вопросу получения жилья, получал отказы в удовлетворении просьбы, на почве этого с супругой сложились неприязненные отношения, и та настояла на расторжении брака. Впоследствии, т.ж. по ее настоянию, были заключены возмездные договоры найма жилого помещения. Другого жилья он не имеет, и никогда им по оговору социального найма не обеспечивался.

В судебное заседание Бобырь Н.И. не явился, просил о его проведении в свое отсутствие, обеспечил явку в суд своего представителя Свистельникова В.М., который исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Шустова Н.Н., она же в качестве представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации г. Белгорода полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на те обстоятельства, что с прекращением брака жилищные условия Бобырь Н.И. не ухудшились, проживая с Е.Н.Е. в квартире общей площадью <…> кв.м., истец обеспечен по норме жилой площадью.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, включая обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Статья 23.2 указанного Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому Департамент финансов и бюджетной политики области на основании представляемой заявки о финансировании приобретения жилья, утвержденной департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области, сформированной на основании вышеназванных списков граждан, нуждающихся в жилье и имеющих право на оказание мер социальной поддержки, из числа граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», нормы предоставления общей площади жилого помещения 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, направляет субвенции на счета получателей средств местных бюджетов, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов в отделениях по районам и городам управления Федерального казначейства по Белгородской области.

Органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, чтобы получить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалид Великой Отечественной войны должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека.

Ссылаясь на то, что не является членом семьи Е.Н.Е., предоставляя доказательства этому обстоятельству в суде, истец просит обязать администрацию города Белгорода принять его на учет нуждающихся в жилом помещении. Эти требования соответствуют нормам материального права.

По общему правилу, в соответствии с частью 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения отказ от ведения общего хозяйства, отсутствие с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства.

Из доводов иска и представленных письменных доказательств следует, что брак между Бобырь Н.И. и собственником жилого помещения- Е.Н.Е. расторгнут. Тот факт, что с декабря 2010 года Бобырь Н.И. проживает в квартире за плату, на условиях договора возмездного найма, в подтверждение чему представлены сведения о сдаче жилья в наем, свидетельствует о том, что Бобырь Н.И. и Е.Н.Е. не имеют общего бюджета, отказались от ведения общего хозяйства, не оказывают взаимной поддержки друг другу. О том, что проживает на правах квартиранта, истец указывал в своем заявлении по вопросу постановки на жилищный учет от 28.01.2010 года и при проверке его жилищных условий 02.12.2010 года.

Доводы представителя ответчиков о том, что после развода с Е.Н.Е. истец осуществляет правомочия собственника квартиры и при прекращении брачных отношений его жилищные условия не ухудшились, на доказательствах не основаны.

По представленным суду доказательствам суд считает доказанным тот факт, что Бобырь Н.И. не является членом семьи собственника квартиры, в которой проживает. При отсутствии собственного жилья он в силу п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Ранее истец правом на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем не воспользовался.

При таких обстоятельствах следует обязать администрацию города Белгорода принять Бобырь Н.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 49-53 ЖК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

Иск Бобырь Н.И. к администрации города Белгорода, Управлению социальной защиты населения администрации г. Белгорода, о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, признать обоснованным.

Обязать администрацию города Белгорода принять Бобырь Н.И. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья -