Решение по заявлению об оспаривании решения комиссии



Гр. дело № 2- 3758-2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года город Белгород

Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего- судьи Зюзюкина А.Н.,

при секретаре- Багировой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коваленко В.И. об оспаривании решения комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода,

у с т а н о в и л:

Коваленко В.И., <…> года рождения, инвалид <…> группы, <…> умершего участника Великой Отечественной войны К.А.И., проживая в квартире <…> - К.В.А. вместе с ним и членами его семьи, 12 июля 2011 года обратилась в администрацию города Белгорода по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.

На следующий день на заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № <…> от 13 июля 2011 года) принято решение об отказе в удовлетворении просьбы Коваленко В.И. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, т.к., по мнению комиссии, Коваленко В.И. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершила действия, в результате которых может быть признана нуждающейся в жилом помещении, а потому в силу ст. 53 ЖК РФ может быть принята на учет не ранее чем через пять лет.

В заявлении, поданном в порядке ст. 254 ГПК РФ, Коваленко В.И. просит: признать незаконным и необоснованным решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода, которым ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; отменить это решение; обязать администрацию города Белгорода поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях (с учетом заявления об уточнении заявленных требований).

В обоснование заявленных требований сослалась на те обстоятельства, что преднамеренных действий по ухудшению своих жилищных условий с целью приобретения права состоять в администрации города Белгорода на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, не совершала. По мнению заявительницы, оспариваемое решение принято без выяснения причин продажи ею в 01.04.2009 года жилого дома в <адрес>. Продажа дома и последующее проживание в квартире <…> вызвано объективными причинами: нуждаемость в постороннем бытовом и медицинском уходе со стороны сына в связи с инвалидностью; невозможность содержать жилой дом в силу возраста и плохо состояния здоровья.

В судебное заседание Коваленко В.И. не явилась. Её представитель - Колочко Ю.Г. заявленные требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица администрации города Белгорода - Шустова Н.Н. просила признать заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на положения ст. 53 ЖК РФ, принятие оспариваемого решения по представленным Коваленко В.И. заявлению и документам, а также на сообщение Коваленко В.И. недостоверных сведений о проживающих совместно с нею лицах.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными в части.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ (включающие, в том числе, и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей в повторный брак.

Коваленко В.И. является <…> умершего участника ВОВ, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания, что подтверждается справкой об инвалидности, справкой военного комиссариата Белгородской области.

Согласно п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для членов семей погибших (умерших) участников ВОВ исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 36 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация (Правительство) Белгородской области постановлением от 28.03.2006 года № 52-пп утвердила порядок предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета проживающих на территории Белгородской области ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно которому Департамент финансов и бюджетной политики области на основании представляемой заявки о финансировании приобретения жилья, утвержденной департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области, сформированной на основании вышеназванных списков граждан, нуждающихся в жилье и имеющих право на оказание мер социальной поддержки, из числа граждан, установленных подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», нормы предоставления общей площади жилого помещения 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, направляет субвенции на счета получателей средств местных бюджетов, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов в отделениях по районам и городам управления Федерального казначейства по Белгородской области.

Органы местного самоуправления: в соответствии с законом области ведут учет граждан указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий; формируют по каждой категории граждан, имеющих право на получение жилья в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», списки нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и представляют их в управление социальной защиты населения области; производят расчет размера субвенций согласно установленной законодательством Российской Федерации норме предоставления общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации, и представляют в департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства области; открывают счета в районных (городских) органах Федерального казначейства для зачисления средств субвенций на социальную поддержку в обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; обеспечивают за счет средств субвенций из федерального бюджета предоставление жилья гражданам указанных категорий по договору социального найма первичного или вторичного рынка, в том числе индивидуальных жилых домов, отвечающих установленным санитарно-техническим требованиям, благоустроенных, применительно к условиям населенного пункта, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, чтобы получить меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем член семьи погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой Отечественной войны, должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, что влечет постановку его на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода с включением в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен статьей 51 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 данной нормы установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Часть 4 статьи 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 ст. 51 ЖК РФ).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Белгородского городского Совета депутатов от 31.03.2005 года № 132 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Белгороде», Законом Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», размер учетной нормы установлен в размере 15 кв.м. общей площади на 1 человека.

Из доводов заявления, показаний Коваленко В.А., документов, которые заявительница представила вместе с заявлением о принятии на жилищный учет, следует, что заявительница проживает и зарегистрирована в квартире <адрес 2> в качестве члена семьи собственника квартиры – К.В.А.. Общая площадь квартиры - 48, 7 кв.м.. Кроме заявительницы в квартире постоянно проживают: ее <…> и собственник жилья К.В.А., его <…> - К.Е.В. и их <…> - К.А.В. и К.И.В..

Заявительница, К.Е.В., К.А.В. и К.И.В. дома (части дома), квартиры (части квартиры) в собственности не имеют, что подтверждается справками Белгородского городского БТИ от 20.06.2011 года, выпиской из ЕГРП от 20.06.2011 года и уведомлениями от 17.06.2011 года, выданными Управлением Росреестра по Белгородской области.

Вместе с заявлением о постановке на жилищный учет заявительница представила акт проверки жилищных условий от 06.07.2011 года, содержащий недостоверные сведения о лицах, проживающих в квартире. В этом акте не указан К.В.А., который в суде утверждал о совместном проживании с заявительницей в принадлежащей ему квартире.

Сведений о наличии (отсутствии) у члена своей семьи- К.В.А. других жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, заявительница вместе с заявлением о принятии на жилищный учет не предоставляла. Не представлены эти сведения (справка БТИ, выписка из ЕГРП) и в судебном заседании. В связи с изложенным, учитывая положения части 2 ст. 51 ЖК РФ, суд считает недоказанными доводы заявительницы об обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Коваленко В.И. о постановке на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма следует отказать.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу ст. 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Оценивая фактические обстоятельства дела по представленным доказательств суд приходит к убеждению, что отказывая Коваленко В.И. в удовлетворении просьбы о постановке на жилищный учет комиссия по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода применила положения ст. 53 ЖК РФ исходя из презумпции недобросовестности заявительницы, что противоречит п. 3 ст. 10 ГК РФ.

Из объяснений представителя ответчика и материалов, представленных Коваленко В.И. на рассмотрение жилищной комиссии, видно, что к выводу о совершении заявительницей умышленных действий по ухудшению жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, комиссия пришла на основании тех фактов, что по договору купли-продажи от 01.04.2009 года она продала принадлежащий ей жилой дом общей площадью 43,5 кв.м. в <адрес>, а в заявлении о принятии на учет не указала причины продажи дома.

Закон Белгородской области от 10.05.2006 года № 39 «О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», не содержит каких-либо особых условий к форме и содержанию заявления о принятии на жилищный учет.

Статьей 5 указанного Закона органу местного самоуправления предоставлено тридцать рабочих дней для того, чтобы проверить, истребовать дополнительные сведения и документы и рассмотреть заявление гражданина о принятии на жилищный учет с вынесением решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.

Заявление Коваленко В.И. и представленные ею документы были рассмотрены на заседании комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода на следующий день после их предоставления. Комиссия располагала сведениями и документами о том, что заявительница находится в престарелом возрасте, является инвалидом <…> группы, проживала на хуторе <адрес> одна. При наличии достаточных оснований предположить, что дом на хуторе <адрес> заявительница продала вынужденно, с целью получения ухода и содержания от своих близких, проживающих в городе Белгороде, комиссией не были получены и проверены объяснения от заявительницы и членов ее семьи о причинах продажи дома, вследствие чего членами комиссии принято поспешное неправомерное решение об отказе в принятии заявительницы на жилищный учет по предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ основанию.

С целью восстановления нарушенных прав заявительницы и в соответствии со ст. 158 ГПК РФ следует признать незаконным и отменить решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № <…> от 13.07.2011 года) об отказе в постановке на учет Коваленко В.И. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и обязать администрацию города Белгорода повторно рассмотреть заявление Коваленко В.И. о принятии на жилищный учет.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, ст.ст. 50- 54 ЖК РФ, суд-

р е ш и л:

Заявление Коваленко В.И. об оспаривании решения комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода, признать обоснованным в части.

Признать незаконным и отменить решение комиссии по признанию граждан малоимущими и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях при Управлении социальной защиты населения администрации г. Белгорода (протокол № <…> от 13.07.2011 года) об отказе в постановке на учет Коваленко В.И. на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.

Обязать администрацию города Белгорода повторно рассмотреть заявление Коваленко В.И. о принятии на жилищный учет.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований Коваленко В.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение 10 дней после его изготовления в полном объеме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Судья -