Решение по иску о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии



Гр. дело № 2-3177/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«25» октября 2011года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи: Аняновой О.П.

при секретаре: Красновой И.Е.

с участием заявителя Даньшиной Н.К., представителя Управления социальной защиты населения Белгородской области Савиной Е.Н., представителя администрации города Белгорода в лице управления социальной защиты населения администрации города Белгорода Чукановой М.В., представителя Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий Шеховцовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даньшина Ю.В., Даньшиной Н.К., Даньшина В.А. к администрации города Белгорода в лице управления социальной защиты населения администрации города Белгорода, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Даньшин Ю.В. – инвалид <…> группы, участник Чеченской войны, проживающий в комнате <…> жилой площадью <…> кв.м. в общежитии по адресу: город Белгород, улица <…>, дом <…>, с <…> г. составом семьи три человека (он, Даньшина Н.К. – мать и Даньшин В.А. – отец) состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку №1 инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших воинов, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений.

На основании договора на передачу жилых помещений в собственность граждан в городе Белгороде от <…> г. Даньшины приобрели указанное жилое помещение в общую долевую собственность.

Решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации города Белгорода (протокол №21 от 27.11.2009г.) Даньшин Ю.В. снят с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ч. 2 ст. 6 ФЗ « «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Решением Свердловского районного суда города Белгорода от 11 февраля 2010 года признано незаконным решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации города Белгорода от 27.11.2009г. (протокол №21) в части снятия Даньшина Ю.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. На администрацию города Белгорода возложена обязанность восстановить Даньшина Ю.В. составом семьи 3 человека (Даньшин Ю.В., Даньшина Н.К., Даньшин В.А.) в списках учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, с <…> г. Установлен срок исполнения решения 1 месяц со дня вступления его в законную силу.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 13 апреля 2010 года решение Свердловского районного суда города Белгорода от 11 февраля 2010 года оставлено без изменения, кассационная жалоба администрации города Белгороде – без удовлетворения.

Решение Свердловского районного суда города Белгорода от 11 февраля 2010 года исполнено администрацией города Белгорода и Даньшин Ю.В., составом семьи 3 человека (Даньшин Ю.В., Даньшина Н.К., Даньшин В.А.) восстановлен в списках учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, с <…> г..

22.04.2011 г. администрация города Белгорода направила Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области заявку о выделении средств на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, состоящим на учете нуждающихся жилых помещений и вставшим на учет до 01.01.2005 г. по городу Белгороду, в том числе для Даньшина Ю.В. и Даньшиной Н.К., являющимися инвалидам <…> – ой группы бессрочно.

21.06.2011 г. Департаментом строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области отказано в предоставлении субсидии на приобретение жилья вышеуказанным лицам за счет средств федерального бюджета, ввиду обеспеченностью жильем, и как следствие отсутствия законных оснований.

Дело инициировано иском Даньшина Ю.В., Даньшиной Н.К., Даньшина В.А. к администрации города Белгорода в лице управления социальной защиты населения администрации города Белгорода о признании незаконным решения в отказе в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий. Заявители, указывают на то, что после состоявшегося решения Свердловского районного суда города Белгорода от 11 февраля 2010 года, их семья решила реализовать право на улучшение жилищных условий путем получения субсидии. Для этого, они продали комнату № <…> жилой площадью <…> кв.м. в общежитии по адресу: город Белгород, улица <…>, дом <…>, что бы добавить денежные средства, выделенные в виде субсидии и приобрести квартиру. Однако им в выделении субсидии было отказано. В настоящее время они не имеют жилья вообще, и вынуждены временно проживать в квартире, принадлежащей дочери Даньшиной Н.К., Даньшина В.А.. Просили с учетом уточнения заявленных требований обязать Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области восстановить Даньшина Ю.В. и Даньшину Н.К. в списке на получение субсидий и выделить для них денежные средства согласно Федеральному закону. На администрацию города Белгорода в лице управления социальной защиты населения администрации города Белгорода никаких обязанностей возложить не просят.

В порядке ст. 40 ГПК РФ Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области привлечен в качестве соответчика.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление социальной защиты населения Белгородской области и Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области.

Истица Даньшина Н.К. заявленные требования поддержала, указав, что Даньшин Ю.В. и Даньшин В.А. просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в судебное заседание не явились ввиду плохого самочувствия сына Даньшина Ю.В., заявленные требования поддерживают.

В судебном заседании представитель управления социальной защиты населения администрации города Белгорода Чуканова М.В. полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области Шеховцова Н.В. исковые требования не признала и просит в их удовлетворении отказать, ввиду отсутствия законных оснований для предоставления субсидии Даньшину Ю.В. и Даньшиной Н.К..

Представитель Управления социальной защиты населения Белгородской области Савина Е.Н., полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства, по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Так, частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 28.2. указанного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанной меры социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья <…> квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению указанных мер социальной поддержки.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, согласно которого Управление социальной защиты населения области на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований, формирует по категориям сводные списки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, и направляет их на утверждение в департамент здравоохранения и социальной защиты населения области.

Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области представляет в департамент финансов и бюджетной политики области заявку о финансировании приобретения жилья, сформированную на основании вышеназванных списков граждан, нуждающихся в жилье и имеющих право на оказание мер социальной поддержки, из числа граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", нормы предоставления общей площади жилого помещения 36 квадратных метров, и из числа граждан, установленных подпунктом 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нормы предоставления общей площади жилого помещения <…> квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Департамент финансов и бюджетной политики области на основании представленной заявки о финансировании перечисляет средства федерального бюджета с единого счета бюджета на лицевой счет департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области, открытый в Управлении Федерального казначейства по Белгородской области.

Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области с лицевого счета, открытого в Управлении Федерального казначейства по Белгородской области, производит перечисления субвенции в доход бюджета соответствующего муниципального образования для финансирования.

Органы местного самоуправления (рекомендовано) ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» списки нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенции на социальную поддержку в обеспечении жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

Факт постановки Даньшина Ю.В. составом семьи три человека на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 г. подтверждается материалами учетного дела.

Согласно ч.2 ст.6 ФЗ от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п.1,3-6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Даньшин Ю.В. составом семьи 3 человека проживал по адресу город Белгород, улица <…>, дом <…>, комната <…>, однако был снят с учета решением УСЗН администрации города Белгорода.

Как следует из письма управления социальной защиты населения администрации города Белгорода от 15.12.2009 г. №<…>, решение о снятии заявителя с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях основано на том, что при наличии в собственности Даньшиных жилого помещения жилой площадью <…> кв.м. они являются обеспеченными, поскольку на каждого члена семьи приходится по <…> кв.м., что превышает норму в 9 кв.м., установленную постановлением облисполкома и президиума облсовпрофа от 31.05.1990 года №179, в связи, с чем Даньшин Ю.В. на основании ч. 2 ст.6 от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» подлежит снятию с учета.

В соответствие с решением Свердловского районного суда города Белгорода Даньшин Ю.В., составом семьи 3 человека (Даньшин Ю.В., Даньшина Н.К., Даньшин В.А.) восстановлен в списках учета граждан, состоящих на учете нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, с <…> г., а, следовательно, имел право на улучшение жилищных условий.

При этом судом установлено, что приобретение жилого помещения в собственность, не может служить основанием для снятия Даньшиных с жилищного учета, поскольку в результате приобретения занимаемого жилого помещения в собственность не изменилась обеспеченность заявителей жилым помещением, жилищные условий не улучшились.

Вышеуказанное решение приведено к исполнению, Даньшин Ю.В. составом семьи 3 человека восстановлен в списках.

Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Из материалов дела и объяснений Даньшиной Н.К. следует, что ею и Даньшиным Ю.В. был избран способ улучшения жилищных условий – за счет получения субсидии.

С этой целью, и с надеждой с помощью полученных субсидий приобрести квартиру, ими было продано жилое помещение по адресу: город Белгород, улица <…>, дом <…>, комната <…>, в котором они проживали.

Однако, решением Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области в предоставлении субсидии отказано со ссылкой на отсутствие оснований.

Между тем, по вышеизложенным основаниям, суд, не может согласиться с доводами представителя Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о том, что в связи с приватизацией занимаемого Даньшиными общежития, они перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Доводы представителя Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о том, что обстоятельства, установленные вышеприведенным решением, не имеют преюдициального значения, поскольку в данном споре департамент не являлся стороной по делу, не указывают на правильность принятого решения об отказе в предоставлении субсидии.

Вступившим в законную силу решением, которое в силу ст. 13 ГПК РФ является обязательным для всех и подлежит неукоснительному исполнению на территории РФ, удовлетворялись требования истцов, касающиеся их прав на улучшение жилищных условий.

Утверждения представителя Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области в обоснование своей правовой позиции, что Даньшины намеренно ухудшили жилищные условия, продав, занимаемое ими ранее жилое помещение, также нельзя признать убедительными, поскольку данный факт имел место уже после направления заявки в департамент, а кроме того, он обусловлен желанием заявителей присовокупить денежные средства, вырученные от продажи комнаты и приобрести жилое помещение в виде квартиры со всеми коммунальными удобствами.

Суд признает данное обоснование действий заявителей оправданным, учитывая, что Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 5 марта 2009 N 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Доводы Даньшиной Н.К. на нарушение прав их семьи нашли подтверждение в судебном заседании.

В данном случае решение Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области об отказе в предоставлении Даньшиным субсидии, принято без учета обстоятельств, имеющих существенное значение: обязанность государства обеспечить инвалидов жильем, безвозмездный и безвозвратный характер субсидии, однократность ее получения, что лишило истцов возможности реализовать право на приобретение жилья за счет предоставленной субсидии, а следовательно является незаконным.

Из принципа, закрепленного в ст. 2 Конституции РФ следует, что процедуры исполнения требований Федерального закона "О ветеранах" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", исполняющими их органами, должны гарантировать приоритет прав и свобод человека и гражданина, не допуская предпочтения им даже самых важных общественных и иных интересов. Государственные органы должны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы при этом соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушений обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление. Непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, может расцениваться, как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности, закрепленной в ст. 45 Конституции РФ.

Поскольку, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 2, 18 Конституции РФ) предполагает безусловную обязанность суда исследовать и оценивать все возможные варианты их защиты, и, принимая во внимание порядок, обеспечения жильем, утвержденный постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп, суд полагает, что права заявителей должны быть восстановлены путем возложения обязанности на Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области оформить в установленном порядке заявку о финансировании приобретения жилья Даньшину Ю.В., Даньшиной Н.К. и произвести перечисление субвенций в доход местного бюджета в размере, установленном законодательством.

Требования заявителей к администрации города Белгорода в лице управления социальной защиты населения администрации города Белгорода, суд полагает необходимым отклонить, поскольку ни в исковом заявлении, ни в ходе рассмотрения иска по существу к данному ответчику никаких требований не заявлялось. Решение об отказе в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий данным органом не принималось. Нарушений прав заявителей непосредственно со стороны администрации города Белгорода в лице управления социальной защиты населения администрации города Белгорода, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Даньшина Ю.В., Даньшиной Н.К., Даньшина В.А. к Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, - признать обоснованными и обязать Департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области оформить в установленном порядке заявку о финансировании приобретения жилья Даньшину Ю.В., Даньшиной Н.К. и произвести перечисление субвенций в доход местного бюджета в размере, установленном законодательством.

Исковые требования Даньшина Ю.В., Даньшиной Н.К., Даньшина В.А. к администрации города Белгорода в лице управления социальной защиты населения администрации города Белгорода о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, - отклонить.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд через Свердловский районный суд города Белгорода в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме, а лицами, не присутствовавшими в судебном заседании, с момента получения копии решения суда.

Судья –