Гражданское дело № 2-3077/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 октября 2011 года город Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: председательствующего судьи Поликарповой Е.В. при секретаре Костенко В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода, Управлению образования администрации г. Белгорода с участием третьих лиц МОУ «СОШ №35 г. Белгорода», МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» об обязании установить внешнее ограждение, УСТАНОВИЛ: В августе 2011 года прокуратурой г. Белгорода проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях г. Белгорода. Установлено, что в нарушение Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области, утвержденных Постановлением губернатора Белгородской области от 12.10.2009 года № 94, территория МОУ «СОШ №35 г. Белгорода» недостаточно оборудована средствами технической укрепленности, в том числе отсутствует внешнее ограждение, что не исключает нахождение на территории образовательного учреждения неустановленных лиц. Территория МОУ «СОШ №35 г. Белгорода» является объектом с массовым пребыванием несовершеннолетних граждан. В ответ на запрос прокуратуры г. Белгорода директор учреждения сообщил, что восточная часть территории школы до настоящего времени не ограждена по причине недостаточного финансирования. Дело инициировано иском прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц, который просит обязать администрацию г. Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ «СОШ №35 г. Белгород»; обязать Управление образования администрации г. Белгорода произвести закупку внешнего ограждения и обеспечить его надлежащий монтаж и установку вокруг МОУ «СОШ №35 г. Белгорода». В судебном заседании представитель прокурора – Рыбникова Н.С. заявленные требования поддержала. Представители ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не явились. Выслушав представителя истца, исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд считает требования прокурора обоснованными. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Детство находится под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). Согласно ст.ст. 5 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20.11.89 и подписанной от имени СССР 26.01.90 г., ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.90 г. во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона РФ от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. В соответствии с п.3 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189 утверждены Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в образовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821-10, введенные в действие с 01.09.2011г. Согласно п. 3.1 Правил, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. В силу ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов издает указы (постановления) и распоряжения. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации. В целях предупреждения правонарушений в сфере сохранности имущества предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, 12.10.2009г. губернатором Белгородской области издано постановление № 94 «Об утверждении Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области». Настоящие Правила устанавливают порядок и способы оснащения средствами механической защиты и охранной сигнализации объектов с целью противодействия преступным посягательствам на них; распространяются на все объекты предприятий, учреждений и организаций, расположенные на территории Белгородской области, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. В соответствии с п. 1 раздела 2 Правил внешнее ограждение устанавливается на объектах (определяется обследованием), требующих по условиям эксплуатации, техники безопасности и охраны ограждающих конструкций. Внешнее ограждение по периметру территории объекта должно препятствовать проходу лиц (животных) и проезду транспорта на объект и с объекта, минуя контрольно-пропускной пункт, и выполнять функции антитеррористической защиты объекта. Ограждение периметра, отдельных участков территории подразделяется на основное, дополнительное и предупредительное. Согласно п. 2,3 раздела 2 Правил основное внешнее ограждение территории объектов должно быть прямолинейным, без лишних изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, без наружных выступов и впадин. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству сторонами по делу не оспаривался тот факт, что территория МОУ «СОШ №35 г. Белгорода» внешнего ограждения не имеет. Выявленные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми и подлежат незамедлительному устранению, так как не обеспечивают надлежащую антитеррористическую и противодиверсионную устойчивость объекта и могут способствовать совершению противоправных действий. Отсутствие финансирования не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подп. 1 пункта 1 ст. 14, подп. 1 пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В силу п.п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с Положением «Об Управлении образования администрации города Белгорода», утвержденным решением Совета депутатов города Белгорода от 18 июля 2006 года № 324, последнее является отраслевым (функциональным) органом администрации города Белгорода и входит в структуру департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города. Управление в пределах предоставленных ему полномочий и прав обеспечивает проведение единой государственной образовательной политики на территории города Белгорода. Основной задачей Управления является обеспечение условий для стабильного развития и функционирования системы образовательных учреждений города (пункт 2.4.). Положениями п. п. 4.4., 4.5. предусмотрено, что Управление выступает в качестве муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В установленном порядке осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по подведомственным получателям. Ответчиками не предоставлено доказательств совершения конкретных действий, направленных на устройство внешнего ограждения МОУ «СОШ № 35 г. Белгорода». На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд- РЕШИЛ: Иск прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода, Управлению образования администрации г. Белгорода с участием третьих лиц МОУ «СОШ №35 г. Белгорода», МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» об обязании установить внешнее ограждение - признать обоснованным. Обязать администрацию г. Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МОУ «СОШ №35 г. Белгород». Обязать Управление образования администрации г. Белгорода произвести закупку внешнего ограждения и обеспечить его надлежащий монтаж и установку вокруг МОУ «СОШ №35 г. Белгорода». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья –