Решение по иску о признании права на предоставление жилого помещения вне очереди



Гр. дело № 2-2533-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе

председательствующего судьи- Зюзюкина А.Н.

при секретаре- Древаль А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акиньшина Е.Д. к администрации г. Белгорода о признании права на предоставление жилого помещения вне очереди,

у с т а н о в и л:

Акиньшин Е.Д. родился <…> года в городе <…>. Его родителями в свидетельстве о рождении указаны Акиньшин Д.Т. и Акиньшина В.П..

Учитывая, что Акиньшина В.П. к моменту рождения сына не работала и не имела жилья, главный врач Белгородской акушерско-гинекологической больницы им. И.А. Самборского ходатайствовал перед исполкомом Белгородского городского Совета депутатов трудящихся об определении Акиньшина Е.Д. в дом малютки сроком на 6 месяцев.

Решением исполкома Белгородского городского Совета депутатов трудящихся от 16 марта 1973 года № <…> Акиньшин Е.Д. помещен в дом малютки.

По выданной Белгородским облздравотделом путевке Акиньшин Е.Д. был направлен в <…> дом ребенка, где находился по ноябрь 1983 года, после чего по путевке Белгородского облоно был направлен в <…> вспомогательную школу-интернат, где обучался по 25.05.1989 года, затем переведен в <…> школу-интернат. В тот же год 01 сентября Акиньшин Е.Д. был зачислен в число учащихся <…> среднего профтехучилища № <…>, обучался по 30.06.1991 года, находился на государственном обеспечении, получал дополнительное питание, ежемесячное пособие и дополнительное обмундирование.

В настоящее время Акиньшин Е.Д. проживает <адрес1>, оставаясь зарегистрированным по месту жительства по адресу нахождения <…> школы-интернат.

Весной 2011 года Акиньшин Е.Д. обратился в администрацию <…> района по вопросу обеспечения жильем и получил разъяснения о необходимости обращения в администрацию г. Белгорода в связи с тем, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем по месту выявления и первичного устройства.

Дело инициировано иском Акиньшина Е.Д. к администрации города Белгорода. Он просит признать за ним право на получение вне очереди жилого помещения в г. <…> по договору социального найма и обязать администрацию города Белгорода включить его в список граждан на получение жилья вне очереди по льготе детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование этих требований указал на право быть обеспеченным жильем во внеочередном порядке по месту первичного выявления и устройства в г. <…> на основании Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года и Закона Белгородской области № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в Белгородской области».

В судебном заседании Акиньшин Е.Д. исковые требования поддержал, ссылаясь на то, что с рождения был брошен родителями, находился в интернатных учреждениях на полном государственном обеспечении, а после завершения учебы не был обеспечен жильем по договору социального найма.

Представитель ответчика администрации г. Белгорода - Шустова Н.Н. возражала по поводу удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что: родители истца не были лишены родительских прав; заявитель достиг возраста до которого осуществляется принятие на жилищный учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (23 лет); истец не доказал отсутствие закрепленного жилья.

Орган опеки и попечительства - МУ «Центр социальной помощи семье и детям» администрации г. Белгорода участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил. В направленном в адрес суда заключении считают целесообразным признать за Акиньшиным Е.Д. право на внеочередное получение жилья по договору социального найма в г. Белгороде, указывая на то, что истец являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

Истцом представлены доказательства, подтверждающие тот факт, что с рождения и до 30.06.1991 года (даты окончания обучения в среднем профессионально-техническом училище № 5 г. <…>) он находился без попечения родителей, на полном государственном обеспечении в детских домах и интернатских учреждениях.

Эти обстоятельства кроме объяснений самого истца подтверждаются: решением исполкома Белгородского городского Совета депутатов трудящихся от 16 марта 1973 года № <…>; путевкой Белгородского облздравотдела о направлении истца в <…> дом ребенка; путевкой Белгородского облоно о направлении истца в 1983 году в <…> вспомогательную школу-интернат; справками ГОУ «<…> специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» от 05.07.2011 года № <…> и от 09.08.2011 года № <…>; сообщением ГОУ НПО «Профессиональное училище № 5» от 19.08.2011 года № 352 на запрос суда с прилагаемыми к нему справкой об учебе Акиньшина Е.Д. и копии приказа по ПУ № 5 от 24.10.1989 года № <…> с указанием о зачислении истца в число учащихся-сирот.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Аналогичная норма содержалась и в п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, в соответствии с которой, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Во исполнение гарантий, предоставленных лицам данной категории государством, 25 января 2007 года вступил в силу Закон Белгородской области № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в Белгородской области».

Согласно положениям названного Закона дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются им однократно вне очереди по договорам социального найма по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, семейных детских домах, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ст.2).

Принятие детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на учет для получения ими жилого помещения по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления по достижении ими возраста 14 лет и до 18 лет, а лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с момента возникновения оснований и до 23 лет (ст. 3).

Доводы ответчика о том, что не ясен статус заявителя, т.к. нет доказательств лишения родителей родительских прав, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм права.

Статья 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе, и предусматривает, что для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как следует из п. 3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливается при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Из представленных доказательств следует, что с момента рождения истец был помещен в дом малютки, затем в <…> дом ребенка, <…> вспомогательную школу- интернат, в <…> школу-интернат, получал образование в <…> среднем профтехучилище № 5, и за все это время из учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с передачей родителям отчислен не был.

По утверждению истца за все время нахождения в доме малютки, доме ребенка и школах- интернатах, в период учебы в ПУ № 5, его родители не посещали, судьбой не интересовались, своих родителей не знает.

Объективно объяснения заявителя подтверждаются справкой ГОУ «<…> специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» от 09.08.2011 года № <…>, согласно которой во время обучения в учреждении родители истца в школу не приезжали, не писали и с воспитанником Акиньшиным Е.Ж. не общались.

Таким образом, исходя из норм законодательства, Акиньшин Е.Д. до достижения возраста 18 лет, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Возраста 23 лет Акиньшин Е.Д. достиг до вступления в законную силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закон Белгородской области № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в Белгородской области» и поэтому их положения об утрате статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с достижением возраста 23 лет, применению не подлежат. Кроме того, как следует из преамбулы Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, а также из ст. 1 Закона, его положения распространяются на детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми- сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение Акиньшиным Е.Д. возраста 23 лет, основанием для отказа компетентными органами в принятии его на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма во внеочередном порядке, не является.

Закрепленного жилья, право на которое сохранялось бы за Акиньшиным Е.Д. на весь период пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявитель не имеет. Это следует из того, что в дом малютки истец был помещен сразу же после рождения, по причине отсутствия жилья у его матери. Согласно штампу о регистрации по месту жительства в паспорте и сообщению администрации городского поселения «Поселок <…>» от 09.08.2011 года Акиньшин Е.Д. зарегистрирован по месту жительства по адресу <…> школы-интернат с 1989 года, т.е. с момента документирования паспортом.

Сведения о наличии закрепленного за Акиньшиным жилья отсутствуют по месту его первичного выявления и устройства, нет их в делах учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых он пребывал.

Таким образом, на истца распространяются действия ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, п. 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 2 Закон Белгородской области № 93 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в Белгородской области» об обеспечении жилым помещением однократно вне очереди по договорам социального найма по месту выявления и первичного устройства в Белгородской области.

Жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК РФ), в то время как для лиц, указанных в п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется.

Суд отмечает, что организация социальной поддержки де­тей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По окончании пребывания в ПУ № 5 и с достижением совершеннолетия органы опеки о попечительства не представил в орган местного самоуправления необходимые документы для поста­новки на жилищный учет заявителя.

При таких обстоятельствах, гарантированная социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью истцом не реализована по той причине, что органом, ведущим учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешающим вопросы их социальной поддержки не выполнены возложенные на них полномочия.

Государство, закрепляя в законе право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), обязано обеспечить возможность его реализации гражданами.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованными и подлежащии удовлетворению требования Акиньшина Е.Д. о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке.

Для определения (признания) права Акиньшина Е.Д. на получение жилья по договору социального найма необходимо представление документов, предусмотренных ст. 3 Закона Белгородской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа в Белгородской области» от 25 января 2007 года № 93, включая сведения о наличии или отсутствии жилого помещения в собственности или осуществлении сделок по его отчуждению. Такие сведения истец суду не предоставил. В этой части в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, суд-

р е ш и л:

Иск Акиньшина Е.Д. к администрации г. Белгорода о признании права на предоставление жилого помещения вне очереди, признать обоснованным в части.

Обязать администрацию города Белгорода принять Акиньшина Е.Д. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма во внеочередном порядке.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Акиньшина Е.Д. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья