Дело №2-3192/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 ноября 2011 года. г. Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: Председательствующего судьи Птахиной З.П. При секретаре Черниковой Е.Г. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к администрации г. Белгорода и Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании права на обеспечение жильем без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту службы, у с т а н о в и л : П. проходил военную службы в войсковой части <…>. Приказом <…> П. уволен в запас в связи с <…>, был исключен из списков личного состава приказом <…> и направлен на воинский учет в г. Белгород. Решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода П. с <…> года был поставлен на учет на получение жилья по списку уволенных военнослужащих составом семьи из четырех человек. В <…> году брак между П. и П. был расторгнут. Решением комиссии при администрации г. Белгорода по учету военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий от <…> года (протокол № <…>) постановлено считать состав семьи П. по списку квартирной очередности один человек. П. неоднократно обращался в Управление социальной защиты населения администрации г. Белгорода с заявлением о предоставлении ему жилья. Однако П. было отказано со ссылкой на то, что при получении жилищного сертификата или жилого помещения необходимо представить в обязательном порядке справку о сдаче жилья по последнему месту службы. Дело инициировано иском П. Он просит признать его право на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы и до 01.01.2005 года принятого на учет в администрации г. Белгорода в соответствии с жилищным законодательством РФ, без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Истец П. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика - администрации г. Белгорода Чуканова М.В. исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения. Представитель ответчика - Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Канищев М.В. в судебном заседании считал исковые требования незаконными и необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами и третьим лицом доказательствам, суд признает заявленные требования П. обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что в период прохождения службы в Республике Беларусии истцу было предоставлено жилое помещение в <…>, в котором он проживал до момента выезда после увольнения с военной службы. Утверждение представителей ответчиков о необходимости сдачи квартиры квартирно-экслуатационным органам, в данном случае Министерства обороны Республики Беларусии основано на неправильном толковании норм материального права. В соответствии со ст. 1 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза СССР. Вместе с тем, данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств - участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу. Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их Выдача военнослужащим государственных сертификатов является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам. При этом в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место службы. Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся, исключительно на территории Российской Федерации, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Из документов учетного дела следует, что П. не имеет в собственности жилого дома (квартиры) в Российской Федерации. Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают На основании изложенного следует вывод о том, что порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которого расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья. Названные обстоятельства нашли свое отражение в ст. 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года, согласно которому государство - участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства - участника, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства - участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись. Согласно статусу указанного документа, он для России вступил в силу только 01.06.2009 года, для Республики Беларуси - 19.04.2001 года. С учетом изложенного суд считает необоснованными доводы представителя ответчиков о необходимости сдачи истцом жилья, полученного им в период службы в Белоруссии, поскольку отсутствуют какие-либо претензии белорусской стороны на это жилье на территории г. <…>. По смыслу п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 года принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, если указанная справка не может быть представлена по не зависящим от них причинам. На невозможность предоставления указанной справки по не зависящим от П. причинам ссылался и истец. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования П. подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Иск П. к администрации г. Белгорода и Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области о признании права на обеспечение жильем без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту службы признать обоснованным. Признать право П. на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы и до 01 января 2005 года принятого на учет в администрации г. Белгорода в соответствии с жилищным законодательством РФ, без предоставления справки о сдаче жилья органам квартирно-эксплуатационной части МО РФ по последнему месту военной службы. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья –
нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной
службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.
под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.