№2-3367-2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 ноября 2011 года г. Белгород Свердловский районный суд города Белгорода в составе: Председательствующего судьи: Литвиновой А.М. При секретаре: Денисенко О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Толмачева А.И. к администрации г. Белгорода о признании действий (бездействий) незаконными, о доступе к дошкольному образованию через предоставление места в детском дошкольном учреждении, У С Т А Н О В И Л : Толмачев А.И. является отцом Л., <дата> года рождения. Несовершеннолетняя зарегистрирована в городской базе данных для предоставления места в детском дошкольном учреждении с 04.04.2010 года. Дело инициировано исковым заявлением Толмачева А.И., который, ссылаясь на нарушение его прав и прав несовершеннолетней дочери на своевременное обеспечение местом в детском дошкольном учреждении, обратился в суд с требованиями о признании незаконными действия (бездействий) администрации г. Белгорода в лице Управления образования г. Белгорода по отказу в предоставлении места в МДОУ г. Белгорода его дочери незаконными, и об обязании администрации г. Белгорода предоставить его дочери Л. доступ к дошкольному образованию через предоставление места в МДОУ № <…> либо ином детском дошкольном учреждении на разумном географическом удалении от места проживания в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу. В ходе рассмотрения спора по существу истец, его представитель поддержали требования в полном объеме. Представитель ответчика считает иск подлежащим отклонению. Выслушав стороны, исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».) В соответствии с ч. 1, 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится в том числе самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом. В соответствии с Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г., учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. До 05.03.2011 года действовало Положение об организации предоставления общедоступного дошкольного образования в городском округе «Город Белгород», утвержденное Решением Совета депутатов г. Белгорода от 18.07.2006 № 325, которое определяло условия, обеспечивающие реализацию на территории городского округа «Город Белгород» прав ребенка на образование, закрепленных в нормативных правовых актах органов государственной власти РФ и Белгородской области, удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании, особенности организации деятельности системы дошкольного образования в муниципальном образовании, устанавливало дополнительные гарантии. Названное Положение регулировало нормативы комплектования групп в соответствии с требованием СанПиН 2.4.1.1249-03, а также устанавливало, что комплектование муниципальных ДОУ на новый учебный год производится в сроки с 1 июня до 1 августа ежегодно; в остальное время производится доукомплектование ДОУ (в случае выбытия ребенка) в соответствии с установленными нормативами. В связи с принятием решения № 459 Совета депутатов города Белгорода от 25.02.2011 года вышеуказанное положение утратило силу. Ныне действующее Положения об организации предоставления общедоступного дошкольного образования в городском округе «Город Белгород» предусматривает, что комплектование ДОУ осуществляется управлением образования администрации города Белгорода с учетом места проживания ребенка в порядке очередности (п. 4.2.). Регистрация детей ведется в электронной базе данных (постановка на очередь) (п. 4.3.). При регистрации в электронной базе данных (постановке на очередь) учитывается желание граждан на получение путевки в конкретное ДОУ (при наличии в нем мест к моменту выдачи путевки) (п. 4.4.). В действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждениях норматив комплектования на учебный год определяется в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91), с учетом функционирования (68 - 74%) (п. 4.6.). Комплектование муниципальных ДОУ на новый учебный год производится в сроки с 1 июня до 1 августа ежегодно; в остальное время производится доукомплектование ДОУ (в случае выбытия ребенка) в соответствии с установленными нормативами (п. 4.7.). В дошкольные учреждения муниципального образования направляются дети дошкольного возраста при наличии вакантного места, соответствующего возрасту ребенка, в порядке очередности (п. 4.8.). Пункт 4.9 устанавливает, что в случае невозможности предоставления места из-за отсутствия свободных мест в дошкольных учреждениях заявления граждан рассматриваются при освобождении места или комплектовании на будущий учебный год. Как пояснил представитель ответчика, места в детских садах города предоставляются согласно городской очереди. Выдача путевок - направлений для детей, зарегистрированных в городской базе данных, проводится с учетом даты первичной постановки на очередь. Главным критерием распределения мест в дошкольных образовательных учреждениях является дата обращения родителей в управление образования по постановке на очередь. Родителям, чья дата обращения более поздняя или в желаемом детском саду (микрорайоне) мест нет, предлагается возможность переноса очереди на другой год или зачисление ребенка при наличии мест в ДОУ другого микрорайона, при этом сохраняется возможность при комплектовании будущего года перевести ребенка в более удобный для них детский сад. Толмачеву А.И. в предоставлении места в ДОУ его дочери Л. в 2011 году отказано, в связи с переукомплектованностью, а также поздней постановкой на учет – 08.04.2010 года. Явка в Управление образования согласно талону – с 20.06.2012 г. по 30.06.2012 г. Как пояснил истец, поздняя дата постановки на учет вызвана переездом на постоянное место жительство в г. Белгород из <…> в феврале 2010 года. Однако указанное обстоятельство не дает право внеочередного предоставления места в дошкольном детском учреждении. То обстоятельство, что ребенку исполнилось три года, не предоставление места в детском саду лишает возможность ее мать осуществлять трудовую деятельность, при установленных судом обстоятельствах правового значения не имеет Суд учитывает, что управлением образования администрации г. Белгорода выполняется требование ст. 31 закона РФ «Об образовании» по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования. Так, Л. по желанию родителей может быть предоставлено место в группе кратковременного пребывания (до 3-х часов в день) в одном из МДОУ города, где занятия с ребенком в присутствии родителей проводят специалисты, тем самым, реализуя право ребенка на дошкольное образование. Таким образом, ребенку будет предоставлен объем обязательной части Программы, так как время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. Объем составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы (Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"). Кроме того, в городе Белгороде в 2011 году открыты частные детские сады, которые принимают детей дошкольного возраста. При посещении частного детского сада родители имеют возможность на получение субсидии. Постановлением администрации города Белгорода от 20.07.2011 года № 116 «О предоставлении субсидий родителям» утверждены Положения, предусматривающие предоставление субсидий родителям (законным представителям) на финансовое обеспечение получения их детьми дошкольного образования в негосударственных (частных) образовательных учреждениях, а также на детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, получающим услугу по присмотру и уходу за детьми, не связанную с оказанием образовательных услуг. Дошкольное образование - целостный процесс, направленный на обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями, а также на формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им жизненного социального опыта. При этом в Типовом положении «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г. имеется указание о том, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. То есть эти понятия законодателем разделены. Управлением образования предпринимаются возможные меры для реализации прав граждан в белгородской области на получение дошкольного образования, а также организация услуги по присмотру, уходу и оздоровлению детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, что подтверждается представленной информацией об общем количестве муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода от 10.11.2011 года. Доводы истца и его представителя о том, что согласно Письму Минобрнауки от 30.07.2007 года № 03-1883 «О методических рекомендациях по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 – 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» место в ДОУ должно быть представлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления, не может быть принято во внимание, так как названное письмо носит рекомендательный характер и не является нормативно правовым актом. Учитывая дату регистрации Л. в городской базе данных (08.04.2010 г.), предоставить место в детском саду не предоставляется возможным. По итогам комплектования на 30.09.2011 года согласно городской очереди в МДОУ г. Белгорода на микрорайон, в котором проживает истец с семьей, претендуют 101 человек, из них 11 льготной категории граждан, зарегистрировавшихся ранее в городской базе данных. Выделение ребенку места вне очереди является нарушением прав детей, зарегистрированных в базе данных ранее. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Толмачева А.И. к администрации г. Белгорода о признании действий (бездействий) по отказу в предоставлении места в МДОУ г. Белгорода незаконными, о доступе к дошкольному образованию через предоставление места в детском дошкольном учреждении, - отклонить в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста путем подачи жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья –