Гр. дело № 2- 3725- 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 ноября 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи Зюзюкина А.Н., при секретаре Багировой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова В.Г. к МБУ «Центр социальных выплат», с участием третьего лица Управления социальной защиты населения Белгородской области, о пересчете выплат в счет возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности, у с т а н о в и л: Чернов В.Г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период времени с 13 августа по 06 сентября 1986 года, относится к категории граждан, получивших заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается выданным ему удостоверением получившего заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом. Заключением медико-социальной экспертизы от 19.07.1995 года ему установлена <…> группа инвалидности с утратой трудоспособности в размере <…> % бессрочно. Инвалидность Чернова В.Г. связана с участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с инвалидностью и в соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» государство возмещает ему вред, причиненный здоровью, посредством выплаты ежемесячной денежной компенсации. Для расчета суммы возмещения вреда Чернов В.Г. изначально представил справку о заработке за 12 месяцев, предшествующих снижению трудоспособности, из которой и был исчислен размер ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью. На основании заявления Чернова В.Г. с 01 ноября 1996 года был сделан перерасчет размера возмещения вреда. К расчету им была представлена справка АОЗТ ПМК «Белгородская» от 30.10.1996 года о заработке за период пребывания в зоне Чернобыльской АЭС с 13 августа по 06 сентября 1986 года в размере <…> руб.. С ноября 1996 года размер получаемой компенсации составил <…> руб.. С 01.01.1997 года в связи с увеличением минимального размера оплаты труда размер компенсации составил <…> руб. и в таком размере выплачивался по июль 2000 года, когда без получения от Чернова В.Г. каких-либо заявлений органом соцзащиты размер получаемой компенсации был рассчитан опять исходя из справки о заработной плате с 01.03.1994 года по 28.02.1995 года и с 01.07.2000 года составил <…> руб.. Далее, этот размер был проиндексирован исходя из базовой суммы <…> руб. в соответствии с п. 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года № 82-ФЗ и п. 3 Федерального закона «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в российской Федерации» от 07.08.2000 года № 122-ФЗ, и составлял с 01.01.2001 года <…> руб.. Со вступлением в силу с 15.02.2001 года Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью был исчислен Чернову В.Г. без получения согласия последнего в твердом размере и составлял <…> руб.. Решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 18 июня 2003 года эта сумма индексирована с учетом коэффициентов индексации МРОТ пропорционального роста величины прожиточного минимума. В дальнейшем выплаты ежемесячной денежной компенсации повышались с учетом индексации, в порядке, установленном законодательством и с 01.01.2011 года размер получаемой Черновым В.Г. ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, составил <…> руб.. Дело инициировано иском Чернова В.Г.. Ссылаясь на то, что орган соцзащиты в январе 2000 года без его согласия произвел расчет возмещения вреда из заработка за 12 месяцев, предшествующих снижению трудоспособности, а наиболее выгодным является расчет возмещения вреда из заработка в период выполнения работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а затем в марте 2001 года также без его согласия размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью был исчислен в твердом размере, просит: обязать МБУ «Центр социальных выплат» назначить ему с 01 октября 2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере <…> руб., до изменения обстоятельств, и включить его в Реестр на получение с 01 октября 2011 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в указанном размере; взыскать с МБУ «Центр социальных выплат» за счет средств федерального бюджета в его пользу единовременно задолженность по выплатам денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период времени с 01.01.2000 года по 30.09.2011 года в размере <…> руб. (с учетом заявления от 18.11.2011 года об уточнении исковых требований). В судебное заседание Чернов В.Г. не явился, обеспечив участие в нем своего представителя Ракитянской Г.А., которая исковые требования поддержала. Представитель ответчика МБУ «Центр социальных выплат» г. Белгорода – Лебеденко Ж.Л. возражала по поводу удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие правового основания для перерасчета ежемесячной денежной компенсации и выплату истцу компенсации в соответствии с ранее состоявшимся решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 18.06.2003 года. Представитель Управления социальной защиты населения Белгородской области- Подольская И.В. позицию ответчика поддержала. Прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом уведомлен. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося прокурора. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Установлено, что Чернов В.Г. относится к категории граждан, получивших заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п. 25 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ, действовавшего до 15 февраля 2001 года, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Статья 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1 (в редакции ФЗ от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ) предусматривает, что в случае возникновения профессионального заболевания, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в условиях, повлекших такое заболевание. Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию гражданина) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца. В силу ст. 14 Правил право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежит самому инвалиду. При назначении сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, Черновым В.Г. 30.10.1996 года в орган соцзащиты была представлена справка о заработке за период пребывания в зоне Чернобыльской АЭС с 13 августа по 06 сентября 1986 года в размере <…> руб. С ноября 1996 года размер получаемой компенсации составил <…> руб.. С 01.01.1997 года в связи с увеличением минимального размера оплаты труда размер компенсации составил <…> руб. и в таком размере выплачивался по июль 2000 года, что подтверждается информацией МБУ «Центр социальных выплат» от 05.09.2011 года № <…> о размерах получаемой истцом компенсации в счет возмещения вреда здоровью. Последующие действия ответчика, связанные с перерасчетом получаемой истцом компенсации исходя из справки о заработной плате за двенадцать месяцев, предшествующих снижению трудоспособности, а затем и назначение компенсации в твердом размере в связи со вступлением в силу с 15.02.2001 года Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, совершены с нарушением норм материального права. В соответствии с пунктом 9 Постановления № 7 от 05.04.2005 года «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума ВС РФ от 14.12.2000 № 35» с 6 января 2000 Правила возмещения вреда были признаны утратившими силу и введён в действие Федеральный закон от 24.07.1998года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Исходя из пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ начиная с 6 января 2000 года подлежали применению соответствующие положения этого Закона, несмотря на то, что вред здоровью инвалидов был нанесен до его вступления в силу. При этом возмещение вреда данной категории инвалидов, назначенное при вступлении указанного Закона в силу, не могло быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Ответчик ссылается на пункт 4 Разъяснений № 6 «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда..», утвержденных Постановления Минтруда и соцразвития от 02.06.2000 года № 43, которым предусмотрено исчисление суммы в возмещение вреда как для лиц, признанных профбольными, только при наличии обязательного подтверждения факта работы в 3-ей зоне опасности Чернобыльской АЭС. Такое подтверждение в личном деле Чернова В.Г. отсутствует. Базовый закон не содержит требования подтверждать факт работы в 3-ей зоне опасности Чернобыльской АЭС. В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 года № 35, право на получение компенсационных выплат в размере ранее получаемых сумм возмещения вреда с учётом условного заработка имеют инвалиды независимо от того, в какой зоне радиоактивной опасности они работали при ликвидации последствий катастрофы. В силу п. 4 указанного Постановления гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 г. возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001 г. вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако, если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме. Таким образом, Чернов В.Г. имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в ранее назначенном размере. Согласия о переводе на твёрдую денежную сумму возмещения вреда в связи со вступлением в силу Заработок Чернова В.Г. за период пребывания в зоне Чернобыльской АЭС с 13 августа по 06 сентября 1986 года составляет <…> руб.. С ноября 1996 года размер получаемой компенсации составил <…> руб.. С 01.01.1997 года в связи с увеличением минимального размера оплаты труда размер компенсации составил <…> руб. и в таком размере выплачивался по июль 2000 года. В соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 года, вступившим в силу с 06 января 2000 года, при повышении минимального размера труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Величины МРОТ и даты их централизованного введения определены в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ. Так, с 1 июля 2000 года введен централизовано по Российской Федерации минимальный размер оплаты труда в сумме <…> руб. (ранее МРОТ составлял <…> руб.). Коэффициент индексации, подлежащий применению с 1 июля 2000 года, составляет <…> руб). С 01 июля 2000 года размер выплат мог составить <…> руб.. С 1 января 2001 года централизовано по РФ вводится минимальный размер оплаты труда <…> рублей. Коэффициент индексации, применяемый с 01 января 2001 года составляет <…>. С 01 января 2001 года размер выплат составит <…> руб.. Федеральным законом № 5- ФЗ от 12 февраля 2001 года, вступившим в силу с 14 февраля 2001 года, внесены изменения в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии со ст. 2 указанного Закона установленные размеры выплат возмещения вреда ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. В Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 года № 134- ФЗ определено, что ежеквартальные величины прожиточного минимума утверждаются постановлением Правительства РФ. Решением Октябрьского районного суда города Белгорода от 18.06.2003 года Чернову В.Г. был проиндексирован размер возмещения вреда. Судебным решением утверждены коэффициенты индексации: за 2002 год - <…>; 2003 год - <…>. В силу ст. 61 ГПК РФ установленные вступившим в законную силу решением суда обстоятельства по ранее рассмотренному делу обязательны при рассмотрении настоящего дела. Коэффициент индексации, подлежащий применению с 1 января 2004, с учетом среднегодовой величины прожиточного минимума, составляет <…>. Таким образом, размер ежемесячной денежной компенсации составит: с 01 января 2002 года - <…> руб.; с 01 января 2003 года - <…> руб.; с 01 января 2004 года - <…> руб.. В дальнейшем, начиная с 1 января 2005 года, выплаты возмещения вреда подлежат увеличению согласно ст. 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ - по уровню инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 года № 143 определён коэффициент индексации, подлежащий применению с 01.01.2005 года - <…>, и с 1.01.2006 года - <…>. Размер ежемесячной денежной выплаты составит: с 01 января 2005 года - <…> руб.; с 01 января 2006 г.- <…> руб.. В пункте 1 постановления Правительства РФ «Об индексации в 2007 году размеров компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 21 марта 2007 года № 171 установлен с 1 января 2007 года коэффициент индексации 1,08. Размер ежемесячной выплаты равен <…> руб.. Постановлением Правительства РФ «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 21 декабря 2007 года № 914 (в редакции от 03 сентября 2008 года № 655) установлен с 1 января 2008 года коэффициент индексации выплат в возмещение вреда - <…>. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 января 2008 года составляет <…> руб.. С 1 января 2009 года установлен коэффициент индексации выплат в возмещение вреда - <…>. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда составляет <…> руб.. Федеральным законом от 02.12.2009 года № 308 ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» установлен уровень инфляции на 2010 год в размере <…> %. Коэффициент индексации по уровню инфляции соответственно составит 1, 1. Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 года № 1024 установлена индексация денежной компенсации в возмещение вреда инвалидам-чернобыльцам с 01 января 2010 года на коэффициент <…>. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, подлежащей выплате заявителю с 01 января 2010 года составляет <…> руб.. Согласно Постановления Правительства РФ от 21.12.2010 года № 1079 установлен уровень инфляции в размере <…> в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, подлежащей выплате с 01 января 2011 года составляет <…> руб.. При изложенных обстоятельствах суд считает исковые требования о пересчете выплат в счет возмещения вреда здоровью подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно части 1 ст. 5 базового Закона выплаты возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Из информации о выплатах следует, что Чернову В.Г. денежная компенсация в счет возмещения вреда здоровью выплачивалась в меньших размерах. Согласно основополагающему принципу гражданского права - вред, причиненный личности или имуществу гражданина, должен быть возмещен в полном объеме. Это вытекает из смысла ст.ст. 42 и 53 Конституции РФ, прямо подтверждено в ст. 1064 ГК РФ, в ст. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в статьях 15 и 58 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ. Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данный Закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. При исчислении размера задолженности истец просит об индексации сумм задолженности с учетом индекса роста потребительских цен. Учитывая, что задержка выплаты сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14 декабря 2000 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). При этом данная индексация повторной не является, т.к. коэффициенты МРОТ, индексы уровня инфляции использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности. Суд признает обоснованными требования истца о взыскании недоплаты денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, с применением индексов РПЦ. Согласно выполненному истцом расчету задолженность по выплатам в счет возмещения вреда здоровью, за вычетом выплаченных истцу сумм, составляет <…> руб. Суд считает данный расчет обоснованным, математически правильным. Возражений по поводу правильности расчета со стороны ответчика и выступающих на его стороне лиц не поступало. В соответствии со ст. 5 и частью 3 ст. 14 базового Закона, территориальный орган соцзащиты осуществляет выплаты сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам из федерального бюджета. В случае образования задолженности по этим выплатам за прошлые годы, такая задолженность подлежит взысканию с органа соцзащиты, уполномоченного на выплату этих средств. В соответствии со ст. 333. 36 НК РФ ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд- р е ш и л: Иск Чернова В.Г. к МБУ «Центр социальных выплат» о пересчете выплат в счет возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности, признать обоснованным. Обязать МБУ «Центр социальных выплат» назначить Чернову В.Г. с 01 октября 2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере <…> руб., с последующей индексацией согласно действующего законодательства, до изменения обстоятельств, и включить Чернова В.Г. в Реестр на получение с 01 октября 2011 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <…> руб.. Взыскать с МБУ «Центр социальных выплат» за счет средств федерального бюджета в пользу Чернова В.Г. единовременно задолженность по выплатам денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере <…> руб.. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья
Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением здоровья.
Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года он в органы соцзащиты не давал.