№ 2-3143/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 октября 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе председательствующего судьи Литвиновой А.М. при секретаре Денисенко О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода о возложении обязанности обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения, к Управлению образования администрации города Белгорода о возложении обязанности произвести закупку и организовать надлежащий монтаж и установку внешнего ограждения, с участием третьих лиц МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода», МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений», у с т а н о в и л: В ходе проведенной прокуратурой г. Белгорода в августе 2011 года проверки соблюдения требований законодательства по реализации приоритетного национального проекта «Образование» установлено, что в нарушение Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области, утвержденных Постановлением губернатора Белгородской области от 12.10.2009 года № 94, территория МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода» недостаточно оборудована средствами технической укрепленности, в том числе, отсутствует внешнее ограждение, что не исключает нахождение на территории образовательного учреждения неустановленных лиц. Территория МАОУ «Лицей № 38» является объектом с массовым пребыванием несовершеннолетних граждан. Дело инициировано иском прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц, в котором просят обязать администрацию города Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода; обязать Управление администрации города Белгорода произвести закупку и организовать надлежащий монтаж, установку внешнего ограждения вокруг МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода. В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала. Представитель ответчиков администрации г. Белгорода, Управления администрации города Белгорода, она же представляющая интересы МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода, МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» возражала против предъявленных требований. При этом не оспаривала отсутствие внешнего ограждения вокруг МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода. В обоснование указывает на отсутствие денежных средств для установки данного ограждения и что только на очередной 2012 финансовый год будет планироваться включение необходимых расходных обязательств на восстановление и устройство внешнего ограждения общеобразовательных учреждений г. Белгорода, в том числе и МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода. Кроме того, МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода является самостоятельным юридическим лицом, которое обладает всеми правами и обязанностями и самостоятельно в финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ. Выслушав стороны, исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Детство находится под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ). Согласно ст.ст. 5 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20.11.89 и подписанной от имени СССР 26.01.90 г., ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.90 г. во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. В частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона РФ от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. В силу ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов издает указы (постановления) и распоряжения. Акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации. В целях предупреждения правонарушений в сфере сохранности имущества предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, 12.10.2009 г. губернатором Белгородской области издано постановление № 94 «Об утверждении Правил обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области». Настоящие Правила устанавливают порядок и способы оснащения средствами механической защиты и охранной сигнализации объектов с целью противодействия преступным посягательствам на них; распространяются на все объекты предприятий, учреждений и организаций, расположенные на территории Белгородской области, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Согласно п. 1 раздела 2 Правил внешнее ограждение устанавливается на объектах (определяется обследованием), требующих по условиям эксплуатации, техники безопасности и охраны ограждающих конструкций. Внешнее ограждение по периметру территории объекта должно препятствовать проходу лиц (животных) и проезду транспорта на объект и с объекта, минуя контрольно-пропускной пункт, и выполнять функции антитеррористической защиты объекта. Ограждение периметра, отдельных участков территории подразделяется на основное, дополнительное и предупредительное. В соответствии с п. 2,3 раздела 2 Правил основное внешнее ограждение территории объектов должно быть прямолинейным, без лишних изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны, без наружных выступов и впадин. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток. Ответчиком и третьим лицом не оспаривался тот факт, что территория МОУ СОШ № 37 г. Белгорода не имеет внешнего ограждения. Как установлено судом и подтверждается представленным Уставом, утвержденным 15.06.2011 года, МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода в соответствии с государственным статусом реализует общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по предметам. В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Вышеуказанное обстоятельство также подтверждается планом действий по выполнению поручения главы администрации города по вопросу благоустройства территорий образовательных учреждений города за 2009 год, ответом МУ УКС администрации города Белгорода от 18.12.2009 года № 202 на имя начальника Управления образования администрации города Белгорода. Выявленные нарушения действующего законодательства являются недопустимыми и подлежат незамедлительному устранению, так как не обеспечивают надлежащую антитеррористическую и противодиверсионную устойчивость объекта и могут способствовать совершению противоправных действий. Отсутствие финансирования не предусмотрено действующим законодательством РФ в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей. Правила обеспечения инженерно-технической укрепленности и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области приняты в 2009 году, но по настоящее время органы местного самоуправления не приняли мер по обеспечению технической укрепленности школы. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подп. 1 пункта 1 ст. 14, подп. 1 пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ответчиком не предоставлено доказательств совершения конкретных действий, направленных на устройство внешнего ограждения МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода». Доводы представителя ответчика о том, что школа сама должна исполнять данные обязанности, несостоятельны. Администрация города Белгорода является надлежащим ответчиком по делу. В соответствии с пунктами 1.4.-1.6. Устава, МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода является муниципальным учреждением, некоммерческой организацией, финансируется за счет средств бюджета. Учредителем учреждения является администрация г. Белгорода в лице управления образования администрации города. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подп. 1 пункта 1 ст. 14, подп. 1 пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В силу п.п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с Положением «Об Управлении образования администрации города Белгорода», утвержденным решением Совета депутатов города Белгорода от 18 июля 2006 года № 324, последнее является отраслевым (функциональным) органом администрации города Белгорода и входит в структуру департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города. Управление в пределах предоставленных ему полномочий и прав обеспечивает проведение единой государственной образовательной политики на территории города Белгорода. Основной задачей Управления является обеспечение условий для стабильного развития и функционирования системы образовательных учреждений города (пункт 2.4.). Положениями п. п. 4.4., 4.5. предусмотрено, что Управление выступает в качестве муниципального заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В установленном порядке осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств по подведомственным получателям. Отсутствие финансирования для установления ограждения вокруг школы не может служить основанием для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей по установлению внешнего ограждения вокруг школы, поскольку в соответствии со ст. ст. 2, 17, 18, 20, 37, 38, 41, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы в РФ являются высшей ценностью, защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации является обязанностью государства и им гарантируется. Учитывая, что территория МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода является объектом с массовым пребыванием несовершеннолетних граждан, выявленные нарушения действующего законодательства инженерно-технической укрепленности и антитеррористической устойчивости объекта являются недопустимыми, следовательно, требования прокурора города Белгорода подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд- р е ш и л: Иск прокурора города Белгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Белгорода о возложении обязанности обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения, к Управлению образования администрации города Белгорода о возложении обязанности произвести закупку и организовать надлежащий монтаж и установку внешнего ограждения, с участием третьих лиц МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода», МУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» - признать обоснованным. Обязать администрацию города Белгорода обеспечить финансирование приобретения и установки внешнего ограждения вокруг МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода. Обязать Управление образования администрации города Белгорода произвести закупку и организовать надлежащий монтаж, установку внешнего ограждения вокруг МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья –