Решение по иску о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающиегося в улучшении жилищных условий незаконным, обязывании поставить на квартирный учет



2-3319-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Безух А.Н.

при секретаре Дедовой О.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галиченко В.Н. к администрации г. Белгорода о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, обязывании поставить на квартирный учет,

УСТАНОВИЛ:

Галиченко В.Н. является участником ВОВ, инвалидом <…> группы по причине ранения полученного на фронте, зарегистрирован по месту жительства в трехкомнатной квартире (адрес), площадью <…> кв.м. составом семьи <…> человек. Указанная квартира в равных долях принадлежит сыну заявителя <…> и невестке <…>.

Решением комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода от <…> года Галиченко В.Н. отказано в постановке на учет, со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ).

Дело инициировано иском Галиченко В.Н. Просил признать отказ администрации г. Белгорода в постановке на квартирный учет незаконным. Обязать администрацию г. Белгорода поставить на квартирный учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставить меру социальной поддержки по обеспечению жильем путем предоставления жилого помещения. В ходе судебного разбирательства, заявитель уменьшил требования, в части обязывания предоставления жилого помещения.

В судебном заседании адвокат Левченко И.В. требования поддержал, сославшись на то, что переезд Галиченко В.Н. на постоянное место жительства в г. Белгород из <…>, носил вынужденный характер, в связи с возрастом и состоянием здоровья.

Представитель администрации г. Белгорода, одновременно представляющая интересы управления соцзащиты, Медведева А.О., не имеющая полномочий на признание иска возражала против удовлетворения требований. В обоснование сослалась на то, что истец до переезда в г. Белгород, проживал в <…> и был обеспечен жильём, которое на основании договора дарения подарил сыну.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает требования не обоснованными и подлежащими отклонению.

Согласно представленных документов, комиссией, при разрешении вопроса о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий было установлено, что Галиченко В.Н. до переезда в г. Белгород, проживал в принадлежащем на праве собственности доме (адрес) общей площадью <…> кв.м., и был обеспечен по норме жилой площадью.

По информации главы администрации <…>, при посещении комиссией 28 декабря 2009 года указанного дома установлено, что домовладение находится в удовлетворительном состоянии, но требует ремонта крыши. Решением комиссии от 28 декабря 2009 года Галиченко В.Н. включен в списки на получение материальной помощи на ремонт крыши как участник ВОВ. В апреле 2010 года в комиссию, по последнему месту жительства истца, поступило заявление о постановке на учет на приобретение жилья. В удовлетворении заявления отказано, поскольку истец был обеспечен жильем выше учетной нормы, установленной на территории <…>.

На основании договора дарения от <…> года Галиченко В.Н. подарил <…> дом в <…> и переехал к нему на постоянное место жительства в г. Белгород. Право собственности на указанный жилой дом и земельный участок под ним в настоящее время продолжают быть зарегистрированными за сыном истца.

Каких либо доказательств о том, что истец нуждался в постоянном постороннем уходе в органы соцзащиты предоставлено не было.

Положения ст. 53 ЖК РФ предусматривают, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно правовой позиции Конституционного суда (определение от 19 апреля 2007 года № 258-О-О) по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданин совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

В ходе судебного разбирательства, представитель заявителя пояснял, что ухудшение жилищных условий, было связано с нуждаемостью в постороннем уходе в силу возраста и состояния здоровья Галиченко В.Н.

Заявитель, совершая безвозмездную сделку по отчуждению дома в пользу сына, не приобретая взамен жилья, переезжая на постоянное место жительства в г. Белгород, где отсутствует какое либо жильё, не мог не осознавать, что намеренно (искусственно) ухудшает свои жилищные условия, что может привести к состоянию, требующему участия государственных органов в обеспечении жильём. Отчуждение дома привело к обращению заявителя в органы соцзащиты, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Имея информацию об обеспечении истца жильём в <…>, которое отчуждено по безвозмездной сделке в 2011 году, принимая во внимание срок с момента дарения, суд считает обоснованным отказ администрации г. Белгорода в постановке на учет истца в силу положений п.п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Ссылка представителя истца на то, что отчуждение дома и переезд на постоянное место жительство в г. Белгорода носили вынужденный характер правового значения не имеет.

Согласно представленной выписки из истории болезни, а также справки госпиталя для ветеранов войн от 17 октября 2011 года, предоставленных при повторном обращении в органы соцзащиты администрации города Белгорода и в суд, истец нуждался в постоянном постороннем уходе с 2008 года, так как не мог самостоятельно передвигаться, то есть за три года до отчуждения дома.

Само по себе состояние здоровья и нуждаемость в постороннем уходе, не может быть признано уважительной причиной для отчуждения недвижимости - намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку не предусмотрено в качестве таковых законодательством.

При разрешении требования об обязывании постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает необходимым исходить из нижеследующих обстоятельств.

Согласно положений ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, могут быть признаны лишь те лица, которые не являются членами собственника жилого помещения, если они обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, членами семьи собственника жилого помещения, являются проживающие совместно с ним его родители, дети, супруги.

Истец вселен и проживает в квартире площадью <…> кв.м. принадлежащей в равных долях сыну и невестке, что позволяет сделать вывод о том, что является членом семьи собственников.

В силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Сыну истца Галиченко В.В. принадлежит на праве собственности дом, в с. Клименки, ранее принадлежавший истцу, общей площадью <…> кв.м.

Таким образом, на каждого из проживающих, приходится (расчет) = <…> кв.м. общей площади, что превышает установленную учетную норму жилья, установленную решением Белгородского городского Совета депутатов от 31 марта 2005 года под № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде».

Из изложенного следует, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Указанные обстоятельства, послужили основанием для отказа в постановке на учет, после повторного обращения Галиченко В.Н. (выписка из протокола от 21 октября 2011 года).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Галиченко В.Н. к администрации г. Белгорода о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, обязывании поставить на квартирный учет – признать не обоснованным.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода

Судья