Решение по иску о прекращении технической возможности доступа к вредоносным Интернет - ресурсам



Гражданское дело № 2-3695-2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2011 года г. Белгород

Свердловский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи Сытник А.П.

при секретаре Воскобойниковой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Белгорода к ЗАО «Белгородские цифровые магистрали» о прекращении технической возможности доступа к вредоносным Интернет-ресурсам,

у с т а н о в и л:

Прокуратурой г. Белгорода проведена проверка исполнения законодательства об ограничении доступа к информации, которая способствует распространению наркотиков, чем создает опасность для жизни и здоровья неограниченного круга лиц.

В ходе проверки выявлены сайты <…>, на которых размещено сообщение о продаже кокаина, амфетамина и экстази, внесенных в список наркотических средств и психотропных веществ.

Дело инициировано иском прокурором г. Белгорода, который просил суд обязать ответчика прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к сайтам <…>.

В судебном заседании представитель прокурора г. Белгорода Рыбникова Н.С. (по доверенности) заявленные требования уточнила и просила суд обязать ответчика прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к Интернет-сайтам <…> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов <…> указанных сайтов.

Представитель ответчика Цыгулева И.Е (по доверенности) иск не признала, сослалась на то, что ЗАО «Белгородские цифровые магистрали» как провайдер доступа к сети Интернет не несет ответственности за содержание размещаемой на сайтах информации, а оборудование связи не позволяет осуществлять блокировку интернет-сайтов по доменным номерам или к конкретной странице/информации на веб-ресурсе. Просила в удовлетворении иска отказать.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Российская Федерация ратифицировала Федеральным Законом от 30 марта 1995 года № 37 - ФЗ Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанную в Женеве 22 декабря 1992 года. Осуществление электросвязи с помощью Интернета и других телекоммуникационных сетей подпадает под определение электросвязи, данное в Уставе Международного союза электросвязи. В п. 1012 данного устава закреплено, что электросвязи - это «...любая передача, излучение или прием знаков, сигналов письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радиооптической или другим электромагнитным системам».

Устав Международного союза электросвязи предусматривает, что государство вправе прервать любую «...частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государству или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия» (ст. 34 Устава).

Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей. В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

ЗАО «Белгородские цифровые магистрали» в соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" является интернет провайдером, оказывает телематические услуги связи, услуги доступа к сети Интернет, что подтверждается уставом ЗАО, лицензией.

В силу п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. № 575, ЗАО «Белгородские цифровые магистрали» обязано оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Статья 9 названного закона определяет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По смыслу вышеуказанных норм права, а также положений ст. 2, п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" законодательством предусмотрена необходимость ограничения распространения информации через сеть Интернет в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганда наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, то есть деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях запрещается.

В силу ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям о продаже наркотических и психотропных веществ.

Реклама запрещенных наркотических и психотропных веществ способствует распространению наркотиков, чем создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Факт размещения информации, которая может нанести вред жизни и здоровью неограниченного круга лиц на указанных в иске Интернет-сайтах, ответчиком не оспаривался.

Обеспечение технической возможности доступа пользователей к Интернет-сайтам <…> в Белгороде осуществляет Интернет провайдер ЗАО «Белгородские цифровые магистрали».

Предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ответчик фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к Интернет-сайту.

Ограничение доступа возможно путем фильтрации трафика и полного блокирования доступа к IP-адресам <…> Интернет-сайтов <…> на пограничных маршрутизаторах, на что указал в своем исковом заявлении прокурор.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л :

Иск прокурора г. Белгорода к ЗАО «Белгородские цифровые магистрали» о прекращении технической возможности доступа к вредоносным Интернет-ресурсам, признать обоснованным.

Обязать ЗАО «Белгородские цифровые магистрали» прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к Интернет-сайтам <…> путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов <…> указанных сайтов.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в десятидневный срок с момента изготовления мотивированного текста решения, путем подачи кассационной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья -