Гр. дело № 2-3742- 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 ноября 2011 года город Белгород Свердловский районный суд г. Белгорода в составе: председательствующего судьи - Зюзюкина А.Н., при секретаре- Багировой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дей В.И. к администрации г. Белгорода в лице управления социальной защиты населения, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о признании права на предоставление жилья за счет субвенций из федерального бюджета, у с т а н о в и л: Дей В.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации. Приказом <…> от <…> года № <…> <…> Дей В.И.- руководитель полетами 917 отдельного транспортного авиационного полка ВВС Черноморского Флота, уволен с действительной военной службы в запас по ст. <…> Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» - <…>. Приказом командира войсковой части <…> от <…> года № <…> Дей В.И. с <…> года исключен из списков личного состава части и снят со всех видов обеспечения, направлен для постановки на воинский учет в Свердловский РВК г. Белгорода Его календарная выслуга лет составила <…> лет. После увольнения с военной службы Дей В.И. избрал постоянным местом жительства г. Белгород и решением жилищной комиссии администрации г. Белгорода (протокол № <…> от <…> года) принят на жилищный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку. Во исполнение решения жилищной комиссии Дей В.И. был принят на жилищный учет распоряжением администрации города Белгорода с <…> года. Распоряжением администрации города Белгорода от <…> года № <…> по результатам рассмотрения материалов заседания комиссии по жилищным вопросам (протокол № <…> от <…> года) Дей В.И. исключен из списка квартирного учета администрации города Белгорода как не прошедший перерегистрацию. Решением Свердловского районного суда города Белгорода от 05 сентября 2011 года Дей В.А. восстановлен на жилищный учет граждан, нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий в г. Белгороде по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан уволенных с военной службы в запас или отставку, с даты первоначальной постановки на учет - <…> года. Ссылаясь на отсутствие справки о сдаче жилья по последнему месту службы, Управление социальной защиты населения администрации города Белгорода в письме от <…> года известило Дей В.И. об отсутствии возможности рассмотреть его жилищный вопрос. В исковом заявлении к администрации города Белгорода в лице Управления социальной защиты населения и Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Дей В.И. предъявил требования о признании за ним права на предоставление жилого помещения как гражданина, уволенного с военной службы, в отсутствие справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. В обоснование заявленных требований сослался на невозможность предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту службы - квартиры, расположенной в пос. <адрес>, переданной в коммунальную собственность органа местного самоуправления, а затем приватизированной <…> и <…>. В судебное заседание Дей В.И. не явился, обеспечив в нем участие своего представителя Скоромного А.И., который исковые требования поддержал. Представитель ответчика Департамента строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области - Зимин Д.А. просил в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на те обстоятельства, что истец уже был обеспечен жилым помещением по линии МО СССР в пос. <адрес> и это жилье не сдал. Администрация города Белгорода участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила, возражений на иск не представили. Исследовав в судебном заседании доказательства, представленные сторонами, и обсудив их доводы по заявленному иску, суд признает исковые требования обоснованными. В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства. С 1 января 2005 г. система обеспечения жильем военнослужащих претерпела существенные изменения в связи с вступлением в действие Федерального закона РФ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. С органов местного самоуправления была снята обязанность по обеспечению жильем военнослужащих. Лица, уволенные с военной службы до 01 января 2005 г. и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жильем путем выдачи жилищного сертификата органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). В силу пункта 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 года № 342- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года. В силу п. 7 этих Правил одним из оснований признания граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является отсутствие жилой площади. Постановлением Правительства Белгородской области от 14.03.2011 года № 90-пп утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Пунктами 2.1 и 2.2 этого Порядка предусмотрено, что гражданин, уволенный с военной службы, имеющий право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и определившийся с формой предоставления жилых помещений, представляет в администрацию муниципального района, городского округа заявление, подписанное им и совершеннолетними членами его семьи, по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, к которому, в том числе, прилагаются: справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы)- для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан, уволенных с военной службы; подтверждение квартирно-эксплуатационного органа, выдавшего справку, по запросу органа местного самоуправления факта сдачи указанным гражданином, уволенным с военной службы, ранее занимаемого жилого помещения. Из объяснений сторон и представленных доказательств следует, что по последнему месту службы Дей В.И. в <…> году было предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира <адрес>, на состав семьи три человека (он, <…> - Д.А.В., <…>- Д.Е.В.). <…> года Дей В.И. снялся с регистрационного учета по указанному месту жительства в связи с выездом в г. Белгород. Эти обстоятельства подтверждаются справкой - выпиской из домовой книги о составе семьи и прописке, выданной 31.08.2011 года 1997 ОМИС. По данным БТИ г. <адрес> от 09.10.2002 года указанная выше квартира передана в долевую собственность в равных долях <…> и <…> истца. Право долевой собственности Д.А.В. и Д.Е.В. на квартиру <адрес> зарегистрировано в ГКП БТИ и государственной регистрации объектов недвижимого имущества г. <адрес> под реестровым № <…> от <…> года и <…> года выдано свидетельство о праве собственности на жилье. Из этих доказательств следует, что Дей В.И. при увольнении с военной службы в запас сдал предоставленную ему по последнему месту службы квартиру местным властям. Администрации г. <адрес> предоставила квартиру <…> истца и их <…>. Суд считает, что Дей В.И. подтвердил сдачу жилья по последнему месту службы в соответствии с пунктом 44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 и пунктом 2.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 14.03.2011 года № 90-пп. Кроме того, законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации. Выдача военнослужащим государственных сертификатов, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, является одной из гарантий их прав на обеспечение за счет государства жильем в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в соответствии с общими нормами жилищного законодательства Российской Федерации о предоставлении государством жилых помещений гражданам. Обязательными условиями, при которых военнослужащие и члены их семьи вправе рассчитывать на получение жилья в собственность или единовременной денежной выплаты на улучшение своих жилищных условий в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, являются только: наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства. В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства. Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Ответчиками не оспаривалось, что Дей В.И. не имеет в собственности жилого дома (квартиры) в Российской Федерации, не имеет забронированного жилья, по линии МО РФ не получал ссуду (субсидию) на приобретение жилья, не получал государственный жилищный сертификат. Это также подтверждается справкой военного комиссариата Белгородской области от 02.09.2011 года № <…>, справкой <…> БТИ от 05.09.2011 года № <…> и уведомлением Управления Росреестра по Белгородской области от 31.08.2011 года. Жилые помещения, расположенные за пределами Российской Федерации, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся. Порядок сдачи жилых помещений военнослужащими, выезжающими с территории государства - участника СНГ, и правовые последствия таких действий должны регулироваться международными договорами и законодательством государства, на территории которых расположено сдаваемое жилое помещение. При этом именно от этих государств должна исходить заинтересованность в сдаче военнослужащими жилья. Названные обстоятельства нашли свое отражение в ст. 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года, согласно которому государство - участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу граждане, переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства - участника, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории другого государства - участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства) или если жилые помещения по прежнему месту службы (жительства) им не предоставлялись. Согласно статусу указанного документа, он для России по состоянию на 10.01.2011 года не вступил в силу. Республика Украина участником Соглашения не является. Положения «Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» (Заключено в г. Минске 14.02.1992 года) не содержат требования о предоставлении гражданином, уволенным с военной службы, справки о сдаче жилья по последнему месту службы в одном государстве СНГ при реализации права на жилищное обеспечение в другом государстве СНГ. Таким образом, в соответствии с нормами материального права, оставление Дей В.И. квартиры на территории Республики Украина не является препятствием для реализации его прав на улучшение жилищных условий по избранному после увольнения с военной службы месту жительства на территории Российской Федерации. Из объяснений представителя истца в судебном заседании следует, что Дей В.И. исполнил предусмотренную п. 2.1. Порядка, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 14.03.2011 года № 90-пп, обязанность по предоставлению в администрацию города Белгорода заявления по форме согласно приложению № 1 к указанному порядку, которым просил предоставить жилое помещение в собственность. Администрация города Белгорода материалы учетного дела истца не представила, а потому суд принимает за достоверные объяснения представителя истца. При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования Дей В.И.. Следует признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, принятых на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту службы квартирно-эксплуатационным органам МО РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Иск Дей В.И. к администрации г. Белгорода в лице управления социальной защиты населения, Департаменту строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области, о признании права на предоставление жилья за счет субвенций из федерального бюджета, признать обоснованным. Признать за Дей В.И. право на обеспечение жилым помещением за счет субвенций из федерального бюджета по списку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, принятых на учет нуждающихся в получении жилья или улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту службы квартирно-эксплуатационным органам МО РФ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы на решение суда через Свердловский районный суд г. Белгорода. Судья